Уходят, не прощаясь

Иностранные перевозчики спешно покидают российский рынок

Фото: Elaine Thompson / AP

Кризис заставляет зарубежные авиакомпании сворачивать свою активность в российском небе. Полностью отказались от рейсов в нашу страну гонгконгская Cathay Pacific, тайская Thai Airways, французская Aigle Azur и австрийская бюджетная авиакомпания Niki. С 1 декабря прекращает полеты в Москву одна из крупнейших американских авиакомпаний Delta Air Lines.

Многие игроки не отказываются от маршрутов вообще, но сокращают количество рейсов или меняют самолеты на менее вместительные. Недавно немецкая Lufthansa объявила о минимизации своей деятельности в России. С начала сентября авиаперевозчик закроет маршруты в Самару и Нижний Новгород. И если еще несколько лет назад летала в 10 российских городов, то теперь ее самолеты будут принимать только Москва и Санкт-Петербург.

Немецкий лоукостер Germanwings, «дочка» компании Lufthansa, также до конца сентября закроет два из трех российских маршрутов: из Петербурга в Дюссельдорф и из Москвы в Кельн. Из Москвы в Дюссельдорф Germanwings перестала летать еще раньше. Теперь компания ограничится одним рейсом в день из Москвы в Берлин. Число рейсов в Россию также сократили британский лоукостер Easyjet, чешская Czech Airlines, финская Finnair, израильская El Al.

Одновременно авиакомпании консолидируют свои рейсы внутри московского узла. Так, Lufthansa, помимо прекращения перевозок в ряд российских городов, в сентябре совершит последние рейсы в аэропорт Внуково, после чего будет присутствовать только в Домодедово и Пулково. «Времена, когда авиакомпании могли позволить себе летать в несколько аэропортов для удобства пассажиров, прошли и вряд ли вернутся в ближайшее время», — уверен Филипп Бринкманн, генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta.

Скорость падения

Основная и главная причина ухода иностранцев — слабеющая российская экономика и как результат — падение платежеспособности граждан. Путешествия и турпоездки — та статья расходов, от которой россияне отказываются в кризис в первую очередь. Сыграли свою роль и другие факторы: снижение деловой активности и, соответственно, бизнес-поездок за рубеж, а также геополитическая напряженность и негласный запрет на выезд представителям силовых ведомств.

Падение спроса на зарубежные перелеты наблюдается с середины прошлого года и усугубилось с резкой девальвацией рубля. По данным Росавиации, за первые пять месяцев текущего года российские авиакомпании перевезли за рубеж на 18 процентов меньше пассажиров, чем в 2014-м, — 10,9 миллиона человек (данные за полугодие не публиковались).

«Просели» практически все зарубежные направления, стабилен спрос лишь в Турцию, Черногорию и Болгарию. По данным сервиса по поиску билетов Skyscanner, за год продажи в Тиват выросли на 17 процентов, в Бургас — на 16, а в Анталью — на 36 процентов. В то время как в самом популярном зарубежном направлении — в Барселону — продажи билетов упали на 30 процентов. Пассажиропоток в Рим снизился на 31 процент, в Париж — на 23 процента, Бангкок — на 17.

Пик спада продаж пришелся на весну этого года, но летом с укреплением отечественной валюты спрос вновь подрос, говорят эксперты. Тем не менее доля внешних авиаперевозок в общем объеме сократилась с 68 до 46 процентов по сравнению с летом прошлого года, сообщил «Ленте.ру» Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix.ru.

К тому же, добавляет руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, предварительные продажи практически прекратились, что заставило в начале года ряд авиакомпаний уйти даже с тех направлений, которые по весне немного ожили.

Не стоит сомневаться в том, что наметившееся в последнее время резкое удорожание валюты повлечет новый виток спада продаж авиабилетов в дальнее зарубежье. «Цена будет повышаться неуклонно из-за ослабления курса рубля, — уверен Роман Захаров, главный редактор журнала «Линия полета». — Не помогает даже то, что с падением цены нефти авиационный керосин обходится дешевле: ценообразование в отрасли завязано на валюту».

Негативный тренд уже проявился. «Сейчас после высокого сезона пошла вторая волна отказов от региональных направлений, что заставляет авиакомпании повторно закрывать невостребованные маршруты», — говорит Филипп Бринкманн. Компании-иностранцы предпочитают минимизировать возможные финансовые риски, с которыми они могут столкнуться осенью и зимой.

В нынешней ситуации билеты достаточно дороги, чтобы обеспечить рентабельность перевозок на международных линиях. Как пояснил региональный директор Lufthansa по России и странам СНГ Аксель Хилгерс, решение о полетной «оптимизации» было трудным для компании, но необходимо обеспечить прибыльность маршрутов. На рейсах в Россию добиваться этого все труднее.

Ситуацию усугубляет конкуренция со стороны российских игроков, которые могут себе позволить гибкость в тарифах за счет роста внутренних перевозок. Президент Thai Airways Чарампорн Йотикастира, комментируя закрытие офиса компании в Москве, признался: хотя Россия находится на третьем месте по объему туристического потока в Таиланд, авиакомпания не в силах конкурировать с чартерными рейсами.

