Власти Украины запустили процесс официального признания самопровозглашенных республик Донбасса — ДНР и ЛНР — террористическими организациями. В законодательство вносятся поправки (27 января Верховная Рада утвердила их в первом чтении), которые позволят объявлять те или иные структуры террористическими по упрощенной процедуре. Параллельно с этим Киев призывает зарубежные страны последовать его примеру и готовит обращение в международные судебные органы — как против непризнанных республик, так и против России, которую обвиняет в поддержке терроризма.
Эффект от этих мер, если они будут реализованы, может в большей степени коснуться России — на которую Украина возглагает основную вину за конфликт, — нежели самих непризнанных республик. В Киеве не скрывают, что рассчитывают на ужесточение позиции США и Евросоюза и введение новых санкций против РФ. Некоторые считают, что обвинения в адрес России, касающиеся агрессии и поддержки террористов, могут стать основанием для ее исключения из Совета Безопасности ООН.
Уполномоченная президента Украины по урегулированию конфликта Ирина Геращенко уже обратилась в ПАСЕ с просьбой признать ДНР и ЛНР террористическими организациями, а Россию — страной, поддерживающей терроризм. Министр юстиции Павел Петренко, со своей стороны, еще в конце прошлого года анонсировал обращение в Международный суд ООН — «о нарушении конвенции о запрете финансирования терроризма». По его утверждению, собрано достаточно доказательств того, что Россия «импортирует в Украину боевиков, оружие, свои регулярные войска» (в Москве все это отрицают).
По мнению политолога Андрея Золотарева, Украина может рассчитывать на то, что ее позицию поддержит Евросоюз (министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс уже заявил, что «пора называть вещи своими именами» и призвал ЕС последовать примеру Киева). «Для России — это будет означать дальнейшую изоляцию. Любая структура, которая будет вести какие-то дела с ДНР и ЛНР, может подпасть под санкции. В частности, российские бизнесмены, которые материально поддерживают самопровозглашенные республики», — рассуждает он.
Украина, как считает политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач, может добиться результата, если продолжит «настойчиво бить Россию в одну точку», повторяя обвинения в агрессии и поддержке террористов. Это, по его мнению, «лишь один из этапов на пути делегитимизации роли РФ в качестве постоянного члена Совбеза ООН».
МИД Украины, правда, признал, что скорого исключения РФ из Совета Безопасности не ожидает. Туманными выглядят и перспективы международных судебных исков против России (можно вспомнить, что попытки Грузии судиться с Россией за войну 2008 года не увенчались успехом до сих пор). Все это, тем не менее, создает фон для новых санкций. Как выразился вице-президент Европарламента Ришард Чарнецкий, для тех, кто выступает за давление на Россию, недавняя резолюция украинского парламента (с обвинениями в адрес России) стала своего рода «амуницией».
Положение самих ДНР и ЛНР, в случае если Киев признает их террористическими организациями, скорее всего, изменится мало. Сторонников самопровозглашенных республик Украина, по сути, еще в начале конфликта объявила террористами. Так их называют и представители власти, и местные СМИ, военные действия в регионе по-прежнему именуются антитеррористической операцией.
Отсутствие у ДНР и ЛНР упомянутого статуса не мешает украинским силовикам заводить на их представителей уголовные дела по «террористическим» статьям. Как отмечал советник главы Службы безопасности Украины Маркиян Лубкивский, СБУ с первых дней конфликта на востоке страны квалифицировала деятельность создателей и активных участников ДНР и ЛНР по статье 258.3 Уголовного кодекса Украины — «Создание террористических организаций, руководство и участие в террористических организациях, содействие созданию и деятельности террористических организаций».
Совбез Украины, комментируя эту тему в середине января, отмечал, что подтверждением террористической деятельности ДНР и ЛНР могут стать судебные приговоры, вынесенные их представителям. В январе, по данным СБУ, такой приговор был вынесен некоему стороннику Донецкой республики, имеющему гражданство РФ. Его признали виновным и приговорили к восьми годам тюрьмы. В целом СБУ, по словам ее руководителя Валентина Наливайченко, собрала материалы на большое количество (более тысячи) сторонников ДНР — включая их фамилии, «так называемые должности» и «направления их террористической деятельности».
Официально признать организацию террористической позволяет и действующее законодательство Украины. По закону о борьбе с терроризмом (в его нынешней редакции), сделать это может суд по ходатайству прокуратуры.
Однако за время конфликта украинские власти такой возможностью не воспользовались. Помимо прочего, это означало бы окончательную изоляцию территорий ДНР и ЛНР, объявление связей с ними — торговых, транспортных — незаконными. «Сейчас оккупированные боевиками территории Донецкой и Луганской областей остаются территориями Украины, на которых проживают наши граждане. Их миллионы, — констатировал Совет безопасности Украины. — Закон об особом порядке осуществления местного самоуправления на Донбассе не действует. Но с этими территориями продолжаются хозяйственные, финансовые, межсемейные и другие контакты. Например, закупается и пропускается уголь для ТЭС Украины, в Донбасс доставляются продукты из Украины. Если же применить закон буквально и признать ДНР и ЛНР террористами, нам придется прекратить любые контакты со структурами, которые автоматически становятся преступными».
Признание ДНР и ЛНР террористическими структурами могло бы стать для Киева поводом для окончательного отказа от переговоров с ними, на которых настаивает Россия. Гипотетически, в случае возвращения зоны конфликта в Донбассе под контроль Украины, это также помешало бы сторонникам самопровозглашенных республик легализоваться и перейти на работу в местные (украинские) органы власти.
Впрочем, в Киеве уже дали понять, что даже в случае признания ДНР и ЛНР террористическими организациями от переговоров с ними не откажутся. Как заявил, в частности, украинский МИД, «чтобы больше не гибли наши граждане, я думаю, что мы можем вести переговоры с кем угодно, чтобы это привело к конкретному результату». С подобным заявлением выступил и советник главы МВД Антон Геращенко. Президент Украины Петр Порошенко, в свою очередь, отметил, что «за стол переговоров должны сесть все».
На линии фронта тем временем, как отмечает военный эксперт Борис Рожин (блогер Colonel Cassad), объявленное представителями самопровозглашенных республик наступление в основном остановилось: украинские войска смогли удержать позиции на большей части направлений. На этом фоне появилась неофициальная информация (со ссылкой на источник в окружении лидера Луганской республики Игоря Плотницкого), что ДНР и ЛНР готовы вернуться к консультациям в «минском формате».