Россия
08:45, 30 июня 2015

Обратная сторона радуги Как в России относятся к легализации однополых браков

Фото: Eduardo Munoz / Reuters

26 июня Верховный суд США официально узаконил однополые браки во всех без исключения штатах. Президент Барак Обама назвал решение, принятое с перевесом в один голос, «победой для Америки». В тот же день в знак солидарности с представителями ЛГБТ-сообщества в цвета радуги окрасился фасад Белого дома, а также аватарки многих пользователей сети Facebook.

Однако говорить о каком-либо консенсусе по поводу однополых браков в американском обществе не приходится. Если в Вашингтоне, Сан-Франциско, Нью-Йорке или Мэриленде отношение к ним вполне толерантное, то в консервативных южных штатах — напротив, негативное. С резкой критикой постановления ВС немедленно выступили многие представители Республиканской партии и католического духовенства.

По мнению научного сотрудника ИМЭМО РАН Александры Борисовой, в том, что легализация однополых союзов в США произошла именно сейчас, сильна политическая составляющая: «Это традиционная повестка демократов и одновременно такая подножка республиканцам, которая сыграет на руку как президенту США Бараку Обаме, так и кандидату от демократов на предстоящих выборах».

В России решение Верховного суда назвали внутренним делом Соединенных Штатов, не имеющим никакого отношения к нашей стране. Однако, по мнению экспертов, эта тема глубоко волнует многих россиян, а потому наверняка будет использоваться разными политическими силами в своих интересах.

Накануне второй годовщины вступления в силу изменений к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» «Лента.ру» выяснила, как относятся к легализации гей-браков представители разных социальных групп, общественных организаций и государственных институтов нашей страны.

Протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества:

Чтобы не возникало излишних эмоций и споров по вопросу однополых отношений, следует сделать элементарную вещь. На уровне права и политики надо признать нормой семью, состоящую из мужчины и женщины. А все остальное, не только гомосексуализм, но и всякий блуд и разврат, признать отклонением от нормы и вредными явлениями. Не может это считаться нормой, в том числе и на уровне государственной политики. По-моему, это очевидно любому человеку с неискаженным нравственным чувством. Если не подталкивать людей к разрушению этой нравственной константы и принятию девиации в качестве нормы, то никаких бурных споров и излишнего эмоционального фона вокруг этой темы не будет.

Ирина Алферова, актриса:

К геям я отношусь однозначно отрицательно. Я считаю, что заключение браков возможно, но это должно проходить спокойно, без показных парадов и выступлений. Это очень серьезная проблема. Неправда, что они не влияют на нормальных людей. Верующий человек не может к этому нормально относиться. Когда я училась в ГИТИСе, у нас педагог был геем. Очень известный человек. К нему приехали учиться со всей России, было много мальчиков из простых крестьянских семей — нормальных мужиков. К концу обучения весь курс стал голубым. Поэтому я не верю, что геи безопасны. Я видела, как агрессивно эти люди действуют, как это расползается. Я бы не хотела, чтобы мои дети подверглись этому влиянию. Если у кого-то есть медицинские проблемы с этим, то пусть ведут себя не так шумно, не так демонстративно.

Я видела много ситуаций, когда они соблазняют, как они делают из нормальных людей ненормальных. Я читала потрясающую автобиографию Жана Маре. Когда он был маленьким, его соблазнил учитель. Он с такой болью пишет об этом, обращается к родителям: «Следите за вашими детьми, смотрите, проверяйте, потому что это очень страшно». Потом, когда он вырос и стал красавцем, в него безумно влюбился Жан Кокто. Маре пишет: «Когда он предложил мне сожительство, это было очень красиво, настолько красиво, насколько это мог сделать талантливейший Кокто, я сидел и думал, пойти мне по этому пути и иметь все — роли, признание, потому что он обещал бросить мир к ногам, — или остаться нормальным. К сожалению, я выбрал Кокто и славу».