Впрочем, теперь отечественные игроки авиарынка могут сыграть на уходе зарубежных коллег и стать бенефициарами этого процесса. «Полагаю, что сокращение конкуренции повысит заполняемость кресел на рейсах авиакомпаний, остающихся на рынке», — считает Олег Пантелеев. Например, прямые рейсы в США из Москвы, помимо Delta Air Lines, выполняют «Аэрофлот» и «Трансаэро», и они безусловно, выиграют от ухода конкурента. Неудивительно, что крупнейший российский авиаперевозчик поспешил заверить всех, что не намерен сокращать количество рейсов в Америку. А после сворачивания рейсов в ряд городов Czech Airlines ее место заняли «Уральские авиалинии».

В конце концов, снижение конкуренции может подстегнуть отечественных перевозчиков повысить цену на перевозки. Ведь иностранцы нередко демпинговали или устанавливали тарифы, стимулирующие развитие трансферных перевозок, что позволяло пассажирам делать предпочтение в их пользу. Теперь отечественным перевозчикам никто не будет мешать задирать цены.

Они еще вернутся

Говоря о сворачивании полетов в ряд городов, в Lufthansa подчеркнули, что будут держать эти направления в центре внимания и рассмотрят возможность возобновления рейсов, как только экономическая ситуация стабилизируется. О том же заявили в Thai Airways и в других компаниях, ранее пересмотревших свои планы на Россию.

Зарубежные перевозчики могут достаточно оперативно вернуться на российский рынок. Европейцы быстрее восстановят рейсы, чем азиатские и американские авиакомпании. «Просто из-за того, что формирование расписания для среднемагистральных и ближнемагистральных направлений гораздо проще, чем для дальнемагистральных (другая экономика процесса)», — уверен Захаров.

Причем первыми восстановятся рейсы в Москву, а уже потом в другие города страны. Провинции придется подождать, ведь и маржинальность немосковских рейсов практически всегда ниже, что связано с заполняемостью бортов (за исключением рейсов на Дальний Восток для азиатских перевозчиков).

Вместе с тем для западных игроков российский рынок не всегда был в приоритете. «Мобильность населения крайне низкая, и крупные иностранные авиакомпании всегда имели это в виду. С другой стороны, именно наши пассажиры одними из последних в Европе были готовы платить в массовом порядке за полноценный бизнес-класс», — считает Роман Захаров. Удивительно, но хотя пассажиров бизнес-класса в Европе немало, многие из них уже давно смирились с отсутствием нормального обслуживания по премиальным стандартам на внутриевропейских направлениях, включая рейсы в Россию. А вот россияне не смирились, добавляет эксперт.

Обсудить
Бизнес

По законам физики

На «Иннопроме» представили новую концепцию логистики — «физический интернет»
Бизнес07:1527 июля

На дне

Санкции США могут поставить под удар совместные с ЕС проекты российских компаний
Девочка не промах
История 16-летней немки, сбежавшей от семейных проблем в ИГ и ставшей снайпером
A protester reacts in front Moroccan police forces during a demonstration in the northern town of El Hoceima, Morocco, Thursday, July 20, 2017. Clashes between police and Moroccan protesters Thursday left at least 83 injured in clouds of tear gas and running battles at an unauthorized demonstration over inequality and corruption.Налетели на Риф
Пережив «арабскую весну», марокканская монархия вновь оказалась под ударом
Тимофей Бордачев: Им стыд, нам позор
России пора коренным образом изменить структуру отношений с Западом
Former Utah Gov. Jon Huntsman walks on a platform Tuesday, June 21, 2011, at Liberty State Park in Jersey City, N.J., after announcing his bid for the Republican presidential nomination, (AP Photo/Mel Evans)Многодетный мормон в Спасо-хаусе
Почему Трамп хочет назначить послом в России китаиста без знания русского языка
Президент Польши Анджей Дуда с супругойСудный день
Из-за планов судебной реформы поляки перессорились между собой и с Брюсселем
Схематичное изображение вращающейся черной дыры (черный цвет), бозонной оболочки (красный) и гравитационных волн (синий)Кудрявый сценарий
Раскрыт механизм усыхания черных дыр
Темник фюрера
Кровожадных нацистов испугал безбашенный инвалид: превью Wolfenstein II
Сверкая пятками
Как побег англичан от нацистов превратился в народный подвиг
Холодная она
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Взрывной блондинки» до «Рокового искушения»
На поклон
Николай II глазами кино — пока без «Матильды»
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок
Лучшие снимки финалистов фотоконкурса «Точка на карте. Память места»
Воровать — так миллион
Длительный тест Ford Kuga: выводы, конкуренты и стоимость владения
Все о новой рамной «Тойоте» для России
Все, что нужно знать о внедорожнике Fortuner
Как стать миллионером
Какую машину надо купить сейчас, запереть в гараже и обогатиться. Через несколько лет
Битва трех респектабельных седанов на солярке
BMW 5 серии против Mercedes-Benz E-класса и Jaguar XF
«Я ничего не делаю, и мне это нравится»
Откровения москвички, которая сдает жилье и принципиально не работает
Зарыться в песок
Купить квартиру на море теперь можно за миллион рублей и дешевле
Входят и выходят
Самые известные, необычные и дорогие бордели мира
У вас упало
Что на самом деле происходит с ценами на квартиры в Москве