Экономика
07:58, 3 февраля 2015

Хлеб по повестке Прокуроры ищут виновных в 400-процентном росте цен

Марат Селезнев
Фото: Эдуард Корниенко / Reuters

В магазины пришли прокуроры. Их заинтересовало, почему цены на продукты растут так быстро. Игнорируя законы рынка, «люди в синем» уже во второй раз за полгода пытаются замедлить «необоснованное» ускорение инфляции. Но наказать супермаркеты за дорогое продовольствие не получится — закон о торговле не ограничивает стоимость товаров. Решение есть: изменить закон и ввести госрегулирование цен. В последнее время власти задумываются об этом все чаще. Но на другой чаше весов может оказаться дефицит. Что перевесит?

Удручающая инфляция

Генпрокуратура посмотрела на ценники в магазинах и ужаснулась. По словам генерального прокурора России Юрия Чайки, некоторые продукты за последние месяцы подорожали на 300-400 процентов. «Картина, конечно, удручающая», — так он оценил обстановку. Сейчас ведомство анализирует ситуацию и готовит «обобщенный документ». Чайка также пригрозил повторить рейд по супермаркетам и жестко наказать провинившихся в росте цен.

Чуть раньше Генпрокуратура сообщала, что по всей стране дорожает свинина, говядина, курятина, рыба, яйца, крупы и овощи. Ведомство проинформировало, что цена на эти продукты поднялась на 10-150 процентов.

В некоторых регионах подорожал даже хлеб. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — на 15-20 процентов. Случилось то, о чем предупреждал вице-премьер Аркадий Дворкович. В середине января он говорил, что мука и хлеб в ближайшее время повысятся в цене, признав, что произойдет это по объективным причинам: из-за сильной зависимости России от импорта и «двукратного роста доллара к рублю».

Раскручивается и официальная инфляция. Раз в неделю Росстат радует своими отчетами. Например, с 20 по 26 января цены поднялись на 0,6 процента. Для сравнения: годом ранее продукты подорожали на 0,6 процента за весь январь. Быстрее всего сейчас повышается стоимость овощей: капуста — на 29,1 процента, помидоры — на 26,9 процента, огурцы — на 24,3 процента, лук — на 20,3 процента, морковь — 19,3 процента, картофель — 13,4 процента. Кроме того, на 12 процентов подорожал сахар, на 8,8 процента — рис, на 5,8 процента — рыба.

Ухудшаются прогнозы по инфляции на 2015 год. Минэкономразвития ждет, что цены поднимутся на 12 процентов (прошлый прогноз — 7,5 процента), Минсельхоз — на 15 процентов. В Центробанке отметили, что 26 января годовой темп инфляция уже достиг 13,1 процента. Аналитики Morgan Stanley считают, что товары в РФ подорожают на 13,7 процента.

Ручные цены

В правительстве не исключают введение ценового регулирования. Привлечение прокуроров — шаг в эту сторону. В конце 2014 года глава Минпромторга Денис Мантуров сказал, что в случае необходимости власти готовы вмешаться в ценообразование. «Если товаропроизводители и товаропроводящие сети будут нарушать тот благотворный режим, который сегодня сформирован, мы располагаем достаточно сильными инструментами воздействия за счет законодательных мер по заморозке цен на продукцию», — отметил чиновник.

Дворкович также сообщал о возможности регулирования стоимости продуктов при условии, что они будут дорожать в течение длительного времени. Правда, предупредил: «Можно цены заморозить. Только потом не кричите, что в стране возник дефицит гречки».

К ценовому контролю Генпрокуратуру подключили еще прошлой осенью, сразу после того как Россия ввела ответные продуктовые санкции против ЕС и США. В этом году снова обратились к прокурорам. «Учитывая непростую экономическую обстановку, вы должны помогать отслеживать процесс ценообразования на топливо, продукты питания, лекарства», — поставил им задачу глава администрации президента Сергей Иванов (цитата по ТАСС). Одновременно он потребовал от них пресекать необоснованные проверки бизнеса.

