Новости партнеров

Ликом черен и прекрасен

Звезда Голливуда Дэнзел Вашингтон отметил 60-летие

Кадр из фильма «Великий уравнитель»

Выдающийся киноактер Дэнзел Вашингтон, отметивший 28 декабря 60-летие, в любом рейтинге занимает место среди величайших звезд Голливуда, наряду с Марлоном Брандо, Робертом Де Ниро, Морганом Фрименом и Сидни Пуатье. Двукратный лауреат премии Оскар, он сыграл более чем в 40 картинах. За время своей 37-летней карьеры, его фильмы собрали около 4 миллиардов долларов по всему миру.

Дензел Вашингтон родился 28 декабря 1954 в Маунт-Верноне, штат Нью-Йорк. Мальчик был назван в честь отца-священника — преподобный Дензел Вашингтон-старший был пастором в церкви пятидесятников, а его мать Линн работала косметологом. Средний из трех сыновей в семье, Дэнзел в детстве трудился в салоне красоты, подрабатывая у матери подмастерьем. После школы он поступает в частный католический университет в Нью-Йорке, откуда выпускается в 1977 году со степенью бакалавра искусств и журналистики. По окончании Фордхемского университета он получает стипендию в престижной Американской Консерватории Театра в Сан-Франциско. Проучившись там всего год, Дэнзел возвращается в Нью-Йорк и сразу же начинает сниматься в телевизионных фильмах и сериалах.

Уже в 1977 Вашингтон играет небольшую дебютную роль в спортивной драме «Вильма», где знакомится со своей будущей женой Паулеттой Пирсон, с которой с тех пор неразлучен и имеет четверых детей.

Первую заглавную роль актер получает в комедии «Копия в негативе» (1981) Майкла Шульца о том, как у белого бизнесмена-расиста внезапно объявляется чернокожий сын. К сожалению, комедийный талант актера продюсеры недооценили, и все восьмидесятые годы Вашингтон все больше играет суровых копов, солдат и политиков. Известность приходит к нему благодаря участию в телесериале NBC «Сент-Элсвер», где Вашингтон снимался на протяжении шести сезонов.

Первая номинация на «Оскар» за участие в фильме Ричарда Аттенборо «Клич свободы», где актер играет южноафриканского борца против апартеида Стива Бико, досталась Вашингтону в 1987 году. И уже спустя три года получает, наконец, заветную статуэтку за роль второго плана в исторической военной драме Эдварда Цвика «Слава» (1989), где играет бывшего раба, сражающегося в гражданской войне за освобождение Юга. Так, уже к концу 1980-х Вашингтон становится одним из самых коммерчески успешных актеров американского кино. Высокий темнокожий красавец нравится публике, постепенно становясь самым востребованным афроамериканцем в Голливуде, выступающим в амплуа «хорошего парня», героя.

Однако будучи выходцем из религиозной среды (артист даже одно время подумывал стать проповедником, но решил, что с помощью кинематографа может влиять на аудиторию неограниченного масштаба), получив известность, Дэнзел начинает тщательно отбирать роли, всячески противясь стереотипным представлениям продюсеров о роли чернокожих артистов в кино. Ему очень везет с эпохой — наступает время преодоления расовых предрассудков в американском обществе, и Вашингтон участвует в политических манифестах поколения борцов за равноправие.

В 1992 на экраны выходит фильм режиссера Спайка Ли «Малкольм Икс» — байопик об одном из наиболее влиятельных афроамериканцев в истории США, исламском духовном лидере и борце за права нацменьшинств. У нашего героя — исполнителя главной роли (Дэнзел к тому же был удивительно похож на Мальколма Икс внешне) — очередная номинация на «Оскар» и «Золотой глобус». Создавалось ощущение, что на экране актер может существовать лишь в ипостаси борца за права угнетенных народов. Правда, его творческое взаимодействие со Спайком Ли, начавшись двумя годами ранее с картины о джазовом музыканте «Блюз о лучшей жизни» (1990) и завершившееся драмой «Его игра» (1998) о профессиональном баскетболисте и его отце-уголовнике, — можно назвать наиболее продуктивным в профессиональной карьере Вашингтона, выявив талант актера к воплощению самых разноплановых характеров.

В конце прошлого века актер сыграл в своем, по мнению критиков, лучшем фильме — «Урагане» (1999) Нормана Джуисона. Криминальная драма, основанная на реальных событиях, когда афроамериканский боксер Рубин Картер, отсидев 19 лет за убийство, которого не совершал, нокаутирует в первом же раунде соперника, принесла Вашингтону «Золотой глобус», номинацию на «Оскар» и приз Берлинского фестиваля за лучшую роль.

Спустя два года на экран вышел «Тренировочный день» (2001) — криминальный триллер Антуана Фукуа о коррумпированных полицейских. Слоган фильма гласил: «Опаснее преступника может быть лишь коп, нарушающий закон». И хорошего парня тут играл, вопреки всем ожиданиям, вовсе не Вашингтон, а Итан Хоук. А наш герой второй раз в истории кино (после сэра Сидни Пуатье) получил «Оскар» за лучшую мужскую роль, будучи афроамериканцем.

В XXI веке, давно пребывая в статусе международной звезды, Дэнзел Вашингтон снимается примерно в одном проекте в год, по-прежнему с успехом эксплуатируя свой образ темнокожего мачо. Крупных наград его фильмы давно не завоевывают, зато это в основном высокобюджетные боевики и триллеры, среди которых наиболее известны «Манчжурский кандидат» (2004), «Книга Илая» (2009), «Экипаж» (2012), и недавно вышедший «Великий уравнитель» (2014).

Творческая судьба, как и общественная позиция, давно сделали этого человека образцом в витрине Голливуда. Он не дает пищи желтой прессе, подчеркнуто набожен и занимается благотворительностью; в общем — к своим 60-ти Дэнзел Вашингтон подошел самым узнаваемым афроамериканцем поколения великих кинозвезд на рубеже тысячелетия.