«Газпром» пригрозил полностью прекратить поставки газа на Украину до получения мартовской предоплаты, а Киев отказывается платить, пока не удостоверится в выполнении «Газпромом» условий контракта. Замкнутый круг? Очередная политическая игра, уверены эксперты, которые предрекают скорое решение конфликта с минимальными потерями для обеих сторон.
Новый газовый конфликт между Россией и Украиной разгорелся 19 февраля, когда Киев прекратил подачу топлива на территорию Луганской и Донецкой областей. Украинская сторона объяснила свой шаг повреждением трубопровода, идущего от магистрального газопровода Новопсков — Краматорск в Донецкой области.
Ополченцы обратились к России, и в тот же день, 19 февраля, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил «Газпрому» и Минэнерго решить вопрос поставки газа в Донбасс в качестве гуманитарной помощи региону.
Уже вечером «Газпром» объявил о поставках в зону военных действий. Речь шла о дополнительных 12 миллионах кубометров: если ранее на Украину поставлялось 30 миллионов кубометров в сутки, то теперь — 42 миллиона. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова тогда уточнила: «Поставки газа на юго-восток в качестве гуманитарной помощи будут осуществляться "Газпромом" на коммерческой основе. Источники финансирования определяются».
Вскоре выяснилось, что «Газпром» начал поставку на юго-восток за счет предоплаты Киева. «В соответствии с заявкой НАК "Нафтогаз Украины" "Газпром" сегодня увеличил поставки газа на Украину, в том числе через газоизмерительные станции "Прохоровка" и "Платово"», — цитировал ТАСС главу «Газпрома» Алексея Миллера.
Однако «Нафтогаз» отказался оплачивать газ для Донбасса, поскольку не подавал заявку на поставки через ГИС «Прохоровка» и «Платово». На официальном сайте компании опубликовано заявление: 20 февраля «Нафтогаз» подал заявку на 42 миллионов кубометров газа вместо 30, как днем ранее, однако это было сделано «с учетом прогнозируемых потребностей украинских потребителей», а поставки были заказаны через ГИС «Суджа», «Валуйки», «Сохрановка» и «Писаревка».
На пресс-брифинге предправления украинского концерна Андрей Коболев пояснил: представителей компании нет на газоизмерительных станциях, через которые пошел дополнительный газ, а по контракту акты сдачи-приемки газа составляются ежедневно при участии обеих сторон контракта. И добавил: аварийные участки газопроводов в Донбассе восстановлены, и подача газа в контролируемые ополченцами районы продолжена. Однако представители ЛНР и ДНР опровергли это.
В тот же день, 19 февраля, «Нафтогаз» поднял заявку на поставку газа до верхней планки суточного объема — 114 миллионов кубометров, которые должны были пойти через подконтрольные ему ГИС. Но заявка не была удовлетворена в течение двух дней, сообщили в Киеве, что нарушает контракт от 2009 года и приложение к контракту №33 от 30 октября 2014 года (так называемый зимний пакет, согласованный при посредничестве Еврокомиссии). 22 и 23 февраля «Газпром» поставил по факту только 47 и 39 миллионов соответственно, сообщается на сайте компании.
В ответ на официальные обвинения Киева в нарушении контракта, о чем «Нафтогаз» уведомил Еврокомиссию, «Газпром» 24 февраля пригрозил полностью прекратить поставки газа на Украину. В концерне заявили, что Киев своевременно не внес новую предоплату за поставки российского газа в марте. «На сегодня осталось предоплаченного газа только 219 миллионов кубометров. На зачисление средств от "Нафтогаза" на счет Газпрома" уходит около двух дней, — говорится в официальном заявлении компании со ссылкой на предправления "Газпрома" Алексея Миллера (есть в распоряжении "Ленты.ру"). — Поэтому поставка газа на Украину в объеме заявки 114 миллионов кубометров газа уже всего через два дня приведет к полному прекращению поступления российского газа на Украину, что создает серьезные риски для транзита в Европу».
