Слово «санкции» еще с прошлого года стало расхожим в лексиконе жителей России. Немало дискуссий касались технологического аспекта санкций – людей очень интересует, можно ли отключить Россию от интернета и запретят ли в России iPhone. Теперь у наиболее любопытных появился шанс проверить это – с конца января 2015 года, следуя указу президента США, крупнейшие американские интернет-компании, производители устройств и провайдеры услуг прекратили обслуживать жителей Крыма. Этот «эксперимент» позволит на практике изучить степень зависимости пользователей от технологий США, а также действенность «народных» способов обхода санкций.
В преддверии новогодних праздников президент США Барак Обама подписал указ о новых санкциях в отношении Крыма. Указ запрещает новые инвестиции граждан США в Крым, импорт товаров, услуг, технологий из Крыма в США, а также экспорт, реэкспорт, продажу и поставки товаров, услуг и технологий из США или лицами, проживающими в США, в Крым. Кроме того, Обама запретил американцам вести какой-либо бизнес с компаниями, которые контролируются жителями Крыма.
Для обычных крымчан, пользующихся интернетом и другими плодами технологического прогресса, этот указ имеет несколько последствий. Во-первых, американские компании обязаны прекратить поставки устройств, включая компьютеры, мобильные устройства, приставки и иные гаджеты, в крымский регион.
Одной из первых о прекращении работы в Крыму объявила Apple – компания разослала ретейлерам и дистрибьюторам уведомление, в котором обязала их не продавать свою продукцию на полуострове. Следом аналогичные шаги предприняли производители компьютеров Dell и Hewlett-Packard. И хотя альтернативы есть – в лице тех же азиатских производителей электроники – покупка нового iPhone теперь может существенно усложниться.
Доброе утро. Не смог обновить и бесплатные приложения #Apple #Крым #санкции. Покупки недоступны /att @tjournalru pic.twitter.com/1loAQ0W29p
— Антон Лучников (@sioburn) January 29, 2015
Второй момент – это запрет на предоставление платных сервисов. Google уже объявила, что крымские рекламодатели не смогут больше пользоваться площадками AdWords и AdSense, а Apple обязала своих партнеров не предоставлять услуги, относящиеся к ее продукции.
Крупнейший в мире регистратор доменных имен GoDaddy также перестал предоставлять крымским пользователям услуги регистрации и хостинга с 31 января текущего года, однако обещал вернуть неиспользованную плату. Не исключено, что отчасти из-за ограничения на предоставление платных услуг планы по своему выходу в Россию свернул и музыкальный сервис Spotify.
Еще один аспект – загрузка программного обеспечения от американских компаний, включая бесплатные приложения и обновления уже установленного ПО. Согласно указу, это подпадает под понятие экспорта технологий. В связи с этим пунктом жители Крыма лишились доступа к Apple App Store, Mac App Store и Google Play.
Хотя Google заверила, что доступ к бесплатным сервисам – поиску, картам, соцсети Google+ и прочим – сохранится, местные блогеры сообщили, что у них нет возможности обновлять или скачивать новые версии бесплатного браузера Google Chrome. Следовательно, стоит ожидать, что обновлений Android, iOS и Mac OS X пользователи тоже лишатся.
Вслед за Visa и MasterCard обслуживание клиентов в Крыму прекратила платежная система PayPal, которая однако обещала вернуть пользователям оставшиеся на счетах средства. Вскоре после этого о прекращении работы в Крыму заявила и компания eBay, владеющая PayPal.
Наконец, возможности продавать свои приложения через Google Play и Apple App Store лишились крымские программисты – американские компании не могут делать выплаты разработчикам с крымской пропиской или зарегистрированным в Крыму компаниям.
Примечательно, что абсолютное молчание пока хранят представители Microsoft. Эта американская корпорация является поставщиком как устройств, так и интернет-сервисов и ПО, владеет магазинами приложений для Windows и Windows Phone, а также продает рекламные слоты в сети.
В Microsoft отказались раскрыть «Ленте.ру» свой план действий в отношении Крыма, однако не исключено, что компания последует примеру своих конкурентов.
Пока не раскрывают свои планы относительно продаж рекламы в Крыму и сотрудничества с разработчиками представители Facebook. Не комментирует ситуацию и сервис микроблогов Twitter. В социальных сетях сообщений о том, что пользователи в Крыму испытывают сложности с доступом к этим сервисам или использованием их функций, пока нет.
