Плати, но не сейчас В 2015 году жители всех регионов России получат счет на оплату капитального ремонта жилья

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

В соответствии с поправками в Жилищный кодекс Российской Федерации, принятыми в декабре 2012 года, был учрежден Фонд капитального ремонта (ФКР), и граждане всех регионов обязаны теперь платить в этот фонд соответствующие сборы. Ставка может быть единой в пределах субъекта Российской Федерации либо рассчитываться особо для каждого муниципального образования. Предварительные итоги сборов на капитальный ремонт в 2014 году неутешительны.

По официальным данным, собираемость новых взносов составляет от 70 до 80 процентов, однако по сообщениям непосредственно из регионов, платежи не превышают 15-20 процентов от запланированного.

Причин тому несколько. Во-первых, никто и нигде толком не разъясняет само понятие капитального ремонта общей собственности многоквартирных домов. Собственники жилья, к примеру, не понимают, чем данный сбор отличается от коммунальных платежей. Однако разница вполне очевидна — раньше (а в ряде регионов и по сей день) граждане платили за содержание (ремонт, благоустройство) собственной жилплощади. Теперь к этому прибавляются общедомовые траты — на подъезд, лестничную клетку, подвал, чердак и так далее. И вот тут возникает «во-вторых».

Во-вторых, для того чтобы быть обязанным платить за имущество (в данном случае — за общедомовую собственность, находящуюся в коллективном пользовании), человек должен иметь на руках документ, подтверждающий его право на эту собственность. Таково требование части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ. Отсутствие регистрации прав собственности многие считают законным основанием не платить «капитальный сбор».

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Кроме того, существует неизбежное «в-третьих», заключающееся в том, что региональные власти зачастую не обращают внимания на такую вещь, как действующее федеральное законодательство. Что такое сборы на капитальный ремонт? В приходящих гражданам платежках это написано черным по белому — «обязательный взнос в Фонд капитального ремонта». И вот тут-то мы сталкиваемся с грубейшим нарушением закона. Дело в том, что взнос никоим образом не может быть обязательным: «обязательный взнос» — синоним налога, а его взысканием занимаются совершенно иные структуры. Кроме того, региональные ФКР являются (согласно поправкам в ЖК РФ) некоммерческими организациями-операторами (НКО).

Де-юре, для того чтобы что-то требовать с граждан, эти НКО должны заключить договор об использовании персональных данных (об этом не стоит забывать, ведь платежки — адресные и содержат как минимум ФИО собственника). После чего заключить договор об обслуживании общего имущества многоквартирного дома со сметами, калькуляцией расходов и массой иных скучных бумаг. Если существует ТСЖ, то технически такой договор заключить не особо сложно. Если ТСЖ нет (а его нет в большинстве случаев) — то речь заходит о довольно сложной форме коллективного договора, при этом в обоих случаях со стороны собственников необходимы документы о регистрации коллективной собственности.

Еще одна серьезная проблема в том, что суммы взносов на капитальный ремонт представляются гражданам слишком незначительными, чтобы использоваться по назначению. Судите сами — средняя ставка сбора по стране около 6 рублей с квадратного метра в месяц. Для среднестатистической 50-метровой квартиры получается порядка 300 рублей в месяц. Люди, делавшие ремонт, прекрасно понимают, что таких денег хватит в лучшем случае на кисть и банку краски. Разумеется, если эти небольшие суммы умножить на общее число квартир в доме и учесть, что плановый капитальный ремонт проводится раз в 20-25 лет, то сумма набегает вполне неплохая.

Однако в данном случае возникает разумный вопрос — где и на каких условиях в течение 25 лет будут храниться эти средства? События декабря 2014 года, когда рубль за несколько дней «усох» вполовину, наводят наших недоверчивых сограждан на вполне предсказуемые мысли. Цитируя Ходжу Насреддина: «за четверть века или шах умрет, или ишак, или сам Ходжа» — то есть вероятность того, что деньги через Фонд — НКО пойдут в чей-то карман, существенно выше вероятности ремонта.

Еще один немаловажный момент — сборы на капремонт взимаются исключительно с собственников жилья. Квартиросъемщики муниципального жилья платить не должны. Однако ушлые чиновники в некоторых регионах пользуются отсутствием информации и «повышают собираемость» за счет нанимателей квартир. В частности, в Приморском крае это уже привело к серьезному скандалу с участием депутата Госдумы, вступившегося за простых граждан.

Фото: Роман Балаев / «Коммерсантъ»

К сожалению, неудовлетворительная ситуация на данный момент привела к тому, что Министерство строительства и ЖКХ собирается применить против неплательщиков репрессии вместо того, чтобы проанализировать ситуацию и внести необходимые изменения в законодательство. Чиновники жилкомхоза полагают, что к неплательщикам, отказывающимся от «обязательных взносов», могут быть применены обычные меры воздействия в виде обращения в суд с принудительным взысканием долга, для чего могут быть отключены электричество, водоснабжение и канализация. В крайних случаях может быть изъята жилплощадь для последующей продажи с целью погашения долга.

Инициативные граждане пытаются опротестовать начисление взносов, однако уже существующая судебная практика в Белгородской и Ростовской областях показывает, что суд встает на сторону региональных властей и органов ЖКХ. В текущей кризисной ситуации это может дать крайне негативный эффект, тем паче, что для жителей регионов указанная выше сумма в 300 рублей (средний взнос на капремонт по России) является достаточно ощутимой. Серьезной проблемой это может стать и для регионов, в которых в текущем году проводятся губернаторские выборы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше