СМИ из топора

Потеснят ли новые издания от «ВКонтакте» и МТС топовые IT-издания?

Фото: Steve Marcus / Reuters

Пока блогосфера обсуждает, получится ли СМИ у блогера Варламова, на рынке наблюдается приход немедийных корпораций, которые стали создавать собственные онлайн-СМИ «нового формата» для широкой аудитории. Потенциальный охват читателей таких изданий действительно огромен. Способ их создания настолько прост и экономичен, что в скором времени эксперты предсказывают пришествие и других последователей. Заберут ли у традиционных изданий всех читателей и рекламу ресурсы, созданные на базе немедийных корпораций?

Кто первый?

МТС представил свое медиа как «новый для российских компаний формат корпоративных коммуникаций» в мае 2015 года. Дмитрий Солодовников, руководитель направления МТС по взаимодействию со СМИ, представил проект так: «Переходим от распространения информации через посредников к формированию медиаполя за счет собственного ресурса».

«ВКонтакте» тут же оспорил новизну формата. Глава пресс-службы Георгий Лобушкин на своей странице в Facebook заявил: «МТС тоже придумали свой Live Plus, но не признают… Что ж, подражание — лучшая форма лести». Общедоступная группа Live Plus была открыта в сентябре 2014 года.

Общего у изданий и впрямь много. Оба освещают тему IT, но если Live Plus делает упор на интернет и бизнес, то ресурс МТС больше ориентирован на освещение мобильных технологий и гаджетов. При этом оба новых СМИ не вспомнили, во всяком случае публично, что еще в 2007 году по подобной модели и на схожую тему было создано издание Hi-Tech Mail.Ru.

Причины создания

Российским первооткрывателем формата СМИ на готовой инфраструктуре действительно уместно назвать Mail.ru, которая в свое время вырастила на сайте почтового сервиса порталы по самым разным интересам, включая IT. Другие крупные и телеком- и интернет-компании тем временем предпочитали либо агрегировать чужие новости, либо вещать в красивом глянце. Печатные издания для клиентов стали выпускать «М.Видео», «Билайн», «Связной» и другие компании с розничными сетями.

«В 2010 году компания "Мегафон" запустила проект "Испытатель". Это был массовый печатный журнал (а потом и его мобильная версия для планшетов) о гаджетах и высоких технологиях. Он создавался компанией для продвижения создаваемой тогда "Мегафоном" собственной ретейловской сети, по сути — для роста продаж в ней, в том числе и новых продуктов под брендом компании», — напомнила генеральный директор издательства корпоративной прессы «МедиаЛайн» Лариса Рудакова.

Печатные издания, пусть даже с онлайн-версиями, были направлены в основном на собственных клиентов. Они не воспринимались всерьез и не цитировались традиционными СМИ, при этом обходились недешево. Кризис — самое подходящее время перерождаться в более экономичный и эффективный формат, что и сделали МТС и «ВКонтакте».

«Для запуска и развития медиапортала МТС использует уже существующие в компании ресурсы — от технической поддержки и SEO-оптимизации сайта до редакционной работы. Весь бюджет проекта сопоставим по объему со средней рекламной кампанией в печати и интернете в общественно-политических СМИ», — объяснил «Ленте.ру» Дмитрий Солодовников.

Основатель ресурсов LiveInternet и Mediametrics Герман Клименко отметил, что мода на корпоративные СМИ во время экономических кризисов вообще заметно возрастает: «Этому есть простое и достаточно очевидное объяснение: нет денег на СМИ обыкновенные… Жанр заводской "многотиражки" вечен. Он то становится модным и получает название "корпоративное СМИ", то уходит на некоторое время в тень. Но всегда возрождается в новых одеждах». По словам Клименко, новый формат приходит на смену популярному SMM (продвижению в соцсетях).

Монетизация

Компании, создавая свои СМИ, не просто экономят на рекламе, но и сами могут зарабатывать на продажах. В Медиа/МТС подтвердили такую возможность. По словам Солодовникова, на ресурсе вероятно появление сторонней рекламы — например, гаджетов. В Live Plus же сообщили, что продажами заниматься не планируют, так как обеспечены спонсорской поддержкой «ВКонтакте».

По мнению Рудаковой, как раз в силу того, что новым корпоративным СМИ нет необходимости выживать за счет продаж, вряд ли следует ожидать и передела рекламного рынка.

Тем не менее для рекламодателей новые площадки перспективны, считает директор отдела клиентских изданий ИД Sanoma Independent Media Галина Устинова: «Некий скептицизм у рекламодателей по поводу размещения своих товаров и услуг в корпоративных изданиях присутствует (за исключением бортовых изданий). Хотя, на наш взгляд, корпоративные СМИ — это издания с самой четко очерченной и понятной целевой аудиторией и с гарантированной дистрибуцией. Это самый важный фактор для тех рекламодателей, которые хотят "найти и достучаться" до своего потребителя. Есть успешные кейсы».

