Мир
14:53, 26 марта 2015

«Буря решимости» над Йеменом Из-за чего началась и чем закончится интервенция Саудовской Аравии и ее союзников

Алексей Куприянов
Илья Крамник
Марат Селезнев
Фото: Hani Mohammed / AP / East News

Этой ночью, с 25 на 26 марта, саудовские самолеты подвергли бомбардировке столицу Йемена и пункты дислокации отрядов шиитских повстанцев-хоуситов, накануне вошедших в Аден — последний оплот сил, верных президенту Абд Раббу Мансуру Хади. В гражданскую войну в Йемене вмешался внешний игрок, за спиной которого стоят США. Пока неясно, как будут развиваться боевые действия: хоуситы, поддерживаемые Ираном, готовы отразить наземное вторжение. На фоне нового витка конфликта на Ближнем Востоке котировки нефти поползли вверх и в Минэкономики России заявили, что рубль будет дорожать.

Еще вчера казалось, что дело президента Хади в Йемене окончательно проиграно. Повстанцы-хоуситы из группировки «Ансар Алла» вошли в Аден — южную столицу страны, родной город Абд Раббу Мансура Хади — и даже арестовали его министра обороны. СМИ сообщали, что сам президент бежал из страны: одни очевидцы утверждали, что на вертолете, другие — что на лодке; а советники Хади заверяли, что президент никуда не делся и руководит обороной на местах. Ясно было одно: в Адене хаос, город вот-вот падет.

Накануне начала боев за Аден, во вторник, Хади обратился к Совбезу, Лиге арабских государств и Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) с отчаянной просьбой о помощи. И арабские соседи Йемена откликнулись на призыв, их поддержали США и Великобритания. Самолеты саудитов и их союзников нанесли удары по военным объектам и столице страны — Сане. Сообщается о десятках погибших мирных граждан и убитых командирах хоуситов. Что же заставило Эр-Рияд пойти на прямое военное вмешательство?

На дальнем пограничье

Лидеры Саудовской Аравии все последние месяцы с беспокойством наблюдали за тем, что происходит в соседнем Йемене. Верный союзник саудовских монархов президент Хади 22 января подал в отставку, после того как хоуситы захватили Сану и весь запад страны. Его посадили под домашний арест, но он вскоре бежал в родной Аден, где принялся собирать войско из оставшихся ему верными солдат и местной милиции.

Свою новую армию Хади решил испытать на мятежных армейских частях, в том числе гарнизоне Адена, а также блокпостах хоуситов в окрестностях города. Наступление обернулось катастрофой: не прошло и суток, как шиитские повстанцы отбили все атаки президентских войск и армия Хади начала стремительный отход к Адену, по пятам преследуемая торжествующими хоуситами.

Победа «Ансар Аллы», с точки зрения Эр-Рияда, означает, что саудовское королевство обретет нового и крайне опасного врага. С Йеменом у Саудовской Аравии протяженная и почти незащищенная граница. Факт, что хоуситы получают денежную помощь от главного врага саудовской монархии — Ирана, давно является секретом Полишинеля. В Тегеране заинтересованы в победе шиитских единоверцев и образовании дружественного режима в стратегически важном государстве: тот, кто владеет Йеменом, может в любой момент перехватить судоходную артерию, по которой транспортируется саудовская нефть. Характерно, что, когда первые бомбы упали на Сану, Тегеран выступил с резким заявлением, осудив вмешательство во внутренние дела Йемена.

Неудивительно, что саудиты, увидев отчаянное положение союзника, активно включились в игру. В рекордные сроки была образована коалиция из десяти государств, началась операция «Буря решимости»: самолеты Саудовской Аравии, Бахрейна, Иордании, Кувейта, Марокко, Катара, Судана и ОАЭ обрушили бомбы и ракеты на столицу Йемена Сану и выявленные пункты дислокации и штабы хоуситских отрядов, а также их склады с оружием. По некоторым данным, в налетах участвовали ВВС Египта, к коалиции примкнул и Пакистан. Саудиты объявили об уничтожении большого количества йеменских истребителей, сожженных на аэродромах, и установок ПВО. На данный момент, как утверждают в Эр-Рияде, небо над Йеменом контролирует коалиция. Очевидцы в Сане сообщают о сотнях взрывов в городе и десятках погибших гражданских.

