Новости партнеров

Золушка из подземки

Изабель Аджани празднует юбилей

Изабель Аджани
Кадр: East News

Французской актрисе Изабель Аджани, исполнительнице главных ролей в фильмах «История Адели Г.» Франсуа Трюффо, «Одержимая» Анджея Жулавского, «Королева Марго» Патриса Шеро, обладательнице рекордного количества премий «Сезар» ― ее признавали лучшей пять раз, больше, чем других актеров за всю историю награды — 27 июня исполняется 60.

― А это кто? ― спрашивает герой Жана Рено в фильме «Подземка» Люка Бессона, где Изабель Аджани сыграла холодную красавицу Элен.
― Это? Золушка, ― отвечает Кристоф Ламбер.
― У твоей Золушки огромная пушка в сумочке, ― произносит Жан Рено, дав этим точное определение не только Элен, но и самой Изабель Аджани, исполнившей эту роль.

Аджани называет себя пугливой дикаркой, сочетанием несочетаемого, вечным маргиналом: «Я полна противоречий. Не принадлежу ни к какой церкви, ни к какой семье, ни к какому клану», ― рассказывает она в своих интервью. И действительно, противоречиям есть откуда взяться. Ее отец ― араб-мусульманин из Алжира, а мать ― практичная немка из Баварии, и родившаяся в их союзе Изабель стала воплощением странной смеси страсти и холодного отчуждения, трезвости и мечтательности, апатии и жажды изменить мир.

Вся жизнь актрисы ― череда счастливых моментов и неудач. Изабель Аджани несколько раз пропадала с экранов больше, чем на пять лет, при этом в другие периоды снимаясь почти без остановки (рекордным стал 1981 год, когда Аджани сыграла сразу в пяти фильмах). То же самое происходило и в личной жизни: бурные романы сменялись долгим одиночеством и страданиями, и когда это случалось, актриса, которая всегда ставила семейное счастье выше карьеры, надолго удалялась от мира, избегая работы и отказываясь от съемок.

От любви, особенно несчастной, Изабель Аджани, как и ее героиня в фильме «История Адели Г.» способна сойти с ума, и такие случаи ей представлялись неоднократно ― сначала ее быстро угасшая страсть к Брюно Нюиттену, отцу ее первенца, французскому оператору, режиссеру фильма «Камилла Клодель», где он снял Аджани в главной роли. Затем жестокий удар ― английский актер Дэниел Дэй-Льюис единственный в мире обладатель сразу трех премий «Оскар» за главную мужскую роль, после многолетнего романа бросил Аджани, в тот момент беременную его ребенком (второй сын родился в 1995), ради другой женщины. Расставшись с Дэй-Льюисом, с которым актриса жила в Лондоне, пропав из кинообъективов на несколько лет, она вернулась в Париж, откуда снова исчезла, скрываясь от горя и разочарования в Швейцарии.

Подобная история повторялась с ней еще как минимум дважды, только исполнители «мужской роли» менялись. В начале двухтысячных Изабель разорвала помолвку с Жан-Мишелем Жарром, который ушел к актрисе Анн Парийо («Ее звали Никита»); разочарованием закончился и шестилетний роман с известным врачом Стефаном Делажу, также изменившим ей. Сегодня Изабель Аджани снова одна; ее старшему сыну Барнабе Нюиттену уже 35, а младший сын Гэбриел-Кейн в 15 лет уехал от матери и живет в Ирландии вместе со своим знаменитым отцом.

Несложно представить, как велика для нее трагедия одиночества, если учесть, что родители Аджани были без ума друг от друга, и дочь надеялась обрести когда-нибудь столь же сильную привязанность. Ради Мохаммеда Аджани ее мать Аугуста бросила в Германии мужа и двоих детей, и Изабель готова была последовать ее примеру, когда ради Дэй-Льюиса оставила в Париже своего старшего сына. В результате неудач на личном фронте ее начали преследовать навязчивые идеи, и актриса на долгое время стала клиенткой психологов.

«Моя жизнь была очень богата на счастливые моменты, но счастливой я бы ее не назвала», ― признается Аджани. Хотя любви, которой так долго искала актриса, найти ей так и не удалось, зато получилось добиться успеха и вырваться из парижских трущоб, где Изабель в нищете жила со своими родителями. Тогда она даже представить не могла, что скажет однажды в «Подземке»: «Обед у вас никакой, хибара никакая, я вас всех видала в гробу», ― ведь в детстве выбирать ей не приходилось, денег едва хватало на еду, а жила семья в квартире, выданной правительством по социальной программе.

Однажды ассистент режиссера Бернара Тублан-Мишеля заметил удивительно красивую 15-летнюю девочку во время перемены на школьном дворе, и пригласил на кастинг. Так Изабель снялась в своем первом фильме, «Маленький угольщик» (1969), после чего последовало предложение от театра «Комеди Франсез», где совсем еще юная дива играла несколько лет в спектаклях «Школа жен» и «Ундина», став самой молодой актрисой в истории труппы. Театральные импресарио предложили ей заключить 20-летний контракт, но Аджани предпочла большой кинематограф.

В 19 лет ее заметил сам Франсуа Трюффо. Воплотив на экране образ 33-летней дочери Виктора Гюго в фильме «История Адели Г.» (забавно, что вскоре произойдет обратное: когда Аджани будет 28, она сыграет роль девятнадцатилетней девушки в фильме «Убийственное лето» Жана Бекера по бестселлеру Себастьяна Жапризо), старлетка получила свою первую номинацию на «Оскар» ― на тот момент она была самой юной актрисой, удостоившейся подобного признания.

После первого успеха роли последовали одна за другой: «Жилец» (1976) Романа Полански, «Носферату ― призрак ночи» (1978) Вернера Херцога, «Квартет» Джеймса Айвори, «Одержимая» Анджея Жулавского (оба 1981). За фильм «Камилла Клодель» (1988) она снова была номинирована на «Оскар». Статуэтку актриса так и не получила, хотя ее вклад в кинематограф трудно переоценить ― об этом говорят две награды Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, которые она получила в заветном 1981 году, «Серебряный Медведь» Берлинале и пять премий «Сезар». А в 2010 Аджани наградили Орденом Почетного легиона за выдающиеся заслуги перед Францией.

В свои 60, актриса, певица, золушка, королева, мать и просто красавица Изабель Ясмин Аджани полна надежд и продолжает творить. На ее счету больше 70 фильмов и музыкальный альбом, записанный в сотрудничестве с Сержем Генсбуром, а также, конечно, десятки разбитых сердец (в том числе голливудского актера Уоррена Битти) ― и одно из них ее собственное. Но актриса слишком долго отдавала предпочтение историям с печальным концом: «Сегодня я вновь хочу любить и хочу, чтобы меня полюбили», ― говорит Аджани.