Кроме того, остается неясной ситуация с другими платными сервисами – к примеру, Skype или Dropbox. На сервисе краткосрочной аренды жилья Airbnb по-прежнему доступны предложения от крымских арендодателей.
Возможно, наиболее сложно будет отследить активность привлечения крымскими стартапами вложений от американских инвесторов. Однако то, что привлекательность венчурного рынка Крыма для западных инвесторов фактически сведена к нулю, оспаривать сложно.
Очевидно, что указанные санкции добавят крымским пользователям неудобств с покупками и платежами, а также обновлением ПО. Однако человеческая природа такова, что в ответ на любые ограничения можно либо смириться с ними, либо искать обходные пути. В случае Крыма наиболее вероятен второй сценарий.
По словам главного аналитика РАЭК Карена Казаряна, «определенные проблемы с доступом в интернет или к финансовым услугам появились в Крыму еще летом, поэтому дальновидные представители крымского бизнеса подстраховались и открывали филиалы на территории других регионов РФ или Украины».
Однако наиболее сильно санкции могут ударить по обычным пользователям – например, отсутствие автоматических обновлений ПО создает лазейки для киберпреступников. По словам антивирусного эксперта «Лаборатории Касперского» Дениса Легезо, в случае с Chrome компания заблокировала именно автоматический механизм обновления браузера, а о запрете на ручное скачивание и установку новых дистрибутивов речь сейчас не идет.
«Таким образом у следящих за актуальностью своего ПО пользователей остается возможность ручного обновления. Однако чем старее версия, тем больше вероятность эксплуатации найденных в ней критических уязвимостей, например, для кражи пользовательских данных или превращения ПК в узел ботнета», - сказал он «Ленте.ру».
Для защиты устройств и данных в находящихся под санкциями регионах с отключенным автообновлением ПО пользователям стоит внимательнее относиться к актуальности версий. «Поскольку на практике никто этого не делает, то возрастает роль специализированного защитного ПО. В случае «Лаборатории Касперского» за борьбу с ними отвечает технология «Автоматической защиты от эксплойтов», — отметил эксперт.
По словам Легезо, также остается под вопросом, как будет проверяться местонахождение пользователя (IP-адрес, указанный при регистрации регион, регион выдачи кредитной карты, с которой происходит оплата). «Почти наверняка технически продвинутые пользователи смогут продолжать получать обновления автоматически», - считает он.
Крымские пользователи уже говорят об эффективности такой лазейки - в социальных сетях они пишут, что запрет Apple на загрузку ПО можно обойти, обозначив в личном профиле любой другой российский регион. Как выяснилось, продавца в данном случае не интересует фактическое местонахождение покупателя, которое можно было бы определить по IP-адресу. Важны лишь сведения, которые сами пользователи предоставляют компании при регистрации, к примеру, Apple ID или аккаунта в Google.
Однако если карта для платежей зарегистрирована на Украине, ее придется сменить на российскую или виртуальную. Аналогично о перерегистрации аккаунтов с указанием иных регионов и платежных инструментов можно задуматься крымским разработчикам приложений.
Если же источник ПО отслеживает IP-адрес либо не удалось сменить регистрационные данные – в этом случае помогут VPN-сервисы и proxy-серверы. По словам крымских блогеров, подобный подход позволяет как обновлять, так и скачивать приложения, а также пользоваться заблокированными интернет-сервисами.
Еще одним обходным путем, по крайней мере, для пользователей Android-устройств может быть загрузка приложений из альтернативных магазинов – к примеру, того же «Яндекс.Store». Пресловутую идею импортозамещения в сфере ПО тоже исключать не стоит.
Прекращение обслуживания доменов со стороны GoDaddy и других американских регистраторов, которые уже разослали уведомления жителям Крыма, может означать прекращение поддержки сайтов и полное удаление контента.
По мнению гендиректора российского регистратора доменных имен REG.RU Алексея Королюка, в данном случае для американских IT-компаний гораздо выгоднее выполнить соответствующие требования, чтобы продолжать работу без конфликтов и осложнений.
