Радар и магнитометр — оружие археолога

Как удача, хитрость и технологии помогли совершить главные археологические открытия 2014 года

Американский журнал Archaeology опубликовал топ-10 самых важных археологических открытий минувшего года. Разумеется, этот список по-американски субъективен. К примеру, в нем нет египетских находок — возможно, из-за возникшего напряжения между американскими учеными и правительством Египта, зато есть британский корабль XIX века, найденный у берегов Канады. Поэтому мы расширили топ-10 до дюжины, добавив пару важнейших событий из археологии Древней Руси и Древнего Египта.

Неизвестный Стоунхендж

Знаменитый мегалитический комплекс Стоунхендж давно стал иконой английской археологии. Казалось, что здесь можно добавить? Оказалось, можно. Территория вокруг памятника исследовалась при помощи всех современных методов дистанционного зондирования — от георадаров до лазерного авиационного сканирования на площади в пять тысяч квадратных миль. В итоге удалось обнаружить следы еще 17 археологических комплексов плюс тысячи артефактов, которые пока не идентифицированы. Судя по всему, известные нам мегалиты — лишь малая часть обширного ритуального комплекса.

Девонширский клад

Охотники за сокровищами с металлоискателями наперевес водятся не только в России. Металлоискатель помог английскому археологу обнаружить в Девоншире (кстати, родина сэра Баскервиля) крупнейший за всю историю археологии римский клад. В нем более 22 тысяч монет чеканки 260-340 годов нашей эры. По мнению Винсента Дроста (Vincent Drost), нумизмата из Британского музея, эта находка может представлять собой персональные сбережения, «коммерческую транзакцию» (увы, древний Рим не знал системы SWIFT), либо жалованье солдатам империи.

Крупнейшая гробница в Древней Греции

В древнем Амфиполисе (сотня километров от Салоник) Димитрис Лазаридис (Dimitris Lazaridis) еще 40 лет назад обратил внимание на всхолмление Каста, похожее на крупное погребение. Однако, как это часто бывает, ученый отвлекся на раскопки в других местах. К холму вернулись в 2012 году, и в 2014-м археологи расчистили вход в огромную античную гробницу, с богатейшим инвентарем и убранством. Работы на амфиполисской гробнице продолжаются.

Родина Будды

По преданию, царица Маха Майя в 563 году до нашей эры в Лумбини, что в нынешнем Непале, родила Сиддхартху Гаутаму, впоследствии получившего известность как Будда. Археологи из Даремского университета работали на развалинах храма эпохи царя Ашоки I (III век до нашей эры), много сделавшего для распространения буддизма. В нижних слоях они обнаружили остатки более раннего храма. Это самый древний известный буддийский храм (может оказаться, что он был построен еще при жизни Будды).

Эпигенетика неандертальцев

Изучение неандертальцев у нас традиционно относят к антропологии. Но американцы причислили результаты генетического исследования этого представителя гоминидов именно к археологическим открытиям.

Как известно, впервые геном неандертальца был расшифрован еще к 2010 году. Однако «сырой» геном — это даже не полдела в понимании генетики «параллельного» нам человека. Важно не только то, какие гены входят в геном, но и то, как они работают, как они «включаются» и «выключаются». Все это называется эпигенетикой. Исследователи из Еврейского университета Иерусалима и Института эволюционной антропологии имени Макса Планка разработали оригинальный способ изучения эпигенетики неандертальцев. Оказалось, что ряд генов, отвечающих за форму тела и идентичных у нас с неандертальцами, работали у каждого вида по-разному: с высокой экспрессией у homo sapiens и слабо экспрессируясь у неандертальцев. Поэтому у них были толстые руки, более широкие коленные и локтевые суставы, а также более короткие, чем у нас, конечности.

«Эребус» Франклина

Речь, конечно, не о знаменитом мониторе «Эребус» эпохи Первой мировой войны и не о том Франклине, что изображен на стодолларовой купюре. В 1845 году британский адмирал Франклин отправился на двух кораблях, «Террор» и «Эребус», искать Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан. Суда вмерзли в лед, а экипажи погибли от голода и холода, в том числе сам Франклин, скончавшийся на третьей зимовке. Это было известно с середины позапрошлого века. Но только теперь, в 2014 году, с помощью сонаров удалось найти один из кораблей Франклина. В качестве бонуса к весомости этого открытия можно добавить, что сообщил о нем лично премьер-министр Канады Стивен Харпер.