Иное видение у Александра Кабакова — управляющего партнера венчурного фонда Typhoon Digital Development: «Любая организация заинтересована в долгосрочной коммуникации со своими клиентами и пользователями. Корпоративное интернет-СМИ — удобная форма для таких компаний как МТС и "ВКонтакте", у которых есть широкий набор инструментов для его продвижения. Сторонняя реклама в подобных проектах может размывать основную задачу по увеличению лояльности к бренду, поэтому вряд ли компании на это пойдут».

Юридические проблемы

С юридической точки зрения из всех вышеупомянутых изданий «нового формата» СМИ является только МТС/Медиа — точнее, сайт МТС, на базе которого разместился ресурс. Для сообщества соцсети, каким является Live Plus, процедура получения лицензии оказалась непростой.

«Мы планировали получить лицензию СМИ ради самого факта признания государственным органом паблика социальной сети в качестве медиа. Однако это оказалось невозможным из-за некоторых пунктов в анкете Роскомнадзора на выдачу лицензии. В частности, мне или созданному мною юрлицу нужно было стать полноправным владельцем домена vk.com», — рассказал «Ленте.ру» редактор Live Plus Евгений Красников.

Сейчас Live Plus пытается получить лицензию, приобретя для этого liveplus.media, который переадресовывает на паблик. Понятно, что регистрация домена как СМИ не изменит паблик в глазах читателей, поскольку по сути он и так несет информацию в массы, а отсутствие лицензии не помешало ему стать представителем нового формата СМИ.

Борьба за читателя

Издания от «ВКонтакте» и от МТС, так же как ранее от Mail.ru, пришли на фактически готовую аудиторию, почти сразу опередив часть изданий по IT-тематике.

Live Plus изначально опирался на поддержку корпоративных сообществ соцсети: vk.com/live (2,5 миллиона подписчиков) и vk.com/team (4 миллиона подписчиков).

«Количество наших подписчиков сегодня приближается к 500 тысячам, основную массу аудитории мы набрали за первые полгода работы, когда в день сообщество прирастало 1,5-2 тысячами новых читателей. Сейчас динамика роста снизилась до 500-700 новых подписчиков в сутки. Костяк аудитории — это мужчины в возрасте 18-27 из России, Украины, Казахстана и Беларуси. Средний охват одной записи — порядка 25 тысяч человек, охват бомбовых материалов, вроде интервью с Павлом Дуровым, переваливает за сотни тысяч. Ежемесячный охват всего сообщества превышает 700 тысяч человек», — подсчитал для «Ленты.ру» Красников.

Кроме того, Live Plus регулярно цитируется ведущими российскими СМИ. Корпоративное IT-издание МТС потенциально может рассчитывать на аудиторию посетителей общего портала сотового оператора, в который оно интегрировано, а это 9-14 миллионов уникальных посетителей ежемесячно, что сопоставимо с rbc.ru.

Для сравнения: давно существующие медиа, ориентированные на темы IT и телекома, по данным TNS (март 2015), собирают аудиторию от 400 тысяч до 4,8 миллионов читателей. В лидерах Cnews — чуть больше миллиона посетителей и Hi-tech mail — 4,8 миллиона. По прогнозу МТС, посещаемость их нового ресурса будет сопоставима с традиционными популярными телеком-порталами.

Лариса Рудакова уверена, что новые СМИ вполне могут конкурировать в борьбе за читателя со специализированными и отраслевыми изданиями, у которых гораздо меньше финансовых возможностей для получения информации и покупки качественных авторов и контента.

Но даже при качественном контенте новые СМИ все же остаются корпоративными, что, скорее всего, чревато субъективностью и некой узостью тем. Вряд ли Live Plus когда-нибудь позитивно напишет о новой функции Facebook, так же и Медиа/МТС не опубликует новость о прорывном тарифе «Мегафона».

Обсудить
Поботали по душам
Исследователь тюремного мира рассказывает о происхождении бандитского жаргона
Пищевой блок
Смогут ли российские заключенные прокормить себя в кризис
Конец начала
Какими могут быть последствия сражения за Алеппо
Кто заменит «Ополченца»
США готовятся к разработке новой межконтинентальной ракеты
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Карающее воспитание
За что здоровых детей отправляли в сумасшедший дом
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
«Это кот или кошка в мешке. Надо вживую на людей смотреть»
Как найти себе пару и не стать жертвой мошенников на сайтах знакомств
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
Дмитрий МедведевПо секретным каналам
Где раскрываются тайны российской политики
Не просто терминал
Самые красивые аэропорты мира
Дешево, но не сердито
Как выглядят лучшие хостелы России
Характер нордический
В Эстонию за салакой, немецкой стариной и наследием Российской империи
Вот так фокус
Победители народного выбора фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить