Культура
09:06, 20 января 2015

Возрождение матриархата, престарелые стриптизерши и много секса 10 главных фильмов фестиваля «2morrow/Завтра»

Анастасия Барышева
Кадр из фильма «Нимфоманка»

Фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра» 20 января открывается в Москве в восьмой раз. Несмотря на все преграды, удалось не просто организовать мероприятие, но и собрать достойную программу. Зрители фестиваля увидят картины, которые вряд ли выйдут в российский прокат, тогда как весь мир их смотрит и обсуждает.

Это такие фильмы, как «Джеки в царстве женщин», о возрождении матриархата c Шарлоттой Генсбур, снятый французским режиссером Риадом Саттуфом, также являющимся сотрудником французского сатирического журнала «Шарли Эбдо» (организаторы сообщили, что он при теракте не пострадал); «Чудеса» одного из важнейших молодых режиссеров Италии Аличе Рорвахер, получившей Гран-при Каннского кинофестиваля-2014 (кстати, в фильме снялась Моника Белуччи, но это не главное достоинство ленты); комедия о девушках в израильской армии «Мотивации ноль» Тальи Лави; нашумевший Party girl французского режиссерского трио Клэр Бюргер, Мари Амашукели, Самюэля Тейса — фильм о 60-летней стриптизерше, не желающей оставлять в прошлом бурную жизнь; картина о запрещенном китайском художнике Ай Вэйвэе и многое другое. Всего в программе фестиваля более 40 фильмов. «Лента.ру» изучила их все и выбрала 10 наиболее интересных на наш взгляд.

«Чудеса»

Вторая лента молодого итальянского режиссера Аличе Рорвахер получила Гран-при на Каннском кинофестивале прошлого года, а затем оказалась и во многих списках лучших фильмов 2014 года. Аличе сняла картину с родной сестрой Альбой Рорвахер в роли матери, соединив собственные детские воспоминания с фантазиями. Эпизодическую роль здесь играет главная итальянская дива — Моника Белуччи.

«Форс-мажор» («Турист»)

«Я придумал этот сюжет после того, как услышал одну историю, которую невозможно забыть: как-то раз мои знакомые — супружеская пара из Швеции — поехали на отдых в Латинскую Америку, и вдруг откуда ни возьмись появился вооруженный человек и стал в них стрелять. Муж инстинктивно убежал, чтобы спрятаться, оставив свою жену под огнем. Вернувшись домой в Швецию, она не переставала рассказывать эту историю по несколько раз подряд после одного-двух бокалов вина», — рассказывает режиссер картины Рубен Остлунд. В 2014 году «Форс-мажор» выдвинули на премию «Оскар» от Швеции в категории «Лучший фильм на иностранном языке», номинирован американскими академиками он не был, зато за полгода до этого отмечен призом жюри в программе «Особый взгляд» на фестивале в Канне.

Party girl

Реальная история 60-летней стриптизерши Анжелик, не желающей расставаться со своим образом жизни, превращенная режиссерским трио Мари Амашукели, Клэр Бюргер, Самюэль Тейс в художественный фильм. Их первая полнометражная картина Party Girl получила «Золотую камеру» в Канне, а также вошла в пятерку лучших дебютов 2014 года, по мнению Европейской киноакадемии. В данном случае не вымышлен не только сюжет, но и сам персонаж. Анжелик сыграла саму себя, а роли детей исполнили настоящие дети героини. Единственный профессиональный актер играет ухажера неугомонной стриптизерши.

«Песнь слона»

Известный психиатр доктор Лоуренс бесследно исчез. Пациент Майкл — последний, кто его видел. Директор клиники доктор Грин должен допросить Майкла, но того, похоже, интересуют только слоны. Снятый по пьесе Николаса Биллона фильм сохраняет внимание к остроумным диалогам, в которых доктор и пациент пытаются проникнуть в сознание друг друга. Ксавье Долан, сыгравший в «Песне» покалеченного детскими травмами пациента, продолжает совершенствовать амплуа, созданное им в его собственных фильмах.

«Ай Вэйвэй: Фейковое дело»

Это уже второй фильм о запрещенном собственным государством китайском художнике, дошедший до российского зрителя. Только на этот раз Ай Вэйвэй предстает крайне неудобным героем, оказавшимся не в то время и не в том месте. Художника только что выпустили из тюрьмы, где он провел три месяца по обвинению в неуплате налогов, во сне его преследуют кошмары, а наяву за ним следят люди в штатском. Фильм представит сам режиссер — датский кинематографист Андреас Йонсен, фаворит копенгагенской богемы.

«Джеки в царстве женщин»

Шарлотта Генсбур командует практически с хлыстом в руках, а мужчины в платьях водят хороводы. Таковы реалии выдуманной республики Бубун. Здесь царит матриархат. Ночью на улицах именно женщины расстегивают ширинки, встретив ночью заблудившуюся цыпочку — субтильного парня, а мужчины варят кашу и мечтают попасть на бал — смотр женихов для дочери генеральши (Шарлотты Генсбур). Джеки — парень на выданье. Его историю французский режиссер сирийского происхождения Риад Саттуф (сотрудник журнала «Шарли Эбдо») снимал в Грузии.

«Малыш Кенкен»

Комедийный детективный мини-сериал французского режиссера Брюно Дюмона о приключениях вредного сельского пацаненка с заячьей губой и слуховым аппаратом — малыша Кенкена. Он с друзьями следит за парочкой чокнутых полицейских со склонностями к фламандской живописи и философствованию, пока те расследуют загадочные происшествия на севере Франции, где время от времени находят мертвых коров, начиненных человеческими останками.

«Племя»

Нашумевший фильм о глухонемых подростках украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого снят без единого слова. Но любовь, конфликты, выяснения отношений звучат здесь даже громче, чем в простой художественной картине. Отсутствие речи не означает тишины. В фильме говорят и говорят много — жестами, поступками, вскриками. Дебют Слабошпицкого уже назван главным фильмом в истории новейшей Украины.

«Мотивации ноль»

Один из главных парадоксов израильского образа жизни — воинская обязанность для женщин — становится в эффектном режиссерском дебюте Талии Леви отправной точкой для комедии тотального абсурда, которым оборачивается пребывание ее юных героинь в части. Перекладывание бумажек с места на место, кровавые компьютерные игры, одиночество, отчаяние, скука — дембель неизбежен, но до него девушкам еще нужно хоть чем-то себя занять.

«Нимфоманка: Режиссерская версия»

Посмотреть прошлогодний магнум-опус Ларса фон Триера во всем его не тронутом руками продюсеров величии имеет смысл, даже если вы уже видели двухсерийный прокатный вариант. По сообщениям тех, кто уже ознакомился с пятичасовой режиссерской версией «Нимфоманки», в задуманном автором виде сексуальная биография девушки по имени Джо обретает и большую романную форму, и связность, логичность повествования. Прибавили в размахе и обстоятельности и постельные сцены, в прокатной версии обрезанные до лаконичных по большей части вставок.

< Назад в рубрику