То, что следить за ценами доверили прокурорам, говорит о многом. Например о том, кого власти считают виновными в разгоняющейся инфляции. Явно не себя и не проповедуемую ими денежно-кредитную и бюджетную политику. Теперь получается, что в дорожающих продуктах виноваты не рыночные условия — рост цен на импортные товары из-за девальвации рубля, проблемы с урожаем в некоторых регионах (например, погибший урожай алтайской гречки), — а какие-то неустановленные преступники. Работа прокуратуры — искать нарушения закона. В магазинах она занимается как раз этим, не обращая внимания на другие законы — рыночные.

«Прокурорам неизвестно то, что знает экономист-первокурсник. Цены на любом рынке стремятся к выравниванию. Это закон одной цены. Предприниматели имеют право устанавливать любой ценник на продукты, если это не детское питание. Прокуратура сейчас ищет предлог, чтобы убедить магазины не пользоваться своими законными правами», — отметил в беседе с «Лентой.ру» антимонопольный экономист, член экспертного совета при правительстве России Вадим Новиков.

Невидимая рука прокуратуры

Действительно, ни один ретейлер в здравом уме не станет задирать цены, если на то нет объективных причин, — все покупатели просто разбегутся по конкурентам. «Никто из участников рынка не заинтересован в завышении цен, так как это сильно снижает продажи, особенно в период кризиса», — считает директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз). В беседе с «Лентой.ру» он подчеркнул, что закон о торговле не устанавливает предельно допустимой цены на товары.

Юрист адвокатского бюро DS Law Екатерина Ильина пояснила, что у прокуратуры появились основания для проверок после жалоб граждан на высокие цены. «Но повод для привлечения к ответственности найти сложно — цены на продукты не устанавливаются государством», — объяснила она «Ленте.ру».

Да, у прокуратуры и в самом деле возникли трудности с привлечением ретейлеров к ответственности. «Мы понимаем и уважаем контролирующую функцию государства. Но считаем, что излишняя зарегулированность рынка не дает позитивный эффект. В итоге может пострадать покупатель», — прокомментировал ситуацию «Ленте.ру» представитель X5 Retail Group (в нее входят «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Копейка») Владимир Русанов. По его словам, в январе практически во всех регионах, где есть магазины сети, проходили проверки прокуратуры, Роспотребнадзора, Россельхознадзора. Также ценами на продукты интересовались представители областных администраций. «Пока серьезных и конкретных претензий мы не получали. В основном выносились общие "предупреждения о недопущении" нарушений», — добавил Русанов.

О прокурорских проверках «Ленте.ру» рассказали и в «МЕТРО Кэш энд Керри». Как сообщила глава пресс-службы Оксана Токарева, никаких претензий надзорное ведомство к магазину не предъявило. «Мы следим за ситуацией на рынке и ведем непрерывный диалог с поставщиками. Однако из-за нестабильности рубля это достаточно сложный процесс. Даже местные поставщики подняли цены. Основная причина: дорожающее импортное сырье и упаковочные материалы», — отметила она.

Пока у прокуратуры нет законодательной базы для того, чтобы наказывать магазины за рост цен. В случае картельного сговора в дело вмешается ФАС. Но антимонопольное ведомство молчит. Значит, в розничной торговле нет масштабных нарушений. «Люди в синем» получат основания для вмешательства, если государство законодательно ограничит стоимость продуктов. Вполне вероятно, что прокурорские проверки нужны для прощупывания почвы. В ходе двух массовых рейдов — прошлой осенью и нынешней зимой — проверялся не только уровень цен, но и реакция бизнеса на усиление административного давления.

Если так пойдет и дальше, ценники в магазинах смогут менять только представители уполномоченных органов. Тем более что исторический опыт есть. Еще не забыта работа Госплана СССР, следившего за тем, чтобы колбаса стоила 2,20, а водка — 3,62. Ну а дефицит и очереди — мелочи при таких ценах.

< Назад в рубрику