«Всем, кто столкнулся с подобными уведомлениями, надо перенести свои домены к любому другому аккредитованному в ICANN регистратору, находящемуся за пределами США. Аналогично и с услугами хостинга. Сайты, которые могут попасть под санкции, надо перенести от американских хостинг-провайдеров к тем, на кого не распространяются требования законодательства США», - сказал «Ленте.ру» директор департамента по связям с общественностью компании-регистратора RU-CENTER Андрей Воробьев.
Ранее Минкомсвязи России рекомендовало российским гражданам и компаниям, владеющим зарегистрированными за рубежом доменами, перенести свои интернет-сайты в российские доменные зоны. По словам Воробьева, процедура переноса доменов на поддержку от одного регистратора к другому детально проработана для каждой доменной зоны, и поэтому сложностей у российских регистраторов возникнуть не должно.
Видимо, некоторые владельцы сайтов решили перестраховаться и заранее перевести сайты в российскую юрисдикцию. «По сравнению с декабрем 2014 года в январе 2015 года мы зафиксировали трехкратный рост числа переносов на поддержку в RU-CENTER доменов, зарегистрированных в международных доменных зонах», - заявил Воробьев.
Перечисленные выше меры – скорее из разряда временных, а пользователей интернет-технологий в Крыму наверняка сейчас волнуют другие вопросы. Например, сколько будут продолжаться технологические санкции. Или вступятся ли за право Крыма на американские технологии российские власти или активисты. Наконец, обязаны ли IT-компании возмещать ущерб – например, в случае, когда пользователь приобретает ПО с правом последующих обновлений или устройство с предполагаемым набором услуг, но в связи с санкциями больше получить их не может.
Ранее депутаты Госдумы от КПРФ уже направили запросы генпрокурору Юрию Чайке и председателю Банка России Эльвире Набиуллиной с просьбой разобраться с иностранными компаниями, которые решили прекратить свою деятельность на территории Крыма – речь в них идет о PayPal, Google и Apple.
Высказались и защитники прав потребителей – так, организация «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) обратилась в суд с иском к Apple. По мнению правозащитников, у компании нет правовых оснований для ограничения поставок товаров и запчастей в организации на основе места их нахождения.
Насколько эффективными будут жалобы и судебные иски – предсказать сложно. В пользовательском соглашении крупных интернет-компаний, которое пользователи часто принимают не глядя, есть много оговорок, ограничивающих ответственность сервисов.
Так, правила Google гласят: «Мы можем приостановить действие службы либо закрыть ее. Кроме того, Google в любое время может закрыть вам доступ к ним [службам], ограничить его или оговорить связанные с этим новые условия». Также пользователь аккаунта Google соглашается решать споры с компанией в юрисдикции Калифорнии, за исключением стран, которые не признают законодательство этого американского штата.
В то же время, остается и другой вопрос – стоит ли России вступать в полномасштабный конфликт с американскими IT-гигантами из-за ограничений в Крыму и можно ли ожидать распространения крымских санкций на всю Россию?
«Учитывая применяемую тактику и скорость развития событий, не исключено, что под давлением властей США американские IT-компании прекратят работу и на остальной территории России, поскольку для них российский рынок не приоритетный и не занимает значительной доли выручки», — считает гендиректор российского доменного регистратора REG.RU Алексей Королюк.
Однако, по мнению главного аналитика РАЭК Карена Казаряна, хотя американские компании, естественно, будут в первую очередь соблюдать законодательство своего государства, но, исходя из примера других стран, они могут сквозь пальцы смотреть на попытки обхода санкций.
«Известны и примеры продолжения b2b-отношений через посредников. Вероятность полного прекращения работы в России по инициативе американских компаний минимальна — гораздо больше опасность того, что наши законодатели сами попытаются каким-то образом запретить их деятельность на территории РФ, что было бы большой ошибкой», - отмечает Казарян.
Директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов также отмечает, что IT-санкции в адрес Крыма вряд ли существенно повлияют на российский рынок стартапов. «IT-санкции в отношении Крыма - совершенно популистская вещь. В реальности сложно установить запреты для части территории какой-то юрисдикции. Соответственно IT-санкции в отношении Крыма не окажут никакого влияния на венчурный рынок России», — отмечает он.
Apple и Facebook ранее заявляли, что российский рынок для них является приоритетным, и они вряд ли поддержат полномасштабное распространение крымских ограничений на весь рынок РФ. В конце концов, лоббирование в США – одна из типичных форм работы коммерческих компаний с властями.