Стоимость барреля эталонной марки Brent опускается все ниже. В ходе торгов 17 августа за него давали 48,5 доллара: котировки приближаются к минимальным с начала года значениям (в середине января североморская нефть стоила 46,5 доллара). При этом еще недавно чиновники и аналитики сыпали оптимистичными прогнозами: многие выражали уверенность, что нефть будет стоить 100, а то и 200 долларов за бочку. Они полагали, что нефтяная эра не закончится никогда, а продажа углеводородов позволит и дальше жить припеваючи. «Лента.ру» решила напомнить читателям об этих неисправимых оптимистах, а также о том, что нефтяные прогнозы сбываются крайне редко.
Абдалла аль-Бадри, генсек ОПЕК: 200 долларов
Руководитель организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) по праву занимает первое место в нашем рейтинге оптимистов. В январе 2015 года, когда цены на черное золото опустились на дно, он выступил с очень смелым заявлением. Во-первых, Абдалла аль-Бадри сказал, что хуже уже быть не может, поэтому котировки вот-вот начнут расти (в этом он был прав — нефть немного подорожала). Во-вторых, он предсказал повышение стоимости барреля до 200 долларов. Для этого необходимо снижение инвестиций в энергетическую отрасль и сокращение добычи, ведущее к дефициту нефти на рынке.
Учитывая тот факт, что с Ирана скоро снимут санкции, уменьшения предложения ждать не стоит. Немаловажна и ситуация в Китае (Поднебесная — крупнейший в мире потребитель энергоносителей). Экономика КНР растет не так быстро, как ожидалось, страна закупает меньше нефти. А это значит, что прогноз господина аль-Бадри вряд ли сбудется. Его высказывание было вызвано скорее надеждой на лучшие времена, нежели реальными предпосылками для изменения ситуации на рынке.
Кстати, стоимость нефтяной корзины ОПЕК также стремительно падает: с 62,9 доллара в мае до 46,6 доллара на текущий момент.
Алексей Миллер, глава «Газпрома»: 150 долларов
В июне 2013 года руководитель «Газпрома» Алексей Миллер предположил, что Brent может подорожать до 150 долларов. Тогда он отмечал, что к росту цен приведет падение добычи в странах Северной Африки.
Еще раньше, в середине 2008 года, как раз накануне финансового кризиса, Миллер допускал, что нефть поднимется в цене до 250 долларов. «В этом случае европейская цена на газ составит тысячу долларов за тысячу кубометров», — говорил он.
На тот момент нефть стоила около 140 долларов, но уже в начале 2009 года за нее давали меньше 70 долларов.
Николас Мадуро, президент Венесуэлы: 100 долларов
Трудно найти страну, которая пострадала бы от обвала цен на нефть сильнее, чем Венесуэла. Бюджет Боливарианской Республики почти на сто процентов зависит от экспорта углеводородов. Резко подешевевшая нефть сразу же ударила по населению. Дело в том, что у Венесуэлы серьезные проблемы с товарами первой необходимости (в том числе и с продовольствием) — большую часть приходится импортировать, а ввоз обеспечивается как раз нефтяными доходами. После их сокращения в латиноамериканском государстве возник дефицит; люди вынуждены стоять в многочасовых очередях в супермаркеты. В целом по итогам 2014 года инфляция разогналась до 68,5 процента.
16 мая президент Николас Мадуро поставил перед нефтью амбициозную цель: она должна стоить не менее 100 долларов. Помочь в решении этой задачи должен был таинственный проект, который правительство Венесуэлы представило в ОПЕК в июне. Как видим, усилия Мадуро пока не дали результатов.
Вагит Алекперов, глава «Лукойла»: 70 долларов
Два месяца назад господин Алекперов высказал мнение, согласно которому баррель нефти в ближайшие три года будет стоить 60-70 долларов. Говоря об этом, президент компании «Лукойл» назвал этот уровень цен «низким». В ретроспективе его предсказание выглядит вполне оптимистичным. Чуть раньше, 28 мая, Вагит Алекперов называл другую цифру: 75 долларов.
Впрочем, руководитель «Лукойла» отличается осторожностью и предпочитает идти вслед за ситуацией на рынке. Еще в начале года, когда котировки падали до минимальных показателей, он испугал многих крайне пессимистичным прогнозом: тогда он допускал удешевление нефти до 25 долларов.
Fitch: 65 долларов
В 2015 году средняя стоимость барреля Brent составит 65 долларов. К 2017-му повысится до 80 долларов. Такого мнения придерживаются аналитики международного рейтингового агентства Fitch. В январе они были настроены менее оптимистично. Эксперты ждали, что в этом году эталонная марка будет стоить 55 долларов. Примечательно, что новый прогноз был сделан 14 июля — в этот день еще казалось, что цены на нефть не упадут слишком сильно (Brent стоила 59,1 доллара). Но с тех пор они неуклонно снижаются.
Алексей Улюкаев, министр экономического развития России: 60 долларов
Замыкает наш список глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. 21 июня чиновник заявил, что в этом году стоимость нефти составит 60 долларов за баррель, а в 2016-м — уже 75 долларов. В тот же день Улюкаев спрогнозировал и поведение пары доллар/рубль. Он говорил, что в ближайшее время за американскую валюту будут давать 55 рублей (напомним, официальный курс доллара на 18 августа — 65,5 рубля).
Стоит отметить твердость министра — он не поддается паническим настроениям. Так, 10 июля Улюкаев признал, что рынок нефти очень подвижен и подвержен переменам, но даже с учетом этого Минэкономразвития не меняет базовый прогноз по нефти: 50 долларов за бочку — таков ориентир экономических властей России. «Это такой высококонсервативный прогноз, настолько большая устойчивость конструкций, что никаких оснований к пересмотру у нас нет», — подчеркнул Улюкаев (цитата по РИА Новости).