Открытие с воздуха

Рутинная аэрофотосъемка озера Изник, расположенного в ста километрах от Стамбула, дала археологу Мустафе Шахину (Mustafa Şahin) четкий снимок фундамента базилики V века в византийском городе Никея. Шахин, летевший над озером на вертолете, не поверил своим глазам — почему никто не обращал внимания на эти руины на небольшой глубине, у самого берега? Сейчас там открыли подводный археологический музей.

Мумии до фараонов

Археолог и химик Стивен Бакли (Stephen Buckley) из Йоркского университета проанализировал состав льняных погребальных обертываний Бадарийской неолитической культуры южного Египта (около 4500-х годов до нашей эры). По мнению Бакли, уже тогда бадарийцы мумифицировали своих покойников при помощи состава, похожего на тот, которым пользовались при погребении фараонов.

Крепость Синезубого

К юго-западу от Копенгагена археологи при помощи дистанционного зондирования обнаружили остатки древнего сооружения, которое с высокой долей вероятности представляет собой крепость, построенную первым королем Дании и Норвегии Харальдом I Синезубым, легендарным викингом, жившим в X веке. Тем самым, в честь которого названа технология Bluetooth.

Коренная американка возрастом 13 000 лет

И снова подводная археология. Или, если по-нашему, — антропология. Обнаруженные в 1996 году останки возрастом около 9600 лет, так называемый кенневикский человек, поставили ряд вопросов относительно появления людей на американском континенте. Дело в том, что этот древнейший на тот момент коренной американец имел больший череп и более узкое лицо, чем современные индейцы. Был ли кенневикский человек предком современных индейцев или нынешние аборигены американского континента произошли от другой группы людей, заселивших Америку?

В 2007 году в подводной системе пещер Ойо-Негро на полуострове Юкатан нашли почти неповрежденный скелет девочки-подростка, получившей имя Найя. В 2014 году было объявлено о результатах исследования останков. Оказалось, что Найя имела такой же череп и черты лица, как и кенневикский человек. Изучение костного материала позволило установить, что возраст останков — 12-13 тысяч лет, а митохондриальная ДНК подтверждает: перед нами — предок нынешних американских индейцев. Видимо, к изменению внешнего вида привела адаптация к новым условиям после миграции на американский континент.

Фрески Юрьева монастыря

Пожалуй, важнейшими археологическими работами 2014 года в России были раскопки доктора Владимира Седова на территории Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря. Это один из древнейших храмов Новгорода, один из четырех больших храмов, воздвигнутых на берегах Волхова в начале XII века. Георгиевский собор был заложен в 1119 году и строился несколько лет.

Минувшим летом экспедиция Седова занималась понижением пола собора до первоначального уровня. Культурный слой в городе накапливается быстро, и храмы «врастают» в землю еще в первые века своего существования.
В ходе работ команда Седова нашла множество осколков с первоначальными фресками, сбитыми при обновлении живописи в 1820-х годах.

В результате в распоряжении ученых оказалось очень много фрагментов ранней древнерусской живописи и граффити — надписей, процарапанных на фресках. Предстоит огромная работа — реставраторам, специалистам по истории Древней Руси (граффити — важнейший исторический источник), а также лингвистам: в отличие от церковнославянских надписей на фресках, граффити — это живой язык новгородцев тех лет.

Абидосское святилище

В апреле 2014 года в археологической зоне древнего города Абидос, который несколько тысячелетий был главным центром паломничества в Египте фараонов, открыли святилище царя Небхепетра Ментухотепа II (2066-2014 годы до нашей эры). По словам египтолога Виктора Солкина, святилище относится к типу «махат». Стены покрыты замечательными рельефами, на которых помимо изображений Ментухотепа II, предстоящего перед богами, сохранился ряд текстов, которые помогут лучше понять историю Египта рубежа третьего и второго тысячелетий до нашей эры.

В центре святилища обнаружены фрагменты массивной статуи бога Осириса, а также саркофаг с мумией священного овна, участвовавшего в церемониях храмового оракула. Святилище находится под домами современной деревни Араба эль-Мадфуна, занимающей часть древнего Абидоса: памятник был открыт в результате провала грунта на одной из улиц, под которой велись нелегальные раскопки из подвала частного дома.

00:02 25 марта 2017