Воспользовавшись неожиданной помощью с воздуха, верные президенту Хади силы перешли в контрнаступление в Адене и сумели захватить городской аэропорт.

Большой союзник

В одиночку Саудовская Аравия операцию в таком объеме провести бы, разумеется, не смогла. Эр-Рияду помогают США, предоставляющие данные авиационной и космической разведки и необходимое снаряжение. В столице Саудовской Аравии работает межведомственная группа американских специалистов. В Белом доме обещают оказать коалиции всю необходимую помощь, за исключением прямого вмешательства.

У Вашингтона к хоуситам свои счеты. До последнего времени Йемен являлся форпостом США в регионе — с авиабазы Аль-Анад американские беспилотники наносили удары по местной «Аль-Каиде». Хотя хоуситы относятся к суннитским боевикам враждебно, заключать союз с американцами они не собираются. Для США ситуация выглядит достаточно щекотливой: даже за скромное сотрудничество с Ираном в боях против исламистов в Ираке администрация Обамы подвергается непрерывной критике как со стороны арабских союзников США, так и со стороны республиканцев в Конгрессе. Поддержать хоуситов, даже ради уничтожения «Аль-Каиды», означает испортить отношения с Саудовской Аравией.

Хоуситы брошенный вызов приняли. По словам одного из лидеров «Ансар Аллы» Али аль-Эмада, интервенция в Йемен станет началом конца Саудовской Аравии. «Это агрессия, — заявил аль-Эмад, — и мы на нее ответим. Своим вторжением саудиты восстановят против себя всех жителей Йемена, и Эр-Рияд дорого заплатит за эти действия». Если силы коалиции начнут наземную операцию, аль-Эмад обещает им кровавую баню. Вполне возможно, что вскоре ему придется ответить за свои слова: по последним данным, в Саудовской Аравии объявлена мобилизация, на призывные пункты прибывают десятки тысяч военнослужащих.

Всем что есть

Подробностей о составе сил, привлеченных к операции против шиитских повстанцев, пока не сообщается, однако определенные выводы можно сделать по имеющимся общим данным. Так, утром 26 марта стало известно, что Эр-Рияд намерен задействовать в Йемене 100 истребителей и 150 тысяч военнослужащих. Саудовским войскам помогут контингенты монархий залива: ОАЭ направят для участия в боевых действиях 30 истребителей, Бахрейн и Кувейт — по 15, Катар — 10, Иордания — 6.

Кроме того, в кампании принимают участие Египет и Пакистан. Помимо ВМС и ВВС эти две страны, а также Судан выразили готовность выделить на операцию против хоуситов сухопутные контингенты. Из стран Персидского залива к кампании не присоединился Оман.

Размеры контингента говорят о том, что саудовский королевский дом решил вложиться «по максимуму», сразу используя в бою практически все наличные силы: общая численность ВС королевства — около 230 тысяч человек, из них 150 тысяч приходится на сухопутные войска. Помимо этого, крупнейшая арабская монархия располагает национальной гвардией примерно в 100 тысяч человек, укомплектованной представителями племенных формирований, лояльных дому Саудов.

Основу сухопутных войск Саудовской Аравии составляют 12 бригад, в том числе три танковых, 5 механизированных, 3 легких мотопехотных и 1 парашютная — итого 42 боевых батальона, из которых 13 — танковые, а остальные — механизированные, мотопехотные и парашютно-десантные. У каждой из 12 бригад собственная артиллерия, кроме того, в составе сухопутных войск имеются отдельные артиллерийские батальоны.

Саудовская армия не может пожаловаться на дефицит современной техники и вооружения, перечислять которое подробно было бы слишком долго, однако избыток «железа» не компенсирует главной проблемы вооруженных сил королевства. Речь об отсутствии нормальной боевой подготовки. Учения уровня от батальона и выше у саудовцев — большая редкость, все обычно ограничивается тренировками отдельных подразделений. Наиболее слабое звено в военной машине, по мнению специалистов, — штабы бригадного и выше уровня, отличающиеся туманными представлениями о современной войне.

