Министр финансов Антон Силуанов в очередной раз инициировал дискуссию о необходимости повышения возраста выхода на пенсию. То, как решится этот вопрос, покажет, насколько российская власть в условиях кризиса способна проводить непопулярные реформы. Альтернативой может стать увеличение пенсионного возраста только для женщин. Но даже такое решение позволит только сократить дефицит государственного пенсионного фонда. Достойную пенсию, тем не менее, россияне получать не будут. Ныне молодым все равно необходимо копить на старость дополнительно, не надеясь на государство.
Эффект финансовой пирамиды
Существование проблемы признает и президент Владимир Путин. По его словам, правительству каждый год все сложнее компенсировать дефицит Пенсионного фонда России (ПФР). Для наглядности глава государства, отвечая на вопрос о пенсионной реформе, привел цифры: в 2008 году трансфер из госбюджета в Пенсионный фонд составил 1 триллион 49 миллиардов рублей, а в 2016-м достигнет 2 триллионов 700 миллиардов рублей.
В прошлом году дефицит Пенсионного фонда России зафиксирован на уровне 1,33 триллиона рублей. В этом, по предварительным данным, — 580 миллиардов рублей. И уменьшился он только потому, что правительство решилось конфисковать будущие пенсии у ныне работающих, отправив пенсионные накопления граждан в солидарную систему. То есть оплатив свои социальные обязательства из чужого кармана. Проблема в том, что сама система, в которой пенсии нынешним старикам платятся за счет молодых, превращает ПФР в финансовую пирамиду. Прежде всего из-за ухудшающейся в стране демографии и старения населения.
По умеренному сценарию демографического прогноза Росстата до 2031 года, естественная убыль населения России к 2022-му достигнет 456 тысяч человек в год. К 2030 году — 646 тысяч человек. Сейчас экономически активны 75,2 миллиона человек. Это 52 процента населения страны. Получается, что на пятерых работающих приходится четыре пенсионера. Через 8 лет это соотношение составит 1:1. И то по самому оптимистичному сценарию. Обеспечить в такой ситуации увеличение пенсий в рамках солидарной системы государство не сможет. Хорошо бы не допустить снижения. Хотя и сегодня назвать выплачиваемое пожилым людям пособие высоким язык не поворачивается.
Сегодня средний размер трудовой пенсии в России — 11 тысяч 600 рублей. Утраченная зарплата возмещается среднестатистическому пенсионеру всего на 37 процентов. К 2030-му при нынешних демографических обстоятельствах этот показатель упадет до 25 процентов. Хотя социальный блок правительства обещает совсем иное — индексировать пенсии на уровне инфляции ежегодно. И это законодательно зафиксированное обязательство также создает эффект финансовой пирамиды.
С 2008-го по 2013-й среднегодовая инфляция была чуть более 8 процентов. В прошлом году превысила 11 процентов только по официальным данным. В результате, с учетом возросшего количества пенсионеров и роста зарплат в экономике, расходы ПФР на выплату пенсий увеличились в 2,5 раза. Пропорционально вырос и дефицит во всей пенсионной системе. И дальше государству все равно придется либо повышать ставку взносов с фондов оплаты труда, либо… пирамида рухнет.
Форменный сексизм
По словам вице-премьера Ольги Голодец, отвечающей за развитие пенсионной системы, обсуждать увеличение пенсионного возраста на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в среду, 22 апреля, министры не будут. «У нас свободная демократическая страна, обсуждать можно все, но, пока у мужчин средняя продолжительность жизни составляет 65 лет, говорить о повышении пенсионного возраста преждевременно», — добавила Ольга Юрьевна.
Но дело в том, что принятая с 1 января по ее инициативе новая пенсионная формула и так повышает возраст выхода на покой. В первую очередь для женщин, принуждая их работать дольше. Ведь для максимальной пенсии установлены единые требования к трудовому стажу для обоих полов. Понятно, что у женщин, завершающих трудовую деятельность на пять лет раньше мужчин, на порядок меньше шансов получить пенсию в максимальном размере. А значит, им придется работать дольше.
В общем, можно смело сделать вывод, что повышение пенсионного возраста — это компромисс, который уже достигнут между социальным и экономическим блоками правительства. Разница только в том, что министр финансов говорит об этом честно и открыто. А чиновники-социальщики предпочитают данный факт замалчивать. Более того, для самих граждан схема, предлагаемая министром финансов, менее болезненна. В чем суть?
На радость феминисткам
«Фактически повышение пенсионного возраста в мягкой форме уже реализовано в новой балльной формуле. Это так называемый отложенный выход на заслуженный отдых на 5 или 10 лет без получения пенсии», — объяснил «Ленте.ру» президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. Дело в том, что, по новой формуле, если человек работает и одновременно получает пенсию, то сумма его пенсионных прав будет увеличиваться в три раза медленнее, чем если бы он, не обращаясь за пособием в 60 лет, продолжал работать еще пятилетку. Проблема только в том, что разобраться в данном хитросплетении в состоянии только человек, обладающий знаниями в области высшей математики. И такое повышение пенсионного возраста большинство россиян просто не заметили.
В прошлый четверг в ходе прямой линии президент России Владимир Путин сказал буквально следующее: «По мере увеличения продолжительности жизни, наверное, мы когда-то подойдем к решению этих вопросов. В том числе и по пенсионному возрасту. Но, во-первых, это нужно делать в открытом диалоге с обществом. Люди должны понимать, что происходит. Понимать, чем это вызвано. К чему может привести бездействие. И к чему может привести непринятие своевременных решений. Люди должны это знать и понимать. Не так, как сейчас происходит с этими баллами».
В сложившейся ситуации повышение возраста выхода на пенсию женщинам — чуть ли не единственный выход для правительства. Ведь если средняя продолжительность жизни мужчин в России — 65 лет, а на пенсию они выходят в 60, то представительницы слабого пола живут в среднем до 71, получая пособие по старости с 55 лет. При этом унификация пенсионного возраста без разделения по гендерному признаку отнюдь не российское изобретение. Такого неравноправия полов нет, например, в Японии, США, Германии, Канаде, Испании, Швеции, Швейцарии, Венгрии, Франции и ряде других стран.
Там, где пенсионный возраст не унифицирован, у женщин он все равно выше, чем у нас. Например, в Армении мужчина выходит на покой в 65 лет, а женщина — в 63 года. В Казахстане — в 63 года и 58 лет соответственно. В Грузии — в 65 и 60 лет. В Молдавии — в 62 и 57. Добавим к этому, что в России возраст выхода на пенсию сегодня один из самых низких в мире.
«Многие женщины в России и так работают лет до 60. То есть они вполне сохраняют трудоспособность. И повышение пенсионного возраста может повысить их шансы трудоустроиться. Сейчас работодатели ориентируются на 55 лет и лет с 50 списывают женщин со счетов», — сетует ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Оксана Синявская. По ее словам, женщины чаще заняты на работах, не требующих физического труда. Поэтому производительность труда у них не так сильно убывает с возрастом.
Есть и неэкономический аргумент. Мало кто из современных российских женщин согласны считать себя старыми в 55 лет. И ведь они абсолютно правы.