Приблизительное расстояние между Москвой и Саратовом — 800 километров. Для командированных и туристов, планирующих добраться до регионального центра, явное преимущество — полуторачасовой перелет до аэропорта Саратов-Центральный против 11-часовой поездки за рулем авто или 15-часового путешествия даже в комфортабельном фирменном поезде. Но все не так однозначно, как кажется.
Компания ОАО «Саратовские авиалинии» («СарАвиа») — монополист в области местных авиаперевозок уже более 20 лет. В девяностых предприятие прошло процедуру приватизации, официально зарегистрировано в 1994 году, после чего контрольный пакет акций (51 процент) остался под контролем государства, а остальные перешли в частные руки.
В начале нулевых «СарАвиа» — региональный аутсайдер (в 2005 году объем перевозок составил лишь 181,6 тысячи человек), управляющий аэропортом Саратова и оперирующий парком из семи среднемагистральных пассажирских самолетов Як-42. Примерно в тот же период владельцем блокирующего пакета акций компании стал саратовский олигарх Роман Пипия. По данным на апрель 2006 года, официальная доля предпринимателя, приближенного к экс-губернатору области Дмитрию Аяцкову и владевшего в Саратовской области сельскохозяйственными, ликероводочными и футбольными активами, составляла 26,5 процента. Еще десятью процентами номинально владел младший партнер и руководитель юридической службы Пипии — Александр Кондратенко.
В январе 2007 года Роман Пипия перепродал свой пакет акций «Саратовских авиалиний» компании ЗАО «Инвестиционный холдинг "Энергетический союз"», возглавляемой Аркадием Евстафьевым. По неофициальным данным, сумма сделки составила 24 миллиона рублей, хотя по оценкам сторонних наблюдателей стоимость пакета акций была существенно занижена (примерно в пять раз), несмотря на то что участники рынка считали «СарАвиа» бесперспективной на рынке региональных перевозок.
«Часть самолетов из парка "СарАвиа" потенциально могут быть переоборудованы и использоваться для корпоративных перевозок, но в целом — это сомнительный актив»,— заявлял тогда глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Контрольный пакет акций, остававшийся в собственности государства (Росимущество), должны были передать госкорпорации «Ростехнологии», на базе которого планировалось создать новый государственный авиахолдинг, однако из-за экономического кризиса 2008 года эти планы не осуществились. А в конце 2011 года государственный актив был продан частным инвесторам, — стоимость пакета акций составила 290 миллионов рублей.
Его обладателями в равных долях стали компании Tricona Enterprises Inc. и Avalon Ventures Inc.. Обе, по всей видимости, оффшорные компании, зарегистрированы в Белизе (Центральная Америка) — государстве с льготной системой налогообложения. По некоторым данным, эти коммерческие структуры имеют непосредственное отношение к Аркадию Евстафьеву.
Маршрутная сеть, которую на сегодняшний день обслуживает компания «Саратовские авиалинии», не так уж велика — чуть более десятка внутренних направлений, Армения и несколько скромных чартерных рейсов в Болгарию, Турцию и Египет. С другой стороны, одних только рейсов в Москву авиакомпания осуществляет семь ежедневно. Самолетный парк регионального монополиста — это девять Як-42, средний возраст которых 27 лет, и пара взятых в лизинг в 2013 году бразильских Embraer E-195. Еще четыре самолета Як в связи с выработкой ресурса находятся на хранении — в ожидании капитального ремонта.
Очевидно, что авиакомпании не хватает имеющейся флотилии для полного обеспечения потребностей устойчивого пассажиропотока, потому как самая распространенная претензия, высказываемая пассажирами «СарАвиа» (помимо задержки рейсов), это ветхость воздушного судна. Командированные и туристы частенько удивляются предстоящему путешествию на стареньком Яке вместо заявленного в маршрутной квитанции Embraer E-195. К слову, именно поэтому в местных СМИ с завидной регулярностью появляются сообщения о технических неисправностях, срочной замене бортов и внезапном плохом самочувствии пассажиров авиакомпании.
О своей готовности войти на рынок региона в последние годы заявляли несколько крупных российских авиакомпаний, но у «Саратовских авиалиний» всегда под рукой законный повод для блокировки конкурентов: право «исторического слота». А также весомое преимущество: монопольные коммерческие права на полеты между Москвой и Саратовом (больше по этому маршруту никто не летает) и право на обслуживание воздушных судов в саратовском аэропорту.
Слот (slot time)
Отрезок времени, который предоставляется воздушному судну, в течение которого оно должно совершить взлет или посадку. Слот выдается диспетчерской службой аэропорта или государственным органом, время вылета указывается либо фиксированно, либо в определенном интервале. Слоты распределяются в соответствии с правилами, установленными службой планирования полетов Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА International Air Transport Association).
В конце марта текущего года в правительстве Саратовской области состоялось совещание под председательством руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александра Нерадько. Обсуждался вопрос допуска воздушных судов других авиакомпаний в аэропорт Саратов-Центральный. В протоколе совещания, в частности, отмечалось: «С предложением летать в Саратов неоднократно обращались другие российские авиакомпании, среди которых такие известные, как "ЮТэйр" и "Аэрофлот". Однако, несмотря на нормы антимонопольного законодательства, компания "СарАвиа" не смогла обеспечить условия для приема, отправления и обслуживания на саратовском аэродроме других типов воздушных судов».
Разумеется, на позицию монополиста уже обращало внимание управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Так, 13 декабря 2013 года областной арбитражный суд подтвердил правомерность постановления о назначении ОАО «Саратовские авиалинии» штрафа в размере 458 тысяч рублей за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» в пользу авиакомпании «ЮТэйр».
По всей вероятности затянувшаяся игра в монополию подходит к логическому финалу. Министр транспорта России Максим Соколов, посетивший Саратов в октябре 2014 года, говоря о перспективах демонополизации рынка воздушных перевозок в регионе, прямо заявил, что своей задачей видит создание открытой конкурентной среды: «Чем больше будет прилетать новых авиакомпаний и появляться новых направлений в Саратове, тем лучше. Тем более что здесь появится взлетно-посадочная полоса в 3000 метров, на которую смогут садиться большие трансатлантические лайнеры. Конкуренция сможет обеспечить и загрузку этого аэропорта, а самое главное — удобство и комфорт для жителей Саратова и Саратовской области». В своей речи министр упомянул также строящийся международный аэропортовый комплекс «Центральный» рядом с селом Сабуровка Саратовской области, пуск которого запланирован на 2017 год.
Ввод в эксплуатацию нового авиаузла, несомненно, отразится на Саратове-Центральном, который уже сейчас испытывает негативные последствия безответственного хозяйствования частных владельцев. Это не только изношенный самолетный парк, но и вопросы чистоты сделок с акциями «Саратовских авиалиний». К примеру — иск Александра Кондратенко о незаконной продаже принадлежащих ему 10 процентов акций авиакомпании, а также обращение саратовской организации «Общественный комитет по противодействию коррупции» к министру транспорта РФ с просьбой о проверке законности приобретения частного и государственного пакета акций «СарАвиа» компаниями из Белиза. Все это говорит о том, что региональному монополисту придется потесниться. Судя по всему, в самом ближайшем будущем.