Возвращение Крыма и Севастополя в состав России стало главным политическим событием 2014 года. Все точки над «i» были расставлены на референдуме 16 марта, когда крымчане единодушно высказались за выход полуострова из состава Украины и воссоединение его с РФ: «за» проголосовали более 95 процентов населения. А уже 18 марта был подписан договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. «Лента.ру» вспоминает, как полуостров прожил этот год.
Переоценить то, что случилось в марте 2014-го, едва ли возможно. Впервые в новейшей постсоветской истории в состав России вошли сразу два новых субъекта, образовавшие теперь Крымский федеральный округ. На протяжении всего года президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал в своих выступлениях значимость Крыма и Севастополя для России. Небывалый прилив патриотизма ощутили многие россияне, поддержавшие позицию руководства страны по крымскому вопросу.
Геополитическое значение воссоединения полуострова с Россией оценили и эксперты. «Возвращение Крыма означает восстановление исторической территории России. Это просто необходимо сделать после периода бессмысленного и деструктивного разделения живого тела Российского государства, длившегося все прошлое столетие. Для России это один из этапов выздоровления гражданского организма. А для мирового сообщества данный факт прошел либо незамеченным, либо использовался оппонентами руководства России для дискредитации Владимира Путина и его команды», — прокомментировал «Ленте.ру» директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Сегодня это событие уже уходит в историю. Однако девять месяцев назад «крымская весна» всколыхнула все общество. Ведь еще в начале февраля ни о референдуме, ни тем более о воссоединении полуострова с РФ не шло и речи. Крым с тревогой наблюдал за происходящим в Киеве.
Вот что о настроениях людей рассказывал 6 февраля 2014 года депутат тогда еще Верховного Совета автономной республики Владимир Клычников: «В Крыму люди достаточно спокойные, потому что у нас нет тех нациков, которые сегодня стоят на Майдане. У нас также нет "оранжистов", которые были еще буквально несколько лет назад. Если и есть, то мизерный процент, который никто не замечает. Это, как принято говорить, маргиналы. В Крыму не могут найти картинку, чтобы показать, что тут "майданутых" поддерживает какое-то сообщество людей. Но, с другой стороны, крымчане смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты. И за эти три месяца, что происходит так называемая революция, крыша от новостей из Киева у людей, конечно же, едет. Люди обращаются к крымской власти с вопросом: доколе будем терпеть? Люди переживают очень: что, если власть путем переворота перейдет к этим фашистам, какая у нас есть защита от этого? Население Крыма всерьез обеспокоено. Поэтому на предстоящей 19 февраля сессии мы собираемся внести ряд изменений в Конституцию и принять обращение к России. Окончательное решение за президиумом Верховного Совета Крыма. Я как депутат каждый день общаюсь с избирателями. Я прекрасно знаю мнение и избирателей, и депутатского корпуса. Я не с потолка беру данные предложения. Это требования и ожидания жителей полуострова».
Пройдет всего три недели, и на полуострове развернется «крымская весна» с самообороной, «вежливыми людьми», патриотической эйфорией и хэштэгом «крымнаш», сопровождающим все новости о Крыме и Севастополе. Процесс этот станет необратимым и приведет к референдуму.
События развивались стремительно. На референдуме 16 марта 2014 года в Крыму при явке 83,1 процента за присоединение полуострова к России высказались 96,77 процента избирателей. В Севастополе при явке 89,5 процентов «за» было 95,6 процента проголосовавших. 17 марта Республика Крым провозгласила себя независимым и суверенным государством и обратилась к России с предложением о принятии республики в состав РФ в качестве нового субъекта. В этот же день Владимир Путин подписал указ о признании Республики Крым как суверенного государства. А 18 марта был подписан межгосударственный договор о принятии двух субъектов — Крыма и Севастополя — в состав России.
С 18 марта 2014 года по 1 января 2015-го российские власти объявили на территории Крыма и Севастополя переходный период. За это время два новых субъекта должны были полностью интегрироваться в экономическую и правовую систему РФ. Календарный год прошел, переходный период закончился, но о полной интеграции говорить пока рано. Власти Крыма и Севастополя просили еще на год продлить переходный период, однако в федеральном центре заявили, что в этом нет необходимости. С 1 января на полуострове в полной мере начнет действовать российское законодательство. Хотя на некоторые уступки в Москве все же пошли: перерегистрацию предприятий продлили до марта 2015 года, а урегулирование земельных отношений — до 2017-го.
С возвращением полуострова в Россию сбылась заветная мечта большинства крымчан. И там прекрасно понимают: если бы весной Россия не подставила свое плечо, Крым, вероятнее всего, ждала бы участь Донбасса — война.
Конечно, в Крыму хватает проблем. В основном бытовых. Украина преподнесла крымчанам немало неприятных сюрпризов. Главный — аккурат к новогодним праздникам. Речь о так называемой энергетической блокаде Крыма. В некоторых районах люди сидели без света сутками. Впрочем, как и без воды. Веерные отключения продолжаются и сейчас. Причем заранее об этом украинская сторона, само собой, не предупреждает. Но Украине и этого показалось мало: с 27 декабря Киев в одностороннем порядке прекратил железнодорожное сообщение с Крымом. Тысячи людей в канун Нового года оказались в транспортной ловушке. Решать эту проблему крымским властям приходится в ручном режиме. Свой «подарок» к празднику сделали и западные партнеры — российские банки на полуострове отключили от платежных систем Visa и Master Card.
Но все это не меняет патриотических настроений крымчан. Это видно, в том числе, по их комментариям в социальных сетях. «Главное, что мы теперь в России» — таков лейтмотив.
Но и для России парадигма «крымнаш», положившая начало новому этапу в нашей истории, еще долго будет определяющей. Как минимум весь наступивший 2015 год. Да и вряд ли стоит надеяться, что Запад скоро простит нам Крым. Многие баталии (хотелось бы, чтобы только дипломатические) еще впереди.