Бизнес

Автомобиль становится роскошью Производители иномарок борются с девальвацией и проигрывают

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

Иностранные автоконцерны в преддверии осенне-зимнего сезона продаж оповещают российских дилеров о грядущем повышении цен. В сентябре подорожают Ford, Renault, Peugeot, Citroen и Suzuki. Следом может переписать прайс-лист южнокорейская Hyundai. В августе цены уже полезли вверх на фоне волатильности национальной валюты, хотя многие дилеры все еще предлагают скидки. Похоже, что осенью рынок ждет «мертвый сезон» из-за дороговизны.

Взяли курс на повышение

Четыре крупных иностранных автопроизводителя Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen с сентября повысят цены на свои автомобили как минимум на 5 процентов, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в компаниях-дилерах. Один из них утверждает, что некоторые иностранные концерны закладывали в бюджеты потенциальное повышение курса до 64 рублей за евро (курс к доллару не уточняется), который 24 августа на Московской бирже брал отметку в 83 рубля. По данным издания, Suzuki уведомила дилеров о росте цен в пределах 6 процентов, а Peugeot и Citroen подорожают с 1 сентября на 30 тысяч, или примерно на 3 процента. О повышении цен сообщил дилерам Ford.

Представитель Ford-Sollers (предприятия, выпускающего авто американского концерна в России) на звонки «Ленты.ру» не ответил, в Peugeot-Citroen и «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и несколько моделей Mitsubishi) на запрос не отреагировали, с Suzuki связаться не удалось.

На прошлой неделе состоялось повышение цен в среднем на 40 тысяч рублей на машины Renault (новые и старые модели Logan и Sandero, а также Duster, Megane, Fluence и Kangoo), их стоимость может вновь вырасти и в сентябре, сообщил «Ленте.ру» руководитель управления ГК «Автомир» (дилер двух десятков брендов, включая Ford, Renault, Hyundai, Kia, Toyota, Volkswagen) Алексей Пономарев. По его словам, Ford прислал уведомление о повышении цен с 1 сентября на 3-5 процентов. В письме говорится, что рост стоимости будет гибким, в зависимости от рыночной ситуации. C 25 августа выросли цены на ряд моделей Peugeot. В целом по всем маркам, которыми торгует компания, в сентябре ожидается 5-процентное подорожание. Вырастут цены и на импортные запчасти. «Когда это произойдет — зависит от остатков запчастей по старым ценам на складах поставщиков», — добавляет он.

В ближайшее время Mitsubishi будет обсуждать ценовую политику со своими дилерами, добавляет источник на авторынке. Представитель Mitsubishi в России не стал комментировать «Ленте.ру» планируемую встречу, но заверил, что повышения цен на японские машины не будет. «В предыдущие месяцы мы проводили несколько кампаний по снижению цен — акции и скидки, совместные программы с банками. Сейчас курсы валют прыгают. Мы за ними наблюдаем, а также следим за нашими конкурентами. Но менять цены пока не планируем», — сообщила представитель Mitsubishi в России. Она пояснила, что компания ставит задачу сохранить свою дилерскую сеть в стране, поскольку «скачки курсов бьют прежде всего по дилерам».

Автомобильный завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (Hyundai Motor Manufacturing Rus). Производство автомобилей. Сборка автомобилей на конвейере

Автомобильный завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (Hyundai Motor Manufacturing Rus). Производство автомобилей. Сборка автомобилей на конвейере. Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»

Осенью Пономарев прогнозирует повторение сценария начала года: резкое замедление спроса на фоне повышения цен большинством импортеров и производителей. А к концу года ожидает «волну банкротств дилеров, испытывающих проблемы с финансированием».

По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), к февралю этого года по сравнению с сентябрем 2014-го цены на американские марки машин выросли на 45-52 процента, японские и европейские авто прибавили в цене примерно 20 процентов.

По данным аналитического агентства «Автостат», стоимость машин начала расти уже в августе — среди официально представленных на российском рынке 47 производителей лишь у 16 цены не изменились (среди них Daewoo, Ford, Mazda, SsangYong, Suzuki, UAZ). Двенадцать компаний, включая Audi, Chevrolet, Fiat, GreatWall, Hyundai, Honda, Nissan, «подняли цены одной или нескольких моделей автомобилей». В сегменте бюджетных автомобилей Datsun поднял цены седана on-DO на 3-4 процента, хэтчбека mi-DO максимум на 3,5 процента. Nissan повысил цены внедорожника X-Trail на 6-9 процентов (кроме комплектаций с двигателем 2,5 литра).

