Наука и техника
08:50, 18 июня 2015

Ракеты в Амазонии Россия проигрывает США в космической гонке за Бразилию

Андрей Борисов (Ведущий редактор отдела «Наука и техника»)
Дилма Русеф и Барак Обама
Фото: Roberto Stuckert Filho / Brazilian Government Press Office / Reuters

США и Россия конкурируют за возможность стать основным космическим партнером Бразилии и таким образом получить доступ к космодрому Алкантара у экватора для недорогих запусков коммерческих спутников. Ожидается, что правительство крупнейшей латиноамериканской страны определится с союзником в ближайшие три месяца, сообщает Reuters со ссылкой на свои источники.

В последнее десятилетие основным космическим партнером Бразилии была Украина. Она должна была построить для Бразилии стартовый комплекс и предоставить ракету-носитель «Циклон-4». Однако латиноамериканская страна свернула это сотрудничество, заявив, что финансовые проблемы Украины, а также многолетние задержки и срывы планов сделали невозможным выполнение ею обязательств по проекту.

«Программа с Украиной не получилась», — сказал министр обороны Бразилии Жак Вагнер. По его словам, страна готова к диалогу с любой заинтересованной в коммерческих запусках спутников стороной, в том числе и с США.

Президент Бразилии Дилма Русеф при выборе нового партнера планирует учитывать в том числе такие факторы как уровень дипломатических отношений и качество предлагаемых технологий. Уже 30 июня 2015 года она посетит Белый дом, однако, как заявили представители обеих стран, тема запуска коммерческих спутников не значится в повестке этого визита. Сближению Бразилии и США мешает шпионский скандал: в 2013 году Русеф отменила государственный визит в Вашингтон после того как в прессу просочилась информация об отслеживании ее телефонных разговоров и переписки спецслужбами США.

Приэкваториальный космодром Алкантара особенно привлекателен для США из-за своего расположения, — для вывода спутников на геостационарную орбиту ракете требуется минимум топлива при максимуме выводимой на орбиту полезной нагрузки. В этом контексте Бразилия выступает потенциальным конкурентом Европе, чья компания Arianespace владеет примерно половиной рынка коммерческих запусков спутников на геостационарную орбиту. Свои старты Arianespace осуществляет с более северного космодрома Куру в соседней с Бразилией Французской Гвиане.

Пока неясно, каким образом Бразилия продолжит строительство космодрома. В недолгой истории Алкантары немало прискорбных дат и событий. Трижды Бразилия пыталась запустить четырехступенчатую твердотопливную ракету VLS-1, все попытки закончились неудачей. Так, 2 декабря 1997 года у VLS-1 V01, несущей экспериментальный спутник SCD-2A, не запустился один из четырех ускорителей, и ракету подорвали на 65 секунде ее полета. Второй неудачный старт состоялся 11 декабря 1999 года — тогда отказал двигатель второй ступени VLS-1 V02, и носитель вместе со спутником SACI-2 подорвали на 200-й секунде.

22 августа 2003 года на Алкантаре произошла третья авария: в ходе предстартовой подготовки на 200-й секунде испытаний взорвалась ракета VLS-1 V03, несущая небольшие спутники SATEC и Unosat-1. Взрыв и последовавший пожар уничтожили стартовую площадку и привели к гибели 21 человека.

Именно эта катастрофа заставила Бразилию усомниться в самостоятельном создании национального ракетно-космического комплекса и подтолкнула ее к сотрудничеству с Украиной.

Это не единственный партнер Бразилии: в период с 14 октября 1999 года по 7 декабря 2014 года Китай вывел для латиноамериканской страны пять малых спутников (из них один раз, в 2013-м году — неудачно) совместного производства, предназначенных для наблюдения за окружающей средой в сельскохозяйственных районах и тропических лесах Амазонии.

В 2014 году в результате шпионского скандала, когда Эдвард Сноуден обнародовал секретные документы Агентства национальной безопасности США, Бразилия отказалась от cотрудничества с американской компанией Boeing в пользу европейской Thales, которая занялась производством геостационарного спутника. Аппарат стоимостью 400 миллионов долларов, как ожидается, будет запущен компанией Arianespace в 2016 году с космодрома Куру.

Все это показывает, что Бразилия по-прежнему нуждается в старшем партнере для реализации национальной программы по запуску спутников. Ракетные и спутниковые технологии, которые она может приобрести в ходе такого сотрудничества, могут дать большой толчок к развитию аэрокосмической промышленности страны.