Те же проблемы стоят перед ВВС королевства. Располагая современными машинами типа «Тайфун» , модернизированными F-15C/S и «Торнадо», а также хорошо подготовленными пилотами, саудовские ВВС не имеют должного опыта в организации боевых действий. Это чревато потерями от «дружественного огня» — подобные инциденты были нередкими и для куда более подготовленных ВВС США и Великобритании.

Серьезную поддержку могут оказать прежде всего силы Египта, отличающиеся большим вниманием к управлению боевыми действиями. Если ВВС этой страны выделят для участия в операции несколько десятков истребителей F-16 и модернизированных F-4, то, скорее всего, они станут одной из основных сил в боевых действиях с воздуха.

Что касается хоуситов, то тут сказать что-то определенное сложно. Шиитские повстанцы контролируют ряд воинских частей, однако вряд ли можно ожидать активного и квалифицированного применения ими тяжелого вооружения и бронетехники. То же касается и проправительственных сил: длящаяся напряженность и нехватка средств в казне не способствовали высокому уровню боевой подготовки. Тем временем наличие значительных запасов тяжелого вооружения в сочетании с горными ландшафтами, по-видимому, может способствовать активным партизанским действиям, противостоять которым антишиитской коалиции будет нелегко. Опыт предыдущих единичных акций Саудовской армии против вооруженных формирований на территории Йемена трудно оценить как успешный. Вместе с тем значительное количество сосредоточенных сил при достаточно мощной поддержке с воздуха и моря позволяет Эр-Рияду надеяться на быстрый эффект как минимум против наиболее крупных подразделений хоуситов. Но даже это не гарантирует положительный эффект от операции в целом.

Рублю на руку

На фоне сообщений о подключении к конфликту Саудовской Аравии нефтяные котировки приблизились к месячным максимумам. Ночью 26 марта баррель марки Brent на лондонской бирже ICE стоил 59,55 доллара. К 12:00 по московскому времени североморская нефть торгуется около 59 долларов. В середине марта котировки падали до 53 долларов.

Открытие валютных торгов в Москве продемонстрировало крепкую привязку рубля к нефти. Впервые с ноября 2014 года евро упал ниже 62 рублей, до 61,65. Доллар, в свою очередь, зафиксировался на уровне 56,5 рубля.

Активизация йеменских повстанцев совпала с появлением информации о растущем оптимизме в Минэкономразвития России. 26 марта выяснились некоторые подробности обновленного экономического прогноза ведомства до 2018-го. В документе сказано, что через три года национальная валюта отыграет большую часть своего падения.

Самый радужный сценарий предполагает падение курса доллара до 40 рублей. Это возможно при выполнении двух условий. Во-первых, нефть к 2018 году должна стоить 100 долларов за баррель. Во-вторых, международные санкции против РФ будут постепенно сниматься.

Но даже умеренный прогноз министерства предполагает укрепление национальной валюты. Ведомство Алексея Улюкаева ждет, что нефть будет умеренно дорожать (на 4-5 процентов в год) и к 2018-му достигнет 80 долларов за баррель. В этом случае американская валюта опустится до 50 рублей.

Впрочем, ранее саудиты неоднократно говорили, что нефть больше никогда не подорожает до 100 долларов. В начале года об этом заявил принц аль-Валид. 22 марта его слова подтвердил представитель королевства в ОПЕК Мухаммед аль-Мади.

Напомним, в новую редакцию бюджета России на 2015-й заложена стоимость нефти 50 долларов за баррель. В этом году казна недосчитается 2,68 триллиона рублей, или 3,7 процента ВВП. В целом доходы государства составят 12,54 триллиона рублей, расходы — 15,22 триллиона. Ранее глава Минэкономразвития Улюкаев отмечал, что Россия недополучит 2,2 триллиона рублей как раз из-за дешевеющих энергоносителей (бюджет изначально базировался на нефти за 80 долларов).

Сколько еще конфликт на Аравийском полуострове будет подогревать рост котировок, сказать сложно. В любом случае у российского бюджета остается запас прочности. Минфину придется думать о дополнительном сокращении расходов только в случае, если нефть обвалится ниже 50 долларов.

< Назад в рубрику