Силовые структуры
12:23, 5 июня 2015

«Будут представлены все новинки, в том числе роботизированные комплексы» Что увидят посетители выставки RAE-2015

Беседовал Илья Крамник
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

«Лента.ру» продолжает серию интервью с заместителем генерального директора «Уралвагонзавода» по специальной технике генералом Вячеславом Халитовым. Сегодня речь пойдет о предстоящей в сентябре 2015 года в Нижнем Тагиле выставке RAE-2015, основным организатором которой является Корпорация «Уралвагонзавод».

«Лента.ру»: Вячеслав Гилфанович, что нового планируете показать на RAE-2015?

В этом году мы совместно с заместителем директора Алексеем Жаричем разработали совершенно новую демонстрационную программу. Она будет кардинально отличаться от предыдущей. На RAE-2013 мы показывали элементы и небольшие фрагменты общевойскового боя. В этом году хотим сделать полноценный общевойсковой бой, увязанный между собой по месту, времени, целям и задачам. Правда, не очень большого масштаба — численностью до роты.

По сценарию, общевойсковой бой продемонстрирует взаимодействие всех родов войск с обеспечением координации действий артиллерии, тяжелых огнеметных систем, реактивных систем залпового огня, слаженной работы мотострелковых подразделений на штатной технике.

Вячеслав Халитов

Можно сказать так: ротная тактическая группа со средствами усиления?

Правильно. Это будет полноценный общевойсковой бой ротной тактической группы при поддержке других видов/родов войск. Если Министерство обороны разрешит, в демонстрационной программе примет участие и «Армата».

Сейчас активно развивается тема роботизации, беспилотных аппаратов (как летающих, так и наземных). Сможем ли мы увидеть на выставке и на испытаниях в ближайшие годы какие-либо беспилотные модели «Уралвагонзавода»?

Мы готовим к показу шесть-восемь роботов различного назначения: роботы разведки, огневого поражения, боевого обеспечения — разминирования, подвоза боеприпасов. Это достаточно большой спектр.

На ваш взгляд военного специалиста, сможет ли в перспективе робот полностью заменить обитаемые машины, скажем, в той же разведке: разведывательные машины, машины радиохимической разведки? Или все-таки должны будут оставаться пилотируемые наземные машины?

Вы готовы сейчас из гражданской авиации убрать летчиков?

Я лично — нет.

Здесь та же ситуация. Торопить события не надо. Говорить, что завтра появится боевой робот, который заменит всех и вся, не стоит. Во-первых, для этого надо отработать соответствующие технологии. Ведь даже технологии автономного управления отрабатывается годами. Это только кажется, что процесс прост: поставил телекамеру и наладил радиосвязь. Но мы же хотим поручить роботам самостоятельно выполнять боевые задачи. А что значит самостоятельно? Значит, надо заставить робота принимать соответствующие грамотные решения в бою, для этого нужна некая программа поддержки принятия решений. Это уже искусственный интеллект, который понимает, что в конкретной обстановке необходимо делать.

Пока ни одна машина не способна так же быстро и всесторонне, как человек, оценивать ситуацию для принятия правильного решения. Конечно, мы предусматриваем безэкипажную работу. Например, дистанционно управляемые боевые модули, — в 2013 году мы демонстрировали мобильный ударно-разведывательный робототехнический комплекс «Волк-2» совместного производства Ижевского радиозавода и Корпорации «УВЗ». Вы видели его на выставке?

Да, небольшой такой.

Он, кстати, успешно прошел испытания и готов не только охранять позиции Министерства обороны во время боевых действий, но и выполнять гражданские функции. Этот робот работает по определенной программе с колоссальным автономным ресурсом — до 250 километров без дозаправки — и может отслеживать сразу шесть целей.

Я думаю, нас ждет следующий эволюционный путь развития: на имеющуюся технику будет постепенно создаваться некий комплект оборудования, который в конечном итоге заменит человека, но все-таки будет дистанционно управляться. Или, для начала, позволит снизить численность экипажа за счет автоматизации отдельных функций. Мы уже ведем работы в данном направлении.

Возвращаясь к выставке: что станет гвоздем экспортной программы? «Хризантема»?

Нет. В сегменте экспортоориентированной продукции, «брендовых» изделий наиболее интересными я считаю три машины: модернизированный Т-90, боевую машину огневой поддержки «Терминатор» и, конечно, тяжелую огнеметную систему.

Кроме этого, большой интерес иностранцы проявляют к ДТ-30 «Витязь». Это наш двухзвенный вездеход на гусеничном ходу, предназначенный для транспортировки различных грузов в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Арктики и Антарктики на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересеченная, лесистая местность). Он создавался еще в советские времена на замену МТ-ЛБ (легкого бронированного многоцелевого тягача), который, в свою очередь, разрабатывался для труднодоступных районов Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. Для своего времени МТ-ЛБ был машиной революционной.

