Авария при выводе космического аппарата на орбиту российской ракетой. Приходится добавить: очередная. Казалось, Россия начала исправлять ситуацию 2011 года, когда за год сразу пять запусков закончились неудачно, включая отправку зонда к Марсу. Хотя в дальнейшем аварийные старты происходили ежегодно, первое полугодие 2015-го стало лидером по количеству проблем в российской космической отрасли.
Новый 2015 год сотрудники российской космической индустрии встречали в приподнятом настроении. В конце 2014-го удачно прошли первые запуски легкой и средней версии ракеты-носителя «Ангара», создание которой заняло долгие 20 лет. Впервые после шестилетнего перерыва планировалось отправить на российский сегмент МКС космического туриста. Однако «что-то пошло не так».
Бесконечные капризы потенциальной космической певицы Сары Брайтман можно принять за саморекламу. Космодром «Восточный» вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин обещал достроить вовремя, несмотря на вскрывшиеся многочисленные хищения. Однако два космических аппарата мы уже безвозвратно потеряли. Говоря официальным языком, это заставляет сомневаться в России как в надежном партнере по доставке коммерческих и исследовательских грузов в космос. Если попроще, то мы рискуем потерять заказы на коммерческие запуски и уступить лидерство по доставке грузов на МКС.
Грузовой корабль «Прогресс М-27М», запущенный 28 апреля, вышел на нештатную орбиту и не смог доставить горючее, воздух, продовольствие и запчасти на МКС. Это всего второй случай в истории запусков аппаратов данного типа, когда они не смогли выполнить свою миссию. На 526,716 секунды полета произошло нештатное разделение ракеты-носителя «Союз-2.1а» и грузовика, в результате чего корабль оказался на орбите с апогеем на 40 километров выше, а третья ступень — на орбите с апогеем на 20 километров ниже расчетной траектории выведения. «Прогресс» начал беспорядочное вращение, установить связь и привести его орбиту к расчетной не удалось, и 8 мая он вошел в плотные слои атмосферы, а его остатки затонули в Тихом океане.
Члены госкомиссии пришли к предварительному выводу, что нештатное разделение состояло из двух последовательных событий, связанных с разгерметизацией (вскрытием после выключения маршевого двигателя третьей ступени ракеты) сначала бака окислителя, а затем и бака горючего. Окончательные итоги расследования ожидаются 22 мая 2015 года.
В связи с аварией «Союза» отменили запуски кораблей данного типа, а также близких к ним по конструкции пилотируемых «Союз-ТМА». В частности, отложен старт следующего экипажа на МКС и возвращение текущего, чтобы не подвергать опасности жизнь космонавтов. Анализ показал, что имеющихся запасов космонавтам хватит до 5 сентября, когда новую партию грузов должен доставить на МКС американский Dragon. Также планируется скорректировать план запуска российских грузовых кораблей и отправить дополнительный «Прогресс» в третьем квартале 2015 года.
Утро 16 мая началось для сотрудников Роскосмоса с неприятного события. Двигатели «Прогресса М-26М», предыдущего грузового корабля, доставившего припасы на МКС, не запустились. Он должен был скорректировать орбиту МКС, но электроника обнаружила неисправности и заблокировала операцию.
Однако неприятности только начались. Во время запуска ракеты-носителя «Протон-М» с мексиканским телекоммуникационным спутником MexSat-1 произошла нештатная ситуация. По неофициальным данным снова виноватой оказалась третья ступень — отказали рулевые двигатели. Даже если отделение спутника от ракеты-носителя произошло, то случилось это на слишком низкой для его работы орбите, — по оценке источника аппарат достигнет в лучшем случае отметки тысячи километров над землей, а штатно должен выйти на геостационарную орбиту на расстоянии 36 тысяч километров от Земли. Официально сообщалось, что авария произошла на высоте 161 километр от Земли.
Мексиканский аппарат должен был пополнить спутниковую группировку MexSat. Следующий аппарат будет выведен американской ракетой. Это показывает, что российские ракеты-носители не являются безальтернативными и неудачные запуски играют на руку конкурентам.