Если в качестве основного партнера Бразилия выберет США, основной выигрыш придется на компанию Boeing, которая кроме самолетов производит ракеты и спутники, а также имеет прочные связи с компанией Embraer S.A. — ведущим бразильским и третьим в мире (после Airbus и Boeing) производителем пассажирских самолетов.

Между тем, по мнению директора Бразильского космического агентства Хосе Раймундо Коэльо, Россия также заинтересована в сотрудничестве с Бразилией и находится «в авангарде» космических технологий. США, по его мнению, являются основным источником для спутниковых технологий, но сотрудничеству Бразилии с ними мешают особые трудности, которые «мы должны преодолеть».

Так, в 2000 году страны заключили соглашение, предусматривающее запуск спутников США на американских ракетах с космодрома Алкантара. Эта сделка предполагала, что основное управление космодромом будет осуществлять американская сторона, а также накладывала ограничение на доступ к пусковой площадке и аэрокосмическим технологиям третьих сторон. Предшественник Русеф на посту президента Бразилии, Луис Инасиу Лула да Силва, расторг договор в 2003 году, вскоре после вступления в должность.

В настоящее время Вашингтон значительно смягчил требования, выдвигаемые в качестве потенциального партнера в космической программе Бразилии, однако по-прежнему настаивает на подписании соглашения о неразглашении технологических секретов третьим странам. Именно это, если не учитывать осадок от шпионского скандала, заставляет Бразилию воздерживаться от партнерства с США.

Такое сотрудничество помешает стабильному двадцатилетнему партнерству с Китаем, доступа которого к своим космическим технологиям так боятся США. Но если Бразилия сориентируется на Россию и Китай, она рискует потерять доступ к более перспективным технологиям США.

В прошлом году правительство США облегчило правила экспортного контроля и значительно сократило список запрещенных к вывозу в третьи страны компонентов космических аппаратов. По заявлениям американской стороны, в настоящее время для создания современного спутника у США можно свободно приобрести до 70 процентов его комплектующих.

«Они становятся более гибкими, пытаясь приблизиться к нам и стараясь занять позиции, которые они потеряли в других странах», — сказал отставной полковник армии Бразилии Армандо Лемос, директор Associação Brasileira das Indústrias de Materiais de Defesa e Segurança (ABIMDE).

В январе 2015 года Бразилию посетил глава НАСА Чарльз Болден. В мае того же года министр науки и технологий правительства Бразилии Альдо Рибело (который ранее был министром спорта) посетил Вашингтон и встретился в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института с главой НАСА. Позже министр сообщил журналистам, что переговоры Бразилии по космической программе с США продолжаются, но отказался сообщить подробности.

Основная проблема, с которой сталкивается при создании собственного ракетного комплекса седьмая экономика мира, заключается в нерегулярном финансировании проектов (которое в разы меньше необходимого) и отсутствии квалифицированных кадров. В 2009 году Бразилия заключила с Россией соглашение о помощи в разработке нового семейства ракет-носителей на основе VLS (легкого класса) и «Ангары» (среднего и тяжелого классов). Завершить работы по этому проекту, получившему название Southern Cross, планировалось к 2022 году. К сожалению, дальше декларативных заявлений о намерениях сторон дело не продвинулось.

Степень готовности ракеты «Циклон-4», по словам главы Государственного космического агентства Украины Олега Уруского, в настоящее время превышает 80 процентов, а к концу года страна планирует довести ее до 90 процентов. Однако оценки перспектив этого проекта у Украины и Бразилии кардинально отличаются. Первая сторона отдает себе отчет в том, что заокеанский партнер потерял интерес к программе, однако все еще надеется на возобновление сотрудничества путем привлечения третьей стороны.

В ситуации, когда Бразилия не в полном объеме вкладывается в свою ракетную отрасль, а Россия (не говоря уже об Украине) ограничена в средствах, инвестировать в строительство пусковых площадок на космодроме Алкантара могут только США. В случае если отношения между Штатами и Бразилией улучшатся, выбор партнера предопределен. А это означает, что Россия потеряет огромный и перспективный латиноамериканский рынок коммерческих пусков и окажется под угрозой изоляции своих ракетно-космических технологий.

< Назад в рубрику