Причем заинтересовались им не приполярные страны, а экваториальные, которым тоже нужна высокая проходимость.

Конечно же, будем показывать и боевые модули. Например, когда мы показали на Международной выставке IDEX 2015 в Абу Даби (ОАЭ) разработанный нами боевой модуль с 57-миллиметровой пушкой, все очень заинтересовались.

Выглядело впечатляюще.

Зенитные пушки калибра 57 миллиметров были созданы в самом конце Великой Отечественной войны. Они могли доставать самолеты на дальности до шести километров. Мы довели ее до ума, повысили ресурсные характеристики. И боевой модуль 57 миллиметров, соответственно, может быть также очень интересен иностранным покупателям.

Демонстрация техники живьем — это сильнейший маркетинговый ход. На прошлой выставке «выстрелили» машины, которые десятилетиями не пользовались спросом. В частности, бронированная машина разминирования и инженерная машина разграждения. Они раньше как экспортный потенциал не рассматривались, но после 2013 года мы подписали контракты на их экспорт. У этих машин началась в прямом смысле вторая жизнь.

Не стоит упускать из виду и тяжелую огнеметную систему ТОС (ТОС-1 «Буратино» и ТОС-1А «Солнцепек» — прим. «Лента.ру»). Она не пользовалась экспортным спросом почти 15 лет, но после показа ее в боевом применении на выставке 2013 года к ней стали проявлять особый интерес.

Конечно, надо понимать, что мы не можем привезти на международную выставку всю продукцию корпорации. Именно поэтому и устраиваем «якорную» выставку в Тагиле, где продемонстрируем наши новые разработки.

Все равно на выставку смогут приехать 50 тысяч, максимум 100 тысяч человек, а новые разработки военной техники нашей страны должны увидеть миллионы. Как решить эту задачу?

Еще одним ноу-хау выставки в этом году станет ее телевизионный показ. Мы пригласили ту же команду, которая организовывала трансляцию Олимпийских Игр в Сочи. Самая современная аппаратура в мире будет в нашем распоряжении. Мы впервые получим картинку, которая передаст все нюансы. Ни танковый биатлон, ни выставки до этого года так не показывались.

Кроме того, в этот раз будет очень насыщенная деловая программа. Пройдут специальные мероприятия — военно-промышленная конференция по робототехнике и молодежный форум. Последнее — не менее значимое, а может, даже и более. Ведь это кадровый потенциал ОПК — то, о чем мы так часто говорим, когда сетуем на нехватку молодых специалистов, на отсутствие у них интереса к отрасли.

В основе выставки 2015 года — концепция взаимодействия. Здесь будут представлены оборонно-промышленный комплекс и армия, получат развитие внешнеторговые партнерские отношения. В подготовке к проведению, а также непосредственно в работе выставки принимают участие многочисленные коллективы, особенно важно участие молодых специалистов и студентов, поддержка широкой общественности. Так что мы четко расходимся в своих целях и задачах с Международным военно-техническим форумом «Армия-2015». Мы не конкурируем, а дополняем друг друга.

Международной выставке вооружения и военной техники Russia Arms Expo нет необходимости ни с кем конкурировать. Она уже состоялась. Выставка вошла в топ мировых выставок, заняла в нем свое место. Будем повышать уровень деловой и демонстрационной программы.

Опишите кратко каждый этап демонстрации боевой техники, пожалуйста.

Первый этап и первая боевая задача — оборона. Мы продемонстрируем действия подразделения в обороне, с привлечением танков, БМП, БТР, авиации, артиллерии, тяжелых огнеметных систем. Будут показаны различные виды стрельбы: одиночная, по групповым целям и т.д.

Второй этап — наступление. Демонстрируем выдвижение всей техники с ведением огня, с преодолением водной преграды, заграждений на несколько сотен метров, выход на определенный рубеж. Третьим этапом будет отражение контратаки противника.

В ходе демонстрации мы представим все новинки, в том числе роботизированные комплексы.
Управление будет вестись в режиме реального времени, так же как в боевых условиях, покажем взаимодействие боевых, приданных и поддерживающих подразделений в условиях общевойскового боя. Это самая главная особенность нынешней программы по сравнению с выставкой 2013 года.

Что увидят зрители во втором эпизоде?

Не будем раскрывать всех секретов. Скажу только, что зрители увидят еще и антитеррористическую операцию. Проведем «зачистку» освобожденной территории, поиск мелких подразделений противника, которые не были уничтожены. Для этого мы продемонстрируем специальные автомобили, такие как «Тайфун», «Скорпион», «Булат». После второго этапа и демонстрации стрельбы тяжелой огнеметной системы мы покажем возможности техники, выполняющей специальные задачи, — такой как мостоукладчик, машина разминирования, машина разграждения, ремонтно-эвакуационная машина.

Это нужно видеть своими глазами. Программа очень насыщенная.

< Назад в рубрику