По мнению экспертов, Украина подняла заявку, дабы быстрее выбрать предоплаченный газ и не платить за поставки в Донбасс. Источник же «Коммерсанта» утверждает, что «Газпром» действительно отказался полностью удовлетворить заявку «Нафтогаза», чтобы в условиях минусовых температур на востоке Украины растянуть период снабжения Донбасса в рамках контракта. Если бы Москва полностью удовлетворяла заявки Киева, предоплата истекла бы уже 27 февраля.
Будет ли 27 февраля перекрыт транзит газа в Европу? Большинство опрошенных «Лентой.ру» экспертов сомневаются в таком развитии событий, поскольку он не выгоден ни той, ни другой стороне. Но и не смертелен. Европейские подземные хранилища газа уже заполнены достаточно, чтобы пережить в случае чего остаток зимы, а это меньше месяца. Закупки же российского газа Украиной и так резко сократились — в денежном выражении до менее чем 400 миллионов долларов в месяц, поэтому убытки «Газпрома» в случае срыва поставок будут несущественны.
«На мой взгляд, нынешний газовый конфликт краткосрочный, — отмечает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. — Сейчас газ поставляется в соответствии с зимним планом, действующим до 23 марта. Этот план был утвержден после длительных переговоров, в том числе и при участии Еврокомиссии, и, скорее всего, будет выполнен». А уже потом, продолжает эксперт, Украина может опять отказаться от российского газа по прошлогодней схеме: тогда ее потребность в газе удовлетворялась за счет реверса из Европы. Правда, этот вариант достаточно дорогой: из-за разницы в ценах, затраты Украины могут возрасти примерно на 5-6 миллиардов долларов в год. Но и Россия потеряет такую же сумму.
«Газпром» в случае ограничения поставок может вызвать недовольство со стороны ЕС, добавляет Дмитрий Кипа, руководитель аналитического департамента QB Finance, однако сейчас все понимают предбанкротное состояние Украины, и газовый конфликт может его только усугубить.
«Сейчас ситуация чуть лучше для украинской стороны, — рассуждает Антон Табах, директор по региональным рейтингам и инфраструктурным проектам агентства "Рус-Рейтинг". — Весна на пороге, химическая промышленность работает не в полную силу, альтернативного газа в Европе сейчас скорее избыток, цена на газ привязана к ценам на нефть по очень хитрой формуле, поэтому цены должны быть значительно ниже, чем согласовано на зиму». При этом Россия тоже имеет одновременно сильные и слабые переговорные позиции, уверен эксперт, не построены альтернативные газопроводы, трудно найти замещающие рынки.
Правда, «Газпром» 24 февраля поспешил напомнить о своей инвестпрограмме, принятой в конце прошлого года. В распространенном пресс-службой концерна сообщении говорится, что совет директоров одобрил проводимую компанией работу по диверсификации экспортных маршрутов, в частности за счет нового газопровода через Турцию. «Газопровод станет дополнительным альтернативным экспортным маршрутом, который в сочетании с высоконадежными "Северным потоком", "Голубым потоком" и газопроводом "Ямал-Европа" полностью обеспечит экспорт российского газа в дальнее зарубежье и позволит отказаться от украинского транзитного коридора», — отмечается в сообщении, имеющемся в распоряжении «Ленты.ру».
Если «Газпрому» удастся запустить трансформированный «Южный Поток» через Турцию, а Украина построит заводы по разжижению газа, тогда стороны будут иметь большее поле для саботажа и оппортунизма. А пока, рассуждает Табах, газовые системы обеих стран, как сиамские близнецы, неразрывны, и соглашение о новых поставках газа все равно будет подписано.
Идет обычный газовый торг, какой бывает у «Газпрома» с «Нафтогазом» и России с Украиной дважды в год, и все говорит о том, что данный конфликт — разминка перед большим торгом на более высоком уровне: вопрос будет решаться в рамках взаимоотношений правительств России и Украины с одной стороны, а также Украины и МВФ — с другой, резюмирует Антон Табах.