Sweet Home

Как музей современного искусства «Гараж» семь лет искал свой дом и нашел его в ресторане

Вход в новое здания музея «Гараж»
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В парке Горького 12 июня открывается новый и на этот раз постоянный павильон музея современного искусства «Гараж» в здании бывшего советского ресторана «Времена года», популярного в 1960-е. Архитектор проекта — голландец с мировым именем, лауреат Прицкеровской премии Рем Колхас и его бюро OMA. Он должен был заниматься реконструкцией главного штаба «Эрмитажа», но этого не произошло. Поэтому «Гараж» — его первый осуществленный в России проект.

Новый «Гараж» открывается яркой экспозицией японской художницы Яёи Кусамы, известной своими скульптурами и инсталляциями в крапинку. Говорят, ее мастерская находится во флигеле психбольницы. Самостоятельную выставку Кусамы впервые покажут в России. Один из самых дорогих отечественных художников — классик соц-арта Эрик Булатов — специально для «Гаража» создал скульптурную композицию «Все в наш "Гараж"!» высотой около десяти метров. Эти и пять других международных проектов открываются вместе со стеклянным павильоном «Времен года».

Это уже третье здание, в которое переезжает «Гараж», и здесь музей останется навсегда.

Впервые о центре современного искусства Дарьи Жуковой услышали в 2008-м, когда он открылся недалеко от Новослободской в Бахметьевском автобусном гараже — памятнике архитектуры советского авангарда, выполненном по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд».

«Гараж» заявил о себе выставкой самых знаменитых российских художников Ильи и Эмилии Кабаковых. В 2009-м привезли коллекцию Франсуа Пино. Это беспроигрышный вариант, поскольку в его собрании представлены сразу все звезды арт-мира: Джефф Кунс, Билл Виола, Дэн Флавин, Маурицио Каттелан, Синди Шерман, Тим Нобл и Сью Вэбстер, Субодх Гупта, Филипп Паррено, Такаси Мураками. До 2011-го «Гараж» продолжал в том же духе: возил в Россию самых дорогих и значимых западных авторов, и почти о каждой выставке можно было сказать: «впервые» — будь то бабушка перформанса Марина Абрамович или создатель живописи цветового поля Марк Ротко.

Благодаря Жуковой арт-сцена США и Европы всерьез и с любопытством посмотрела на происходящее в России. Таблоиды сплетничали о ее отношениях с бизнесменом Романом Абрамовичем: то женили их, то разводили, а вернисажи «Гаража», как и само современное искусство, незаметно стали предметом интереса не только арт-тусовки, но и далеких от искусства людей. Вернисаж британского скульптора-монументалиста Энтони Гормли обсуждали все: Жукова пришла на открытие выставки вместе с Абрамовичем, хотя до этого пресса судачила об их расставании. С тех пор ничего не изменилось: на открытии «Времен года» шептались о том, беременна ли Жукова третьим ребенком. Пришли к выводу, что нет.

В 2011 «Гараж» вынужден был покинуть свой первый дом: историческая постройка Бахметьевского парка принадлежит еврейской общине, поэтому современное искусство уступило место Еврейскому музею и центру толерантности.

Уже в 2012-м в парке Горького на Пионерском пруду открылся временный павильон из бумаги, построенный японцем Шигеру Баном. Для российского потребителя, привыкшего к тому, что нет ничего более постоянного, чем временное, и что даже пакеты от молока можно постирать, само явление временной архитектуры в новинку. У людей не укладывается в голове: во-первых, как можно построить дом из бумаги, во-вторых, как же его потом сносить и утилизировать, если он еще сам не разваливается. Здание создано с использованием шестиметровых бумажных труб, произведенных в Санкт-Петербурге из вторичного сырья. После окончания последней выставки («Да нет почему позже» Катарины Гроссе) в августе этого года его разберут. А о временной архитектуре «Гараж» сделал выставку «Временная архитектура парка Горького: от Мельникова до Бана», благодаря которой стало понятно, что павильон японца сделан абсолютно в духе парка.

Здесь прошли самые веселые годы «Гаража». Он стал еще ближе к народу, поскольку праздно гуляющая в парке Горького публика то и дело заглядывала в музей случайно. При музее открылась библиотека современного искусства: единственное в России место, где можно получить исчерпывающую информацию по этому вопросу и посмотреть раритетные книги и документы. Развивалась образовательная программа с лекциями, кинопросмотрами и экскурсиями. Открылась летняя площадка, построенная молодыми российскими архитекторами. И, конечно, выставки: привозили кинофабрику Мишеля Гондри, работы концептуалиста Джона Балдессари, проекты «Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства», «Арт-эксперимент», Do it Moscow.

Теперь «Гараж» ждет новая жизнь на пяти тысячах квадратных метров бывшего ресторана «Времена года». На трех этажах разместились пять экспозиционных пространств, проектная комната, лекторий, детский творческий центр, кинотеатр, книжный магазин, библиотека, терраса на крыше, кафе и территория в атриуме для инсталляций, созданных специально для музея. Двор «Гаража» будет использоваться как выставочное пространство для паблик-арта: там открыта площадь Искусств с работой художника Риркрита Тиравания из Аргентины. Осенью обещали привезти скульптуры француженки Луизы Буржуа, населившей площади крупных городов всего мира своими огромными готическими пауками. Теперь и мы их ждем.

Культура00:0220 сентября

«Мы ждем перемен»

Роман соавтора Бьорк и ожидание новой «оттепели»
Культура00:0211 сентября

«Это результат цензуры, больше ничего»

Главный российский художник научился выживать при тоталитаризме. Но уехал в США