Георгием Костаки собрано большинство (Д.В. Сарабьянов, статья о Любови Поповой в Энциклопедии русского авангарда) произведений Любови Поповой, которая умерла в 1924 году в возрасте 35 лет.
Попова родилась в 1889 году под Москвой в купеческой семье. С 1908 года занималась в частной художественной школе Константина Юона. В начале 10-х годов работает в студии «Башня», где знакомится с Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой и другими молодыми левыми художниками. На волне популярности примитива и древнерусского искусства Попова с целью изучения древнерусской живописи и архитектуры путешествует в Киев, Новгород, Ростов, Ярославлю, Суздаль. В это же время она изучает раннее Возрождение и занимается новой французской живописью в галерее Щукина.
После поездки в Париж в 1912 году она создает кубофутуристическую серию композиций с обнаженными фигурами. В 1915-1916 годах участвует в футуристических выставках («Трамвай В» и «0.10»). У французских кубистов она заимствует мотивы скрипок и гитар и за три года увлечения кубизмом пишет около 20 кубистических натюрмортов и десяток портретов.
К 1916 году Любовь Попова приходит к собственному варианту беспредметного искусства, где сочетаются плоскостность и линейность древнерусской живописи и приемы супрематизма. Под общим названием «Живописные архитектоники» с 1916 до 1918 года она делает несколько десятков работ, о которых позже пишет: «Наиболее характерной чертой нашего стиля … является абстрактность, то главное отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности».
«Живописная архитектоника. Черное, красное, серое», 1916. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки
Известна оформительская работа Поповой в театре. Для постановки Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец» она отказывается от классической смены декораций и конструирует «пространственную установку» (сейчас ее реконструкцию можно видеть в музее «Гараж» на выставке «История перформанса»). В этой сценической машине в полной мере раскрывались возможности «биомеханики», нового, революционного метода игры на сцене. Сохранился эскиз Поповой к спектаклю, тоже Мейерхольда, «Земля дыбом». На сцене был построен подъемный кран, к которому крепились щиты с лозунгами и экраны для кинохроники.
Эскиз сценической конструкции для спектакля «Великодушный рогоносец». Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки
Последний живописный цикл Поповой — «Пространственно-силовые построения» 1921 года. Заявив, что «деятельность современного художника неизбежно протекает в пределах конкретного производства», Попова окончательно порывает с станковой картиной и переходит в производственное искусство. Она проектирует женскую одежду (реконструкции ее костюмов есть в коллекции Музея декоративного искусства в Москве), делает эскизы тканей для Первой ситценабивной фабрики (весной 1923 ткани по рисункам Поповой поступают в продажу и пользуются большой популярностью), продолжает активную работу в полиграфии. Преподает во ВХУТЕМАСе, участвует в работе ИНХУКа.
Прозодежда актера №3, 1921. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки
Эскиз ткани с орнаментом из цветных треугольников, 1923-1924. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки
В мае 1924 года Любовь Попова и ее сын (ее муж, историк искусства Борис фон Эдинг, умер пятью годами ранее от тифа) заражаются скарлатиной и умирают с разницей в два дня.