Россия
15:05, 26 мая 2015

Импортозамещение на убой Частный опыт реализации проекта по развитию мясного животноводства

Виктория Токарева
Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости

На днях жители села Власовка Воронежской области забили тревогу: история с массовым падежом элитных коров абердин-ангусской породы в Грибановском и Борисоглебском районах, начавшаяся осенью 2014 года, получила закономерное продолжение. Со слов местных жителей, территория вокруг населенных пунктов буквально завалена трупами животных, успевших разложиться за весну. Вердикт ветеринарной службы неутешителен: сельчанам грозит локальная эпидемия.

К слову, в Воронежской области животноводческая отрасль является одним из основных приоритетов региональной политики. Еще шесть лет назад избранный на пост главы области Алексей Гордеев (министр сельского хозяйства России 1999-2009 гг.) призвал воронежских сельхозпроизводителей сделать ставку на мясное животноводство. В настоящее время в регионе завершено формирование мясного кластера, позволяющего осуществлять полный цикл — от выращивания скота до производства высококачественной мясной продукции.

Сегодня в области работает несколько крупных животноводческих предприятий, таких как ООО «Экопродукт» в Хохольском районе, ООО «Племенной завод Ангус-Шестаково» и Чесменский конный завод в Бобровском районе, ООО «Заречное» в Рамонском районе. В регионе реализуется более сотни проектов в сфере животноводства и содержится около ста двадцати тысяч голов крупного рогатого скота.

Однако задача, поставленная губернатором Гордеевым, оказалась под силу не всем.

В начале января 2015 года сразу несколько местных СМИ опубликовали снимки с изображением сваленных в полях трупов абердин-ангусов, принадлежащих предприятию ООО «Таурус». Туши животных были частично присыпаны соломой и снегом, а некоторые разрублены, отчего позже поползли слухи, что мясо павших коров пошло на рынки.

«Своими глазами видел потрясающую картину: примерно в одном километре от загона, на опушке леса "заботливые" животноводы устроили открытый скотомогильник. Благодарные вороны, собаки, лисы растаскивают "благородную мраморную говядину" по окрестностям», — прокомментировал присланные в редакцию фотографии житель Борисоглебского района Анатолий Шатилов.

«Нас уверяли, что крупный бизнес спасет наше село, обеспечив рабочие места, а получилось, что бизнес прошелся по нашей земле и оставил после себя гниющие трупы, которые буквально угрожают нашей жизни», — сетует житель Власовки Григорий.

Частное хозяйство «Таурус» (подразделение агропромышленного холдинга «Талекс») начало работу в регионе в августе 2012 года, когда в селе Большие Ясырки Аннинского района стартовала реализация проекта «Создание животноводческого комплекса по разведению крупного рогатого скота мясного направления». В ноябре на территорию предприятия завезли племенной скот абердин-ангусской породы — в общей сложности 3952 головы из США и Австралии — на сумму более 200 миллионов рублей. Финансовым партнером «Тауруса» выступил Россельхозбанк, который предоставил компании на реализацию проекта кредит в размере около полумиллиарда рублей.

Сначала животных держали в специальном загоне на карантине, но спустя месяц начался массовый падеж. В результате погибло 577 коров, еще столько же находились в состоянии сильного истощения. Посетившим предприятие в декабре 2012 года журналистам и руководителю регионального департамента аграрной политики Анатолию Спивакову представители компании сообщили, что ангусы плохо перенесли дорогу и акклиматизацию. «Наша деятельность предусматривает риск — в данном случае падеж скота», — рассказал представитель «Талекс агро». При этом был дан позитивный прогноз: в хозяйстве начался отел, к тому же за состоянием животных постоянно наблюдал представитель поставщика — специалист из США.

Но в декабре 2013 года местные активисты движения «Зеленая лента» распространили видео, демонстрирующее, как коровы дохнут на морозе без воды и кормов. Оказалось, что абердинам не построили теплые стойла, и животные зимовали на морозе в минус 20 градусов, питаясь одной соломой. Зоозащитники обратились в прокуратуру с требованием проверить деятельность фирмы «Таурус», но никаких нарушений найдено не было, а возбуждать уголовное дело по факту жестокого обращения с животными полиция отказалась.
В администрации области активистам сообщили, что компания является частной собственностью и к покупке коров бюджет региона не имеет никакого отношения, поэтому повлиять на способ ведения хозяйства они не могут.

