Из миллионов изображений, которые ежедневно производятся на планете Земля, «Лента.ру» совместно с порталом «Артгид» отбирает наиболее любопытные. Может быть, некоторым из них повезет войти в культурный багаж человечества. Никто пока не знает, что это будет: картинка из IKEA за миллион евро, повешенные в Берлине куклы или расцветшие в Амстердаме люстры. Самые занятные картинки недели — в подборке «Ленты.ру».
Шутники из амстердамского коллектива LifeHunters, владельцы самодельного телеканала в интернете, пронесли из IKEA в музей Арнема картинку для украшения интерьера ценой около 10 евро и умудрились там ее выставить в постоянной экспозиции среди высокого искусства. Этикетка гласила, что это работа выдающегося художника Ике Андревса (первые четыре буквы не скрывают происхождения картинки). Публика купилась, и любители искусства расхваливали шедевр и оценивали его в пару миллионов евро. Ранее у LifeHunters уже были похожие выходки, хотя и не про искусство: например, они пытались (небезуспешно) выдать бургеры из «Макдоналдса» за дорогую органическую еду. А не надо расслабляться!
В Государственном музее в Амстердаме (Рейксмузеум) зрителей встречают висящие под потолком светильники, которые сами по себе являются объектами искусства. Похожие сначала на цветочные бутоны, они распускаются и расцветают, поэтично преломляя лучи света, а само их преображение напоминает танец. Это кинетические скульптуры Shylight голландского дуэта Studio Drift, которые теперь получили в Рейксмузеуме постоянную прописку.
Выставкой Роберта Монтгомери открылся новый культурный хаб под названием Istanbul’74 в районе Каракей в Стамбуле. Монтгомери — постситуационист, специализирующийся на световых инсталляциях, однако в Стамбуле представлены и его акварели.
Два художественных дуэта, Scenocosme и Lola And Yukao Meet, совместно построили в арт-центре Le château éphémère в Карьер-су-Пуасси во Франции разумный дом. Инсталляция так и называется, La Maison Sensible. Пространство наполнено скрытыми сенсорами, оно живет, дышит, ведет собственную жизнь и взаимодействует с теми, кто в него входит. Сотни тысяч световых частиц работают каждая по своей программе, так что конфигурация света уникальна в каждую минуту. Пространство напрямую реагирует на движения, звуки и прикосновения посетителей и способно к диалогу.
Португальский стрит-артист Дьогу Машаду расписывает скучные серые электрические шкафы на улицах Лиссабона под традиционную изразцовую керамику. Это очередная часть его проекта Street Ceramics, в котором он покрывает росписью под изразцы уличные поверхности. Проект любим лиссабонцами, очередные росписи Машаду заказывала, например, португальская редакция MTV.
В Музее современного искусства Сент-Этьена в рамках Международной биеннале дизайна проходит ретроспектива корейского художника Ли Була. Его зеркальные лабиринты соединяют строгую геометрию и некий сновидческий романтизм. Зеркала и свет создают бесконечные пространства, очень персональные.
Уже четыре года фотографы Манар Мурси и Дэвид Пуиг коллекционируют стулья. Точнее, фотографии стульев с улиц Каира. В Египте, как и во всех бедных странах, ничего не выбрасывают — старые стулья латают, собирают один годный из нескольких поломавшихся, добавляют детали, какие найдут, и в итоге каждый уличный стул становится летописью бытовой культуры. Этой весной выйдет фотоальбом «Тысяча и один уличный стул Каира».
Китайский художник Жэнь Жи — владелец собственной пасеки. Пчелы — его соавторы. Научившись управлять поведением пчел, он с их помощью выращивает соты абстрактных форм. Выставка восковых скульптур Жэнь Жи проходит сейчас в галерее Pearl Lam в Гонконге.
«Фабрикой кошмаров» называется выставка Николаса Секкальди в галерее Mathew в Берлине. Кошмары у Секкальди вполне конвенциональные, уже отработанные индустрией фильмов ужасов, ожидаемые и потому даже как-то родные: повешенные куклы, злые клоуны, черные небеса и все такое. Уютно.
Винсент Скоглунд принадлежит к уже заслуженному движению художников-мусорщиков. Его скульптуры и инсталляции собраны из отходов, найденных на помойке. За это Скоглунда любят экологические движения — переработка мусора всегда их радует, а тем более когда его перерабатывают в искусство. Однако работы Скоглунда несут не только одномерный природоохранный месседж: в них есть и юмор, и пластика, и оммажи корифеям искусства модернизма.