Как видите, все это не так уж и просто. И я не понимаю, как им разрешают взять маленького ребенка. Это же полный разврат. Бедный ребенок в этом будет жить. А у него должны быть папа и мама. Это невозможно, меня это ужасает. Естественно, эти дети уже изначально больные. Дай бог, если им повезет и они встретят на своем пути людей, которые их спасут.

Евгений Федоров, депутат Госдумы от партии «Единая Россия»:

Тут важно понимать, какую именно задачу поставило перед собой американское руководство в связи с решением Верховного суда. А задача простая — распространить это решение на все страны, включая Россию, и совершенно открыто поставить перед Россией задачу выполнять культурные или судебные постановления Соединенных Штатов Америки. Американцы живут в своем измерении, они исходят из того, что весь мир — их провинция, и если по-честному сказать, они не очень далеки от истины. Потому что те порядки, которые у нас сформировались, формировались по указке США. И обратите внимание на реакцию в России: сразу засуетилась пятая колонна, сразу начала под разными предлогами через СМИ подавать эту тему. И я вижу, что уже разворачивается кампания «сделаем то же самое, только под другим названием», в том числе и в государственных СМИ. Передачи посвящают тому, как лучше реализовать решение ВС США на российской территории. Пока мы не решим проблему внешнего управления России, мы будем подчиняться американцам, а сегодня это уже смертельно.

Рушан-хазрат Абясов, заместитель председателя Совета муфтиев России:

К гомосексуальным связям исламское духовенство, как и православное, относится резко отрицательно. Как гласит священный Коран, Всевышний сотворил нас мужчинами и женщинами и призвал создавать семьи в таком вот традиционном понимании. А все то, что нам сейчас пытаются навязать извне, противоречит не только религиозным традициям, отраженным в Библии и Коране, но и самой природе. Можно вспомнить историю пророка Лута (Лота) о том, как Всевышний покарал содомитов, вставших на путь греха. Поэтому исламские духовные лидеры, как христиане и иудеи, проповедуют естественные, традиционные отношения между мужчиной и женщиной, как велит Всевышний. Накала страстей вокруг гомосексуальных отношений я не замечаю. Все же среди населения России много людей верующих, придерживающихся традиционных ценностей. Считаю, что и государственная политика должна ориентироваться на позицию наших традиционных религий по этому вопросу.

Алексей Журавлев, депутат Госдумы, лидер партии «Родина»:

В чем проблема легализации разного рода извращений? Эти ребята очень агрессивны, особенно на фоне безразличия большинства… Я уверен, что, если провести общенациональный референдум в той же Америке, ничего бы не было. Но так как они (гомосексуалисты — прим. «Ленты.ру») очень пассионарны, то проводят такие законы и решения. Как видим, без инцидентов и в США не обошлось, была стрельба, как и тогда, когда разрешили однополым извращенцам усыновлять детей. Во Франции сколько миллионов вышло на улицу... Это протест, но поскольку эти же пассионарные ребята еще и прорываются во власть, они проводят свою политику. Так что я могу только посочувствовать американцам и посоветовать им проявлять больше бдительности. Вот мы запретили пропаганду этого извращения среди детей, и у нас поколение будет морально здоровым. А вообще, все это уже было в истории человечества: Содом и Гоморра. Пускай ждут свой «последний день Помпеи».

Юлия Снигирь, актриса:

Мне кажется, что каждый должен иметь возможность делать то, что он хочет делать, если это никому не вредит. Не понимаю, как можно запрещать кому-то быть кем-то или с кем-то. Меня поражает, что у нас люди искренне считают геев опасными и еще говорят: «Они больные, их надо уничтожать». Холокост какой-то!

