Полеты во сне и наяву

Догонят ли российские авиастроители Украину и Бразилию

A military orchestra performs during the presentation of the new Antonov An-178 plane at the Antonov aircraft manufacturing plant in Kiev on April 16, 2015. The new Antonov cargo plane is designed to carry 18,000 kgs of payload and fly up to 12,200 meters. AFP PHOTO / GENYA SAVILOV
Фото: Валентин Огиренко / Reuters

Ровно через две недели, 4 мая 2015 года, состоится незаметный, но значимый для отечественного авиапрома юбилей: исполнится ровно 15 лет с момента первого упоминания в СМИ о программе транспортного самолета Ил-214Т. Машина, еще не совершившая первый полет, уже обзавелась конкурентами.

Новые игроки

3 февраля 2015 года совершил первый полет бразильский транспортный самолет Embraer KC-390.

Бразильской компании, которая ранее не имела опыта постройки военно-транспортных самолетов (ВТС), потребовалось восемь лет на проектирование и создание перспективного транспортника. Перспективный средний ВТС KC-390 представляет собой двухмоторный высокоплан, оснащенный электродистанционной системой управления, и будет иметь грузоподъемность почти 24 тонны, которые сможет перевезти на расстояние 2593 км. Дальность полета с нагрузкой 13,3 тонны составляет 4800 километров.

Общая стоимость программы создания Embraer KC-390 оценивается примерно в 4,5 миллиарда долларов США, а стоимость одной единицы начинается от 50 миллионов долларов. В настоящее время Embraer уже имеет твердый заказ от бразильских ВВС на 28 самолетов, первый из которых должен быть поставлен в 2016 году. Кроме того, имеются заказы на примерно еще 60 единиц от зарубежных заказчиков, таких как Португалия, Чехия, Аргентина и Колумбия.

Таким образом, с момента анонсирования программы и до момента поставки первого серийного самолета заказчику пройдет девять лет. Спустя чуть больше двух месяцев после первого полета KC-390, 16 апреля 2015 года, состоялась выкатка первого летного экземпляра перспективного транспортного самолета Ан-178. Данная программа заслуживает особого интереса, так как создается силами ГП «Антонов», основного разработчика советских военно-транспортных самолетов.

О планах создания нового среднего транспортного самолета «Антонов» заявил в 2010 году, а уже в 2015 году состоялась презентация первого летного прототипа.

Учитывая сложную финансовую обстановку и драматические события последнего года на Украине, столь малый срок от начала проектирования до постройки самолета в железе говорит о том, что ГП «Антонов» до сих пор сохраняет компетенции в создании авиационной техники.

Перспективный средний транспортный самолет Ан-178, как и его бразильский собрат, — рамповый двухмоторный высокоплан. Несколько уступая KC-390 по размерам и массе, он способен перевозить до 18 тонн груза на расстояние свыше 1000 километров и 10 тонн — на расстояние около 4000 километров. Стоимость одной единицы ориентировочно составляет около 40 миллионов долларов США.

Необходимо отметить, что несмотря на некоторую унификацию с гражданским самолетом Ан-158, новый транспортный самолет, является самостоятельной разработкой, имеет заново спроектированный фюзеляж увеличенного сечения, рампу и в дальнейшем получит модифицированную силовую установку Д-436-148ФМ с увеличенной тягой на взлетном режиме.

Судя по фотографиям, представленным с церемонии выкатки Ан-178, в данный момент самолет оснащен серийными двигателями Д-436-148, а презентованный год назад модифицированный Д-436-148ФМ пока еще не прошел сертификацию и не поступил в производство. Необходимо отметить прогрессивность конструкции самолета, в которой достаточно высока доля композитных материалов — в том числе в оперении, элементах центроплана, грузовой рампе и ряде других узлов.

На сегодняшний день ГП «Антонов» заявил о заинтересованности авиакомпании из ОАЭ «Maximus Air LLC» в приобретении гражданского варианта самолета Ан−178. Эта компания является единственным в ОАЭ оператором одного сверхтяжелого транспортного самолета Ан-124 и двух транспортных самолетов Ил-76ТД.