Текущая авария может привести к существенным потерям. И затраты на старт — не самые большие из них. Запуски страхуются, в частности — старт «Протона-М» был застрахован на 300 миллионов долларов в СОГАЗе, по данным РИА Новости, поэтому Роскосмосу не придется оплачивать мексиканской компании стоимость потерянного спутника. Однако обычно страховка не покрывает всех расходов. Например, страховые выплаты за утерю «Прогресса М-27М» составят примерно половину от 5 миллиардов, затраченных на его запуск.
В результате аварии «Протона-М» в атмосферу могло попасть его ядовитое топливо, как сообщило РИА Новости со ссылкой на источник в космической отрасли, а значит это может привести к экологическому урону. Экологические проблемы имеют и финансовое исчисление. Например, за топливо, разлившееся в результате неудачного пуска «Протона-М» в 2007 году, Россия заплатила Казахстану 2,4 миллиона долларов.
Частые аварии портят имидж России как партнера по космическим запускам. Время от времени случаются неудачи у всех производителей ракет-носителей, но у нашей страны выше процент неудачных запусков, чем у США и Европы, хотя используются проверенные, давно спроектированные ракеты. Так с 2011 по 2014 год было совершено 120 российских запусков, из которых девять оказались неудачными (то есть примерно 7,5 процента). Подсчеты несколько различаются, так как часть запусков производится совместно с другими странами. Статистика, в частности, не учитывает неудачный запуск спутника «Интелсат-27» в 2013 году, так как его причиной признана неисправность блока, произведенного украинской компанией «Южмаш». Если исключить крайне «неудачный» 2011 год, процент аварийных стартов снизится до 4,5. Хотя даже этот показатель выше, чем для грузовых пусков Европы и США за последние годы, но два инцидента за девять запусков в 2015 году дают запредельные 22 процента неудач для России. Они портят и статистику с 2011 года: 8,5 процента аварий для пусков, прошедших с начала 2011 года.
По мнению экспертов, проблемы у России могут возникнуть не только с внешними поставщиками, но и с обслуживанием собственных потребностей в космосе.
«Пока окончательно не закончились процедуры по "Прогрессу", мы не можем нормально использовать ракету-носитель "Союз". А теперь та же ситуация с "Протоном", — сейчас мы де-факто на какое-то время лишились наших двух основных ракет-носителей. Такого на моей памяти еще не было...» — сообщил «Ленте.ру» независимый эксперт космической отрасли Вадим Лукашевич.
Основная версия неудач — снижение культуры производства. «У новой ракеты, которая проходит этап летно-конструкторских испытаний и нарабатывает надежность, все "нештатки" и связаны с отработкой изделия, — объясняет Лукашевич. — А у старой ракеты, которая давно испытана, все возможные проблемы давно уже вылезли и учтены, в процессе длительной эксплуатации наработан определенный уровень надежности, серийное производство освоено и так далее, — в этом случае последующее повышение аварийности при неизменности конструкции обусловлено только проблемами в производстве. Снижением качества, квалификации, нарушения технологии и т.д. — всем тем, что мы понимаем под культурой производства».
Действительно, при расследовании аварии «Протона-М» в 2013 году оказалось, что инцидент, повлекший потери 4,5 миллиарда рублей, был вызван неправильной установкой датчиков ориентации. При этом отмечалось, что их конструкция такова, что случайно это сделать невозможно, только силой (например, молотком) вбив их в посадочное гнездо. Поэтому и проверка датчиков просто не предусмотрена — считается, что их неправильная установка столь маловероятна, что не нуждается в контроле.
Можно пофантазировать о диверсиях как причинах неудачных запусков, но реальнее проводить надежный предпусковой контроль. Например, в апреле был перенесен старт еще одной ракеты «Протон-М». Носитель должен был вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ8», но в ходе предпусковой подготовки в трубопроводе одной из ступеней ракеты специалисты обнаружили металлическую пыль, в результате чего старт отложили на август, а «Протон-М» вернули изготовителю — в Центр Хруничева. Лучше так, чем пополнять коллекцию анекдотов о подводной группировке спутников.