Мир
13:28, 10 апреля 2015

Перспективы черного континента Африка южнее Сахары: локальные конфликты и борьба за лидерство

Фото: Akintunde Akinleye / Reuters

В 2015 году жизнь большинства стран Африки южнее Сахары пройдет под знаком политической стабильности и обусловленного ею экономического роста. Но любое правило подразумевает исключения. Отдельные узлы напряженности сконцентрируются в Сахаро-Сахельском регионе, протянувшемся от Мали до Судана. О вызовах, с которыми предстоит столкнуться расположенным там странам, читайте в новой главе прогноза «Международные угрозы-2015», подготовленного для «Ленты.ру» агентством «Внешняя политика».

Природа деструктивных процессов в Западной Африке и в пространстве вокруг Судана различна. В Западной Африке в основе политических кризисов лежит неблагоприятная экономическая конъюнктура, обостряющая конкуренцию за доступ к ресурсам. Нестабильность в Центральной Африке будет вызвана процессами, которые запущены и усилены провозглашением независимости Южного Судана. Соответственно, различным будет качество и масштабы политических проблем: в Западной Африке увеличится вероятность государственных переворотов (Гвинея-Бисау, Мали, Буркина-Фасо) и активность террористических организаций («Боко Харам», «Аль-Каида Исламского Магриба»), а в Центральной — возможны крупные вооруженные конфликты (прежде всего в ЦАР). В Южном Судане международному сообществу удается удерживать гражданскую войну в фазе перемирия, но при неблагоприятном развитии ситуации возможны сепаратистские восстания и активизация терроризма на севере Уганды и в регионе Великих Озер. Таким образом, в 2015 году может возникнуть угроза распространения нестабильности из Сахаро-Сахельского региона на юг.

Крайне неустойчивой остается ситуация в Демократической Республике Конго и Сомали. В последней, несмотря на присутствие значительного военного контингента Африканского Союза, не удается разгромить «Аш-Шабаб». При ослаблении натиска со стороны международного сообщества эта организация имеет шанс восстановить утраченные позиции. А в Демократической Республике Конго непопулярный президент Жозеф Кабила попытается сохранить власть, вовлекая оппозицию в правительство национального единства. Если Кабила не преуспеет, к власти придет еще более слабый руководитель, обязанный своим возвышением нескольким этническим и политическим структурам. Если же президент ДРК сумеет сохранить свое положение, зреющее недовольство населения западных районов страны может перейти в открытую фазу.

Неопределенность ситуации в Замбии и Зимбабве носит кадровый характер: пока неясно, кто станет последующим главой государства и как это повлияет на текущий расклад сил. Скандалы в окружении зимбабвийского лидера Роберта Мугабе, связанные с отставкой вице-президента и деятельностью супруги президента, символизируют борьбу за права политического наследства. С учетом возраста Мугабе (90 лет) и вероятного ухудшения его здоровья борьба за наследство обострится, что обернется чередой перестановок в руководстве правящей партии и в правительстве. В Замбии, напротив, ожидаются демократические выборы, но проблема — в отсутствии сильных кандидатов.

Резкие колебания цен на углеводороды сократят доходы стран-нефтеэкспортеров в Африке. Снизятся темпы роста экономики Анголы, Габона, Экваториальной Гвинеи и Республики Конго. Вероятно, что в Экваториальной Гвинее и Республике Конго усилятся политические протесты против действующего режима. Из-за борьбы с вирусом Эболы в упадок пришла значительная доля аграрных хозяйств, так что возникнут существенные сложности у экспортеров какао-бобов (Гана, Камерун, Кот д’Ивуар, Сьерра-Леоне). Но в среднесрочной перспективе африканские экономики продолжат рост, благодаря чему будет меняться баланс внешнеторговых отраслей.

В Африке южнее Сахары началась борьба за региональное лидерство. Наиболее крупные страны расположены географически неудачно для борьбы в масштабах всего континента, что не мешает им пробовать свои силы. Основными претендентами на статус африканской сверхдержавы являются ЮАР, Нигерия и Эфиопия. У каждой из этих стран есть сильные стороны, но для дальнейших событий более важными окажутся их слабые места. Например, в ЮАР одни из наиболее высоких в Африке показатели безработицы (25 процентов), а в Нигерии крайне высока доля бедного населения (62 процента). Социально-экономические проблемы могут надолго отбросить потенциальных лидеров континента назад.

2015 год обещает быть политически насыщенным для Африки южнее Сахары. Поскольку основная зона нестабильности сохраняется в Сахаро-Сахельском регионе, где большинство колоний принадлежало Франции, возникнут предпосылки для более энергичного вмешательства Парижа в дела континента. Кроме того, активизация терроризма в Западной Африке неизбежно привлечет внимание Вашингтона, что позволит превратить окрестности Гвинейского залива в новый фронт борьбы с терроризмом. Нестабильность в Зимбабве, Южном Судане и ДРК усилит политические контакты континента с Китаем, а неизбежные сложности в Сомали привлекут посреднические усилия Турции. Это сбалансирует асимметричность отношений стран Африки южнее Сахары с Западом.

< Назад в рубрику