Вопрос с массовым падежом скота в ряде российских регионов был поднят в январе 2013 года на заседании Госдумы. В частности, депутаты от фракции КПРФ сообщили, что завоз элитных коров в Воронежскую область был осуществлен «в чистое поле», и предложили запросить информацию в Минсельхозе и Генпрокуратуре о проведении проверки данного факта. Позже Минсельхоз отрапортовал, что «ситуация с размещением и кормлением животных находится под контролем руководства АПК (аграрно-промышленного комплекса) регионов».

В мае 2014 года на официальном сайте «Талекс агро» появилось сообщение о новых успехах компании в области животноводства, о четырехтысячном поголовье абердинов и обновленной инфраструктуре в двух хозяйствах области. А уже спустя полгода — в октябре 2014 — в местные СМИ стали поступать сообщения от случайных очевидцев о бесхозных коровах, бродящих по полям и ищущих пропитание на свалках и огородах Грибановского района.

После того как местные жители стали находить трупы коров, они забили тревогу и начали жаловаться во всевозможные контролирующие органы и надзорные ведомства. Журналисты, в свою очередь, пытались получить объяснения у владельцев животных, но те на связь не выходили.

В конце ноября 2014 года Россельхознадзор и районная прокуратура провели совместную проверку деятельности фирмы «Таурус». Как выяснилось, предприятие заключило с администрацией района договор аренды земельного участка, после чего туда были перевезены 1700 коров из подведомственных «Таурусу» хозяйств Аннинского и Верхнехавского районов. В отчете областного Россельхознадзора от 28 ноября значилось, что уже на момент проверки примерно треть из них были истощены. Также были выявлены грубые нарушения «правил перевозки, содержания, кормления и поения, сбора и уничтожения биологических отходов животных». Коровы свободно перемещались вдоль поймы реки Вороны, собрать и пересчитать их не представлялось возможным.

13 января 2015 года на встрече с представителями местных СМИ губернатор Алексей Гордеев сообщил, что впервые слышит о падеже скота. Однако сразу же поручил вице-премьеру Анатолию Спивакову разобраться в ситуации и принять меры «для стабилизации ситуации» вплоть до изъятия и передачи ангусов другому собственнику.

На основании отчета областного Россельхознадзора прокуратура Грибановского района возбудила в отношении компании административные дела по факту гибели рогатого скота. Затем к расследованию подключился Общероссийский народный фронт (ОНФ), а позже и Минсельхоз. В конце марта в районном отделе МВД было заведено уголовное дело по факту жестокого обращения с животными. Но пока компанию «Таурус» наказали лишь штрафом в размере третьей части стоимости одного бычка — 30 тысяч рублей.

Еще в январе с помощью областного аграрного департамента была достигнута предварительная договоренность о приобретении оставшегося поголовья «Талекса» (около 1,7 тысяч голов, из них 690 — в Грибановском районе) у владельца бизнеса Алексея Тотунова крупнейшим животноводческим предприятием региона — ООО «Заречное», возглавляемым Сергеем Ниценко. Однако переговоры продолжаются и по сей день: продавец и потенциальный покупатель не могут сойтись в цене.

В апреле областное правительство в лице Анатолия Спивакова настоятельно рекомендовало группе компаний «Талекс» полностью отказаться от разведения животных. По словам Спивакова, массовый падеж скота бьет по репутации не только региона, но и отрасли в целом. «Тотунову нужно или перейти в те сферы бизнеса, где он имеет успешный опыт, или уйти из региона. А для его стада нужен новый эффективный собственник, деятельность которого не наносила бы ущерба имиджу области», — пояснил вице-премьер.

Тем временем жители Грибановского района ежедневно сталкиваются с результатами нерадивого хозяйствования и задаются вопросом: куда обращаться, чтобы заставить виновных очистить территорию от мертвых туш, а также понесет ли кто-нибудь наказание за гибель животных.

< Назад в рубрику