Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

Неоконченная пьеса для электрических облаков

На Берлинале представили фильм Алексея Германа

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

На Берлинском фестивале состоялась премьера фильма Алексея Германа «Под электрическими облаками». Фильм создан в копродукции России, Польши и Украины и участвует в главном конкурсе. 10 февраля прошел официальный показ для жюри и гостей фестиваля, накануне картину посмотрели журналисты и состоялась пресс-конференция создателей. Часть представителей прессы покинула зал во время просмотра, не выдержав сеанс длиной в 138 минут, но оставшиеся журналисты встретили фильм аплодисментами, и атмосфера на пресс-конференции была вполне благожелательной. Корреспондент «Ленты.ру» передает из Берлина.

Это, пожалуй, единственный фильм в конкурсной программе нынешнего года, не поддающийся краткому пересказу. Даже составители фестивального каталога спасовали. Синопсис не излагает содержание истории, а скорее перечисляет пейзажи и персонажей, которых зрители увидят на экране: заснеженный берег реки, фантастический небоскреб, бродяга-киргиз, возвращающиеся в отчий дом дети, непонятый миром архитектор. Ловить концы сюжетной линии сначала утомительно, но потом понимаешь, что это необязательно, а может быть, даже и нежелательно. Лучше просто смотреть. Художник-постановщик этого фильма, Елена Окопная — полноправный соавтор режиссера. В выстроенном ею мире импрессионистская интонация соединяется с трагическо-ироническим пафосом современного искусства, а камеры операторов Евгения Привина и Сергея Михальчука внимательно следят за оттенками снега, тумана и ржавчины. Актеры с удовольствием взаимодействуют с этим меланхолическим миром, где можно включить старого робота, сделать стойку на голове гигантского памятника или посидеть у него на руке.

Сам режиссер называет свой фильм поэтическим — он действительно напоминает длинное стихотворение, где рифмуются обломки империи и гусарские бранденбуры, цитата из Сезанна в эпиграфе к фильму и фрагмент из выступления Горбачева, искусствоведы-полиглоты и букинисты-толкиенисты. Фильм поделен на семь частей, названия которых поэтичны сами по себе, например, «Долгие сны юриста по земельным вопросам».

Действие происходит в 2017 году, то есть через сто лет после Революции, погрузившей Россию во мглу. Тут есть и гастарбайтеры, и дискуссия по поводу творения знаменитого архитектора, «не вписывающегося в городскую среду», и попытка захвата участков для строительства доходных домов на территории музея-заповедника. Впрочем и тем, кто мало интересуется новостями, а знает Россию скорее по произведениям литературы и кино, будет интересно наблюдать, в какой причудливый пазл соединяются классические мотивы: от темы «лишних людей» до чеховского ожидания неба в алмазах, от «сталкеровской» эстетики промзоны до насыщенной декоративности в духе Параджанова, от трепетных балаяновских и михалковских интеллигентов до суровых героев Балабанова. Все это, разумеется, присутствует не только и не столько как открытые цитаты, а чаще в виде намеков – но эпизод с историческими играми не может все же не напомнить репортажи со съемок фильма «Трудно быть богом».

«Для того, чтобы погрузиться в нашу страну, нельзя говорить только о богатых и бедных, успешных или неуспешных. Надо говорить о какой-то совокупности. Для нас это по большому счету картина поэтическая. Нам была важна некая попытка исследования мира, попытка для самих себя ответить, в поэтической форме, не в форме утверждения “как должно быть”, а попытаться проникнуть в сущность того, куда движется наша страна. Для нас самих это было путешествие» — говорит Герман о замысле картины. «Мы исходили из того, что пытались показать мир в импрессионистском ключе, поймать образ времени. Условно говоря, показать снежинку на старом памятнике Ленину. Псевдодокументальность в кино начала себя исчерпывать. По мне она про то, что все просто. Все любят “просто”. А я люблю “все сложно”. Все герои нашего фильма — порядочные люди, несмотря на все обстоятельства. Эта порядочность заключается в выборе между предательством и непредательством. В этих людях, которые прорастают сквозь мерзлую почву, и есть надежда для России и вообще для всех» — рассказывает режиссер.

Образ недалекого будущего автор картины «Под электрическими облаками» пишет с прошлого, наглядно подтверждая свой тезис о том, что время в России идет не по прямой, а движется по кругу. Небо в алмазах закрыто электрическими облаками, купание красного коня оборачивается прогулкой с конем железным, а «лишние люди» все еще спрашивают себя, существуют ли они на самом деле.

Марина Рыженкова специально для «Ленты.ру»