Бизнес
16:00, 19 февраля 2015

Нас спасет китайский ширпотреб Снижение доходов заставит россиян одеваться на вещевых рынках и заказывать товары через интернет

Инесса Паперная
Фото: Александра Масальцева / РИА Новости

Торгующие импортом ретейлеры жалуются на пустые магазины и необходимость работать в ноль, лишь бы сохранить своего клиента. Но, по мнению экспертов, девальвация рубля и желание россиян экономить не приведет к подъему российской легкой промышленности.

Спад продаж с начала года фиксируют продавцы всех сегментов импортных товаров. По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, в 2015-м ретейлеры прогнозируют падение спроса на обувь и одежду на 35 процентов. Но наибольшие потери ожидают продавцов одежды и обуви класса люкс. «Девальвация рубля привела к тектоническому потребительскому сдвигу российского рынка, на категорию вниз, — говорит руководитель консалтингового проекта Nostrategy Андрей Волков. — Те, кто покупал люкс, перешли на премиум, с премиума на медиум, с медиума на массовый».

В массовом сегменте, по словам эксперта, повышение цен не так ощутимо. Причиной тому — низкая база, а также сила производителей и поставщиков, принявших на себя часть новой ценовой нагрузки. Среди них — H&M (Hennes&Mauritz), Inditex (бренды Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka) и другие. Однако поставки одежды многих европейских брендов сократились, в том числе тех же Zara, Oysho, Bershka, а также Top Shop, Michael Kors, Armani Jeans и Calvin Klein.

На обувном рынке также меньше всего страдает экономсегмент, где сокращение спроса не столь ощутимо, но сильно падают продажи в среднем и дорогом сегменте, на котором обувщики обычно зарабатывают, — до 30-40 процентов.

Пока ретейлеры распродают остатки закупок по старым ценам. По словам Карпова, у ряда игроков есть запасы вплоть до лета. Но импорт одежды и обуви в Россию резко сократился: согласно данным таможенной статистики, в январе объем поставок обуви и одежды упал почти на 40 процентов по сравнению с январем прошлого года. Новые коллекции будут распродаваться уже по новым ценам, полностью скорректированным с учетом валютного курса.

К осени многие зарубежные бренды могут закрыть свой бизнес в России. Ряд иностранных производителей, не имеющих в России собственных брендовых магазинов, но работающих с поставщиками, готовы идти на уступки — дабы совсем не потерять российский рынок. По словам дистрибьютора обувного бренда Loake в России Алены Джалиловой, размер скидки на текущие и планируемые отгрузки варьируется от 5 до 15 процентов в зависимости от ценовой политики производителя и значимости розничного партнера. Однако она признает, что даже несмотря на это, ретейлеры оптимизируют и сокращают бюджет на закупки.

В целом поставщиков импортной одежды и обуви впереди ждут нелегкие времена, пережить которые из-за отсутствия спроса смогут далеко не все. Особенно уязвимы небольшие сети малоизвестных брендов, а также магазины, не имеющие массового притока посетителей. Тем, кто останется, придется существенно сократить ассортимент и сделать упор на экономсегмент, уверен Карпов.

Даешь родное, отечественное

На первый взгляд, очередной кризис открывает широкие перспективы для отечественных производителей. Однако швейное производство в России замерло, утверждают опрошенные «Лентой.ру» эксперты рынка. Импортная составляющая у российских производителей одежды и обуви велика — на уровне 70 процентов, а это самый высокий показатель среди всех обрабатывающих отраслей.

«Для швейного производства и легкой промышленности сегодняшний кризис — практически катастрофа, — уверен руководитель центра научно-исследовательской работы Российского университета кооперации Андрей Арно. — В России сейчас почти не производят качественные ткани и фурнитуру, кроме того, все швейное оборудование, за редким исключением, импортное, а это значит, что стоимость комплектующих также выросла».

Действительно, последние 10 лет отрасль использовала китайские и европейские ткани, цены на которые выросли на 40-50 процентов соответственно росту доллара, евро и юаня. Более того, крупные сетевые российские бренды в сегменте mass market (O'Stin, FunDay, Sela, «Твое» и другие) свои производства сосредоточили в Китае, так что и у этих марок импортная составляющая практически равна 100 процентам. Еще больше страдают дизайнеры, выпускающие дорогую одежду: они отшивают свои коллекции в Италии и Турции, где расчет ведется в евро.

Конечно, можно было бы перенести пошив одежды и в Россию, поскольку из-за девальвации рабочая сила здесь подешевела. Так, среднемесячная зарплата на текстильном и швейном производстве составляет 14,5 тысячи рублей, в производстве обуви — 16,4 тысячи рублей. А в Китае зарплата работника текстильной фабрики с 2006 года выросла более чем в три раза, и сейчас равна примерно 700 долларам.