Однако перспективы серийного производства Ан-178 и его коммерческой реализации на сегодняшний день не столь радужны, как у нового бразильского самолета. Значительная доля покупаемых комплектующих изделий и материалов для производства самолетов семейства Ан-158/178 поставляется российскими компаниями — в частности, основные и передние опоры шасси производятся и поставляются нижегородским ОАО «Гидромаш».

В свете последних заявлений украинских политиков сотрудничество ГП «Антонов» с Россией может быть свернуто, а серийное производство нового транспортного самолета Ан-178 и пассажирских самолетов Ан-158 столкнется с непреодолимыми сложностями. Однако, судя по тому, что 23 апреля 2015 года воронежский завод ВАСО поднял в воздух очередной серийный самолет Ан-148-100Е, который должен быть поставлен Минобороны России, в настоящий момент ГП «Антонов» пока еще находит пути для взаимного исполнения обязательств с российскими партнерами.

Русский ВТС

В августе 2014 года «Лента.ру» уже писала о ситуации с российской программой многоцелевого транспортного самолета (МТС/МТА) Ил-214 в связи с заявлением руководства ОАК о начале конструкторской разработки этой машины.

За прошедшие полгода мало что сдвинулось в реализации проектирования и строительства Ил-214. По словам нового Генерального директора ОАО «Ил» Сергея Сергеева, Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина в очередной раз планирует «наконец-то приступить к проектированию военно-транспортного самолета грузоподъемностью до 20 тонн на замену Ан-12».

Стоит отметить, что в настоящий момент ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» является мировым лидером по количеству проектируемых транспортных самолетов всех классов — от легкого Ил-112В до сверхтяжелого транспортного самолета «Ермак».

О том, что новый сверхтяжелый самолет должен подняться в небо через десять лет, в интервью «Интерфакс-АВН» заявил генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев: «В 2016-м году рассчитываем начать создание семейства сверхтяжелых самолетов грузоподъемностью 80 и более тонн. Это широкофюзеляжные самолеты. Есть уже и индекс проекта: перспективный транспортный самолет (ПТС) «Ермак». Предполагается, что на серийный выпуск по этому проекту мы выйдем к 2024 году».

Усилия по созданию новых транспортных самолетов в ОАО «Ил» пока проявляются в истинно российских традициях: создаются новые бюрократические и управленческие структуры.

В частности, в ОАО «Ил» создано самостоятельное структурное подразделение — дирекция по программе Ил-112. В дирекцию войдут также главный конструктор и заместитель главного конструктора ОАО «Ил». Отдельная дирекция по проекту будет создаваться и в рамках ОАО «ОАК».

Кроме того, руководство Ильюшина занято выстраиванием вертикально интегрированной корпорации, «обеспечивающей полный цикл работ по созданию и сбыту авиационной техники с упором на развитие транспортного направления».

Предполагается, что в новую структуру помимо самого ОАО «Ил» войдут ОАО «ОАК-ТС» и ОАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», а на втором этапе — ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «ВАСО».

Однако эти безусловно полезные оргштатные мероприятия пока мало отражаются на реальной работе по созданию крайне необходимой отечественной ВТА авиационной техники.

Учитывая, что программе легкого ВТС Ил-112В уже без малого 22 года, а программе МТА Ил-214 в этом году исполняется 15 лет, планируемый на 2016 год запуск программы сверхтяжелого ВТС «Ермак», вполне возможно, будет отмечать свои знаменательные даты уже при жизни следующих поколений.

Стремительное устаревание и неизбежное списание в ближайшие годы основного среднего транспортного самолета российской военно-транспортной авиации Ан-12, при отсутствии производства в обозримом будущем отечественного аналога, может вынудить российских военных начать поиск зарубежных самолетов такого класса.

Невозможность покупки по политическим соображениям западных самолетов типа С-130 или перспективного KC-390, а равно и украинского Ан-178 оставляет для отечественной ВТА узкий диапазон выбора между китайскими самолетами Shaanxi Y-9 и Shaanxi Y-8F. Обе эти машины являются развитием советского ВТС Ан-12, производство которого в СССР прекратилось более сорока лет назад.

подписатьсяОбсудить
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Ехай прямо, навсегда
Какие сюрпризы приготовили главные гонки 2016 года
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
Башку с плеч!
Раскрыты подробности первой успешной операции по пересадке головы
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США