Сергей Ениколопов, психолог:

Проблема в том, что в США доля населения, которая придерживается концепции «традиционной семьи», значительно сокращена. Это понятие размывалось в течение десятилетий, и на таком фоне легко нести идеи нетрадиционных браков. Часть жителей уже привыкла к последовательной моногамии, которая на самом деле является системной полигамией: на коротких отрезках пары хранят друг другу верность, но если взять длинный отрезок времени, каждый из партнеров полигамен. Поэтому на такое организованное сопротивление, как во Франции, в США рассчитывать не стоит.

Теперь у гей-пар ушли юридические проблемы, спало определенное напряжение, но спасет ли это их от стигматизации — предубеждения в отношении к геям? Я не уверен. Определенная часть американцев, пусть и не всегда явно, продолжит отдавать предпочтения гетеросексуалам. В первую очередь христиане и латиноамериканцы.

Гетеросексуалам заткнули рот, но это не делает их согласными с новой политикой. Люди традиционной ориентации сплотятся, я думаю, вскоре мы увидим клубы и бары для гетеросексуалов, они начнут сплачиваться, как раньше это проходило с гомосексуалистами.

По приказу, за один день отношение изменить нельзя. Рабство в США отменили больше 150 лет назад, но отношение многих южан к неграм сохранилось, и с ним выросло очередное молодое поколение. Молодой человек, стреляющий в негров в церкви, на первый взгляд кажется случайным придурком. Но в итоге в стране запрещают флаги конфедерации, которая вроде бы проиграла войну полтора века назад.

Интересно и то, как будут продвигаться отношения в бытовой сфере между сторонниками однополой и разнополой любви. Начнут ли люди кипятить свои стаканы после гостей-геев? Всплывут бытовые истории, где в семейных ссорах геи будут убивать друг друга. Даже если это будет не чаще, чем в обычных семьях, каждый подобный инцидент станут рассматривать под микроскопом, привлекая к этому общественное внимание.

Маша Гессен, журналист:

Совершенно непредсказуемо, каким образом история движется вперед, но совершенно очевидно, что здесь и сейчас водораздел между странами, которые развиваются, в которых становится больше свободы и больше справедливости, и странами, которые движутся в обратном направлении, идет именно по линии прав ЛГБТ. Были времена, когда водораздел лежал в другом месте и мы говорили о правах других меньшинств, но вот в этот конкретный исторический момент, в последние несколько лет и, я думаю, в ближайшие несколько лет, ровно здесь проходит линия фронта.

США стала двадцатой страной мира, легализовавшей однополые браки. Это большой прорыв для США, но это не большой прорыв для мира. И когда российские власти говорят о Гейропе, в этом термине есть резон. Линия разделения сейчас лежит именно в Европе. То есть она гораздо важнее сейчас для Украины, которая действительно не могла понять, что делать с прайд-парадом в начале июня, когда мэр Киева говорил «пожалуйста, не надо», а президент страны говорил «ну почему же, мы конституционная страна, и это право каждого», — вот там это напряжение действительно чувствуется очень сильно. А противоречия между Россией и США в области прав ЛГБТ — такие же воображаемые, как и вся воображаемая война между Россией и США. В основном она происходит в мозгах российских властей.

Я считаю, что антигейская, гомофобная кампания, которая продолжается в России примерно с весны 2012 года, исходит непосредственно из Кремля и она началась в телевизоре, прежде чем проникла в какие-то более глубокие слои населения. Это такой классический советский тип популистской политики, когда политика сначала придумывается, потом спускается сверху, а потом верхи говорят — ну как же, мы же идем на поводу у низов, а они у нас такие непросвещенные, они этого требуют. Это ничем не отличается от писем рабочих в «Литературную газету» в советские времена... (Эфир телеканала «Дождь» 28.06.2015)

Михаил Пореченков, актер:

Я думаю, пока в России гей-браки, слава Богу, невозможны. Когда-нибудь — возможно... Не знаю, не я же за это отвечаю. Не хочу даже эту тему развивать.

< Назад в рубрику