Однако для создания здесь новых фабрик необходимы масштабные капиталовложения в импортное оборудование, а привлечь внешнее финансирование под проекты практически невозможно. Не получится поддержать швейную отрасль и за счет контрактного производства для западных брендов, поскольку многие европейские и американские производители уже перенесли свои заказы из Китая в бедные страны Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Бангладеш, Камбоджу.

По словам генерального директора производителя рабочей одежды и средств индивидуальной защиты «Энергия» Дмитрия Слипченко, у большинства компаний-производителей имеются довольно большие запасы готовых изделий, что позволит им продержаться на плаву некоторое время. «Шить сейчас из импортных материалов по новой цене значит производить неконкурентоспособные товары», — уверяет Слипченко. Когда будут реализованы складские остатки, многие компании-производители закроются, уверен эксперт.

По мнению члена правления холдинга легкой промышленности «БТК групп» Арины Слынко, в выигрыше те предприятия, которые завершили техническое перевооружение до кризиса. Но это касается, в основном, выпуска тканей и материалов. «Объективного импортозамещения в сегменте fashion ждать не стоит», — уверен Андрей Арно. Но относительно простые сегменты, которые в качестве основного сырья смогут использовать российские ткани и фурнитуру, способны «выстрелить». «Рост может произойти только в носочно-чулочной группе: здесь в арсенале российских производителей будет и недорогое сырье, и возможность работать на неплохом отечественном оборудовании», — считает Арно.

В производстве обуви (а сейчас 90 процентов продающейся в стране обуви — импортная) положительную динамику ждет выпуск дешевой обуви, с верхом из текстиля, резины или пластмассы, такой безутешный вывод содержится в пояснительной записке к прогнозу экономического развития РФ на 2015 год. Швейное производство, по официальным данным Минэкономразвития, в этом году упадет на 10 процентов.

Назад в 90-е

В основном, уверены участники рынка, в России следует ждать роста нелегального производства: кустарных цехов по пошиву одежды с привлечением трудовых мигрантов, готовых работать за 200-250 долларов в месяц, а также швей-надомниц. Однако одеть всю страну они не в состоянии.

В голодные перестроечные времена от вымерзания Россию спас дешевый китайский ширпотреб. Похоже, и сейчас страна входит в эпоху односезонных пуховиков и кое-как сшитой одежды из дешевых тканей. Вероятно, азиатские товары захватят и более дорогой ценовой сегмент.

По мнению Арно, в России может произойти своеобразная реинкарнация вещевых рынков 90-х годов, поскольку сейчас у населения колоссальный спрос на дешевую одежду, пусть и не самого высокого качества. Поднимает голову и пресловутый секонд-хенд, магазины по продаже ношенного импорта из Европы, практически исчезнувшие с улиц городов в сытые годы. В любом случае, прогнозируют эксперты, контрафакт на рынке текстильной продукции вырастет. Уже сейчас, уверяет министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, доля легального импорта в легкой промышленности составляет 20-30 процентов, все остальное — это контрафакт и контрабанда.

Но наибольшего развития эксперты ждут в сегменте интернет-покупок, куда вслед за молодежью переместится и более взрослая аудитория. «С одной стороны, китайские товары существенно подорожали. Но нужно понимать, что доступ в интернет, а также целевая экспансия "Алибабы" (китайская компания, работающая в сфере интернет-коммерции — прим. «Ленты.ру») меняют рынок, ломают традиционные каналы товародвижения и дистрибьюции и склоняют потребителя к онлайновым закупкам, — рассуждает Волков. — Тот пробует, входит во вкус, понимает, что сберегая ценовую премию посредника, можно полностью нивелировать даже колебания курса национальной валюты».

Уже сейчас в заказах «Алиэкспресс» (одна из площадок глобального «Алибабы») на Москву приходится около 15 процентов заказов, все остальное — регионы. Это означает, что покупатели из других небольших городов уже привыкли к покупкам в интернете, а теперь полностью переключат свое внимание на приобретения за рубежом. Возможно, к этим же каналам подключатся и небольшие магазины.

В целом эксперты прогнозируют рост импорта и нелегальных поставок товара из Китая и Юго-Восточной Азии для одежды массового и сезонного спроса, если, конечно, государство не поставит заслон сомнительному ширпотребу и не начнет дотировать своих производителей «носибельной» одежды. Однако пока эти меры заработают, большинство россиян смогут одеваться разве что самостоятельно, сев за швейные машины.

< Назад в рубрику