Король риффов и винила

Рок-гитаристу Джеку Уайту исполняется 40 лет

9 июля свое сорокалетие отмечает американский гитарист, певец и автор песен Джек Уайт. Уроженец Детройта, где в 80-90-е годы прошлого века в музыке царили жанры техно и хип-хоп, следовал не моде, а велению сердца. И не прогадал, избрав путь исполнителя блюза и гаражного рока.

Джек Уайт — личность противоречивая и закрытая. Он любит говорить о творчестве, но не о личной жизни и душевных переживаниях. Он окутал свою жизнь мифами и загадками, стремясь оградиться от излишнего внимания публики. О нем как-то сказали: «Уайт очень изобретателен, когда речь идет о творческом стирании границ между выдумкой и реальностью. Он научился у Боба Дилана прятаться, находясь у всех на виду». Его откровенно раздражало, когда от него пытались добиться признания, что Мег Уайт, его коллега по The White Stripes, все же приходится ему не сестрой, а женой: «Между мною и этим зрителем или слушателем все кончено, и это нормально. Я хочу сосредоточиться на людях, которым не все равно, которые хотят копнуть глубже».

Которым не все равно — это про тех, кто по-настоящему любит его музыку. О музыке Джек Уайт, настоящее имя которого Джон Энтони Гиллис, может говорить бесконечно. К примеру, о том, что повлияло на формирование его собственного музыкального стиля. В детстве он любил рок 1960-х и группы Helmet, AC/DC, Led Zeppelin и The Stooges. А в 20 лет увлекся блюзом, слушал Роберта Джонсона, Son House и Blind Willie McTell. Но больше всех он превозносит Боба Дилана. Легендарный музыкант не только кумир Уайта, но и его друг. Однажды, когда Дилан гостил у него, они вдвоем сварили ворота. «Я никогда раньше этим не занимался, — рассказывал Джек, — а у Боба уже был опыт, так что он, можно сказать, передал мне все знания».

Вообще, Уайт любит мастерить, делать что-то своими руками. Еще подростком он обучался ремеслу обивки мебели и настолько в этом преуспел, что даже открыл свою мастерскую Third Man Upholstery. Тогда же он основал свою первую группу The Upholsterers («Обивщики»), где был гитаристом. Потом недолго был участником детройтских групп Goober & the Peas и Nova Ovens. Настоящий успех пришел к Уайту в группе The White Stripes, которая существовала с 1997 по 2011 годы.

В основу дуэта Мег и Джека Уайтов легла концепция триединства «гитара-барабаны-вокал». К слову сказать, три — любимое число Джека Уайта, которому он придает особое значение. «Впервые это пришло мне в голову, когда я работал на мебельной фабрике, — вспоминал он в интервью газете The Guardian в 2003 году. — Парень, на которого я работал, использовал три вида обивки. Один или два было бы недостаточно, а три — в самый раз. Мне казалось, что все вращается вокруг цифры три».

Сингл Seven Nation Army с альбома Elephant 2003 года принес группе мировую известность. Seven Nation Army — именно так слышалось Джеку словосочетание Армия спасения (англ. Salvation Army) в детстве. Песня с ярким гитарным риффом вышла на первое место в чарте Modern Rock Tracks журнала Billboard, была удостоена премии «Грэмми» и вошла в список «100 лучших гитарных песен» по версии журнала Rolling Stone.

2003 год знаменателен для прославленного гитариста еще и тем, что он снялся сразу в двух фильмах. В «Холодной горе», картине о войне Севера и Юга, он исполнил небольшую роль музыканта по имени Джорджия, а в культовом фильме Джима Джармуша «Кофе и сигареты» выступил в камео вместе с Мег Уайт, где рассказывал ей о принципах работы катушки Теслы.

Джек Уайт, всегда полный сил и новых идей, не ограничивался только участием в The White Stripes. В 2000-х он играл в супергруппах The Raconteurs и The Dead Weather, а также основал независимый лейбл Third Man Records (в название он вновь включил свое любимое число три), с помощью которого переиздает любимых блюзовых исполнителей на изобретенном им новом виде виниловых пластинок. Если поддеть такую пластинку отверткой, то получится две разных записи.

Он как-то признался: «Мне жаль, что я не родился в 20-х годах на юге Америки и не могу играть и петь, как умели эти черные люди. Но я белый, я родился в Детройте в 70-х, и мне придется с этим смириться». Лейбл стал для него отдушиной, местом, где он чувствует себя ближе к музыке прошлых лет, погружается в свой ретро-мир.

В его личной жизни, о которой он так не любит говорить, за последние десять лет произошли большие перемены. У музыканта двое детей от брака с моделью Карен Элсон, с которой он познакомился на съемках клипа The White Stripes «Blue Orchid». Пара развелась в 2011 году. Отношения Уайта с бывшей женой тоже окутаны тайнами и загадками. В 2013 году Элсон выдвинула против Уайта серьезные обвинения в жестоком обращении с ней и детьми, но адвокаты музыканта сочли их «неправдоподобными». Позже Карен призналась прессе, что на самом деле Уайт замечательный отец. Он и правда старается проводить как можно больше времени с дочерью и сыном.

А вот отношения с коллегами складываются непросто. О своих музыкальных предпочтениях гитарист никогда не боялся выражаться открыто. Критикует он так же вдохновенно, как и хвалит. К примеру, группу The Black Keys он назвал «плагиатчиками»: «В школе всегда есть ребята, которые одеваются как все, потому что у них нет своего мнения на это счет. В музыке тоже такие есть. Я иногда слышу, что звучит в телерекламе, и там настолько много заимствований из моего творчества, что мне кажется, что я это все написал. В половине случаев это The Black Keys. Вторая половина — это мои искаженные песни, которые создатели роликов не могли лицензировать. Я в курсе, что существует целый мир, где нормально прокатывают водянистые версии оригинальных треков». Негативно высказывался Уайт и о таких исполнителях как Даффи, Лана Дель Рей и Адель. Однако раздувать скандалы и появляться на страницах желтой прессы — совсем не в духе такого скрытного и загадочного человека как Джек Уайт, поэтому в 2014 году он опубликовал на своем официальном сайте официальное извинение перед всеми, кого когда-либо критиковал.

Сегодня музыкант активно занимается делами звукозаписывающей компании и сольными проектами. Выпустил два успешных альбома — Blunderbuss и Lazaretto. Он записывал их сразу с двумя группами. В своих интервью он никогда точно не может сказать, с кем именно будет играть свой ближайший концерт. Коллеги так отзываются о нем: «Он выглядит таким занятым, он никогда не перестает работать. Он предан творчеству и никогда не останавливается. Он берет в тур две группы и каждый вечер выступает с одной из них. Вы часто видели что-то подобное? Вряд ли. В его жизни нет места скуке. Если кому-то его музыка приходится не по вкусу, пусть подождет полгода и услышит нечто совершенно иное».