Новости партнеров

Искусство победило политические разногласия

Игорь Угольников готовит фильм о Ленине и не имеет отношения к «Единичке»

Игорь Угольников и Марат Башаров на съемках фильма «Батальонъ»
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Продюсер Игорь Угольников работает в жанре сколь сложном для постановки, столь же и в современном российском контексте не утрачивающем актуальности — военно-историческом кино. Два проекта Угольникова рассказывали об узловых эпизодах Великой Отечественной — нападении Германии на СССР («В июне 1941-го») и героической обороне Брестской крепости. Его последний фильм «Батальонъ» перенес на экран события Первой мировой войны, почти забытой российскими авторами. Угольников рассказал «Ленте.ру» о своем будущем проекте, посвященном революционным событиям 1917 года, о тенденции снимать картины к юбилеям и о том, что он не имеет отношения к военному фильму «Единичка», на афише которого ссылаются на него.

«Лента.ру»: Фильм «Батальонъ», автором идеи и продюсером которого вы являетесь, получает призы на российских и международных фестивалях. Как вы оцениваете его прокатные перспективы и возможности проката международного?

Угольников: 9 мая в день Великой Победы мы все ощутили огромный патриотический подъем. Люди нуждаются в возвращении исторической и духовной памяти — памяти о победах наших дедов, о мужестве и крепости нашего народа. Фильмов о Первой мировой войне в России практически не снималось. Для нашей страны эта война окончилась позорным Брестским миром, поэтому многое умалчивалось. Наш фильм был по достоинству оценен на высшем государственном уровне: министр культуры Владимир Мединский лично приехал на съемочную площадку в Питер в первый съемочный день — разбить тарелку по нашей кинематографической традиции. Он же представлял картину на европейской премьере в Белграде. Особая честь для нас — положительная оценка «Батальона», которую дал президент Владимир Путин, посмотрев наш фильм. Но главное — оценка российского зрителя, пришедшего в кинотеатры. Что касается международного проката, то думаю, что в связи с последними геополитическими противоречиями, за рубежом картину будут смотреть напряженно, но с интересом. И этот интерес уже проявляется. Совсем недавно американцы удостоили «Батальонъ» высокой награды — на международном кинофестивале The Honolulu Film Awards. Для меня было приятно осознать, что искусство в данном случае победило политические разногласия. Это дает надежду на международный прокат нашего фильма.

К 70-летию Победы на киноэкран вышли картины военно-патриотической тематики: «Битва за Севастополь», «А зори здесь тихие», «Дорога на Берлин», скоро выйдет фильм «Единичка». Как вы оцениваете тенденцию выпуска фильмов к знаменательным датам?

Тенденция для нас вполне органичная и нужная. Мне не хотелось бы сейчас разбирать качество картин моих коллег и товарищей. На мой взгляд, главное, чтобы они оправдали ожидания тех, для кого сняты. В последнее время доверие российского зрителя к отечественным фильмам вообще и к фильмам о Великой Отечественной возрастает, и это не может не радовать. Но нужно быть правдивым перед собой и перед зрителем, для которого ты делаешь кино. Тема той священной для всех нас войны не предполагает вольностей. Мы воспитаны на лучших традициях советского кино о Великой Отечественной и отступать от них не имеем права.

Насколько можно понять, после «Брестской крепости» вы вновь приложили руку к созданию картины о Великой Отечественной. На этот раз — «Единичка». Вы опять поставите своих героев перед сложным выбором? На этот раз речь идет о жизни детей…

К этому фильму я не прилагал ни руку, ни сердце, и не имею к нему никакого отношения. Действительно, на рекламном плакате фильма «Единичка» указан, насколько я знаю, слоган «от создателей "Брестской крепости"». Картину сделал мой товарищ — продюсер Рубен Дишдишян, который вместе с белорусскими коллегами помогал мне при создании «Брестской крепости». Как понимаю, данный слоган нужен ему и прокатчикам для привлечения внимания зрителя. С одной стороны, мне приятен тот факт, что фильм «Брестская крепость» уже стал брендом, определяющим качество военного кино. С другой стороны, думаю, что данный слоган налагает серьезную ответственность на тех, кто им пользуется, ведь речь идет о всех создателях «Брестской крепости», и прежде всего обо мне, авторе и генеральном продюсере фильма, и режиссере Александре Котте. Я буду рад, если слоган поможет Рубену, но, повторюсь, качество фильма моего коллеги обсуждать не стану.

Просочилась информация, что вы готовите фильм о Ленине и событиях 1917 года. Это так?

Это правда. Я не могу раскрывать все аспекты подготовки фильма. Скажу лишь, что сейчас мы углубились в исторические документы того времени, пишем сценарий. Мы работаем с архивами, целиком и полностью отдавая себе отчет в том, что тема, к которой не притрагивались кинематографисты вот уже много десятилетий, требует крайне взвешенного и аккуратного отношения. Ведь миф о «любимом вожде» создавался так долго, что к развенчанию его сейчас никто не готов. Но перед нами нет такой цели — мы хотим показать лишь правду о Февральской революции и об октябрьском перевороте, о последовавших за ними событиях, приведших к Гражданской войне. О событиях, потрясших не только нашу страну, но и повернувших ход мировой истории. Достоверность и уважение к историческим фактам будет соблюдена так же, как и во всех наших кинопроектах.

Культура01:3915 августа
Эдуард Успенский

Не тратил время зря

Он придумал Гену, Чебурашку и кота Матроскина: каким запомнят Эдуарда Успенского