Новости партнеров

Надавить рычагами

Какой помощи ожидает автобизнес от государства

Фото: Илья Наймушин / Reuters

Российский автомобильный рынок продолжает медленно тонуть. Ежемесячные извещения об этом Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) уже настолько примелькались, что, кажется, иначе и быть не может. Однако рынок давно перестал бы барахтаться и покоился в пучине, если бы не экстренная поддержка государства: в начале года в России действовала только одна программа обновления автопарка, но после плачевных результатов января-февраля в кратчайшие сроки были разработаны и запущены программы льготного кредитования и лизинга для физических лиц.

Эффективность предпринятых мер «Ленте.ру» подтвердил заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Дмитрий Ярыгин. «Несомненно это дало положительный результат. По состоянию на начало августа уже продано порядка 275 тысяч машин в рамках господдержки, из них 193 тысячи — по программе обновления парка, 103,5 тысячи — по льготному автокредитованию, и около 11 тысяч — по льготному лизингу», — сообщил эксперт. Всего же за январь-июль было реализовано 913 тысяч автомобилей.

Однако, по мнению председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, чтобы «развернуть тренд в противоположную сторону», действие этих программ должно быть «существенно усилено».

Какие меры государственной поддержки наиболее эффективны? И как еще больше усилить их действие? С этими вопросами «Лента.ру» обратилась к представителям автобизнеса.

Сергей Ильинский, начальник пресс-центра «АвтоВАЗа»: «Какие-то другие инструменты воздействия на рынок трудно себе представить. Программы утилизации, поддержки трейд-ин и субсидирование лизинга на сегодняшний день работают крайне плодотворно. Лучшее тому доказательство: 38 процентов всех реализованных нами за последние 7 месяцев автомобилей были проданы с использованием механизмов государственной поддержки».

Елизавета Бадалова, вице-президент по связям с общественностью «Форд Соллерс»: «Хотелось бы продолжения программы утилизации на следующий год; она производит наибольший эффект. И эволюционное развитие лизинга. Если говорить о субсидировании кредитов, то это не так действенно. Те, кто уже принял решение взять кредит на приобретение автомобиля, конечно, чувствуют себя увереннее; но программа практически не привлекает новых покупателей».

Владимир Моженков, президент Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД): «Необходимо продолжать программу обновления автомобильного парка. В этой связи нас очень беспокоит, что в бюджете на 2016 год отсутствует строка о поддержке автопрома. Почему-то считается, что пик кризиса уже пройден, но мы в своей отрасли этого не наблюдаем. Росту продаж могло бы способствовать предложение Минпромторга и Минэкономразвития о введении экологического сбора и повышения транспортного налога на старые автомобили (было озвучено в марте текущего года — прим. «Ленты.ру»). Государству нужно надавить на автовладельцев экономическими рычагами, как это было сделано при повышении ввозных пошлин на подержанные иномарки. Тогда мы сумели остановить поток автохлама из Европы, получив взамен технологии и рабочие места. Сейчас мы могли бы не только стимулировать продажи машин, но и повысить безопасность наших дорог. Особенно если под экологический сбор попадут грузовики с автобусами».

Анна Ерушева, пиар-специалист «КИА Мотор Рус»: «Наиболее действенный инструмент в настоящий момент — программа государственного субсидирования автокредитов. Среди реализованных в январе-июле в кредит автомобилей KIA 76 процентов (21 716 единиц) было продано с привлечением государственных субсидий на поддержку автокредитования, а в июле этот показатель достиг 92 процентов (4591 автомобиль)».

Наталья Костюкович, пиар-специалист «Фольксваген Груп Рус»: «Мы считаем, что обе программы — и обновления автопарка, и льготного автокредитования — эффективны, и рассчитываем на их продолжение в следующем году. Если процентные ставки по кредитам пересмотрят в сторону снижения, это может дополнительно подогреть интерес потенциальных потребителей».

Евгения Никитена-Кацарская, руководитель внешней пресс-службы представительства марки Chery: «В сложившейся экономической ситуации любая поддержка государства нужна. Но при этом важно, чтобы в эти программы были включены абсолютно все производители, собирающие автомобили на территории России. К сожалению, компания "Чери Автомобили Рус" не входит в перечень производителей, работающих по программе утилизации и льготного кредитования. Мы рассчитываем на то, что в будущем компании поставят в равные условия с точки зрения господдержки вне зависимости от того, работают ли они в режиме промышленной сборки или нет».

Напомним, что на льготное кредитование, согласно постановлению правительства, могут претендовать покупатели российских и локализованных в РФ автомобилей выпуска текущего года стоимостью до 1 миллиона рублей. Однако из госпрограммы исключены машины китайских производителей, в том числе брендов, наладивших крупноузловую сборку на территории страны.