Вслед за иномарками подорожала и продукция отечественного автопрома: «АвтоВАЗ» поднял цены хэтчбека Kalina примерно на 3-5 процентов (в зависимости от комплектации), универсал подорожал на 3-4,6 процента, седан Granta прибавил в цене до 4,8 процента, пятидверная Lada 4х4 и Lada 4x4 Urban — на 3,8 процента, а максимальная цена трехдверного внедорожника 4х4 выросла на 6,3 процента.

Восемь компаний (BMW, Citroen, Geely, Jaguar, Lifan, Mercedes-Benz, Opel, Volvo) внесли изменения в модельный ряд или комплектацию отдельных моделей, что «также нашло отражение в их ценовой политике».
Снизили цены в августе, по данным «Автостата», лишь четыре компании — Brilliance, Jeep, Mitsubishi, Toyota.

При этом почти у половины компаний, представленных на российском автомобильном рынке, в августе еще продолжают действовать различные специальные цены и акции, которые могут отменить осенью. Раздумывает об осеннем повышении цен корейская Hyundai, утверждает источник «Ленты.ру» в отрасли. По его словам, этот вопрос пока заморожен, поскольку компания анализирует ситуацию на рынке и будет принимать дальнейшее решение исходя из госпрограмм поддержки, которые будут действовать до конца 2015 года. В Hyundai эту информацию оставили без комментария.

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Как за спичками

В конце июля «Лента.ру» писала, что на фоне девальвации рубля в сентябре большинство брендов вынуждены будут поднимать цены либо отказываться от всевозможных распродаж и скидок. Вице-президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) говорил тогда, что существенных улучшений в третьем квартале не ожидает. По словам аналитика по авторынку RMG Андрея Третельникова, поднимать цены из-за девальвации придется прежде всего импортерам (размер ввозной пошлины зависит от года выпуска, объема и типа двигателя и достигает 25 процентов). Если рубль не начнет укрепляться, то осенью можно ожидать 15-процентного роста стоимости таких автомобилей, полагает Третельников. Сдерживать рост цен иностранным компаниям, имеющим предприятия на территории России, будет проще. «Все зависит от локализации конкретного бренда: чем он выше, тем меньше используется иностранных деталей, соответственно проще удерживать цены. Здесь повышение может составить до 10 процентов», — добавляет он.

По данным «Автостата», доля прямого импорта по итогам первого полугодия 2015-го составила около 22 процентов, а почти 78 процентов проданных машин собираются в России. Помимо отечественных легковушек Lada и UAZ, все автомобили Datsun и Lifan, продающиеся в России, собирают на местных заводах. Близки к 100-процентному показателю Opel (99,7 процента местной сборки), Ford (98,9 процента), Kia (98,6 процента), Chevrolet (98,4 процента) и Renault (98 процентов). За последний год доля авто местной сборки растет особенно быстро в связи с девальвацией рубля и желанием автопроизводителей минимизировать затраты за счет льготного таможенного режима по промсборке.

Очевидно, что цена иномарок, выпускаемых в России, не зависит напрямую от курса рубля. В случае с локализованными в России моделями в стоимости машин цена зарубежных комплектующих составляет от 45 до 60 процентов в зависимости от ценового сегмента (чем дороже машина, тем меньше эта доля), говорит директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Сергей Литвиненко. Другими ключевыми статьями расходов российских автозаводов, где собирают машины иностранных брендов, являются затраты на персонал и амортизацию оборудования, общеадминистративные издержки (включая рекламу) и расходы на гарантийное обслуживание.

С середины апреля по середину августа доллар вырос с 50 до 65 рублей, евро — с 55 до 72 рублей. В ходе торгов на Московской бирже 24 августа курс доллара преодолевал отметку в 71 рубль, евро — 83 рубля.

Таким образом, девальвация повлияет лишь на удорожание комплектующих — те самые 45-60 процентов. Например, при 30-процентном ослаблении рубля стоимость авто на конвейере вырастет на 13-18 процентов (если все комплектующие импортные).

С учетом того, что при сборке иностранных машин в России используются и российские комплектующие (от 10 до 60 процентов), это подорожание будет еще меньше. Так, самая высокая локализация у Renault, Hyundai, Volkswagen и Ford. В автомобилях «АвтоВАЗа» также есть иностранные комплектующие, доля которых варьируется от 15-20 процентов для Granta и Kalina до 35-40 процентов для Lada Vesta, и подорожают только они.

Фото: Михаил Мордасов / РИА Новости

Литвиненко подчеркивает, что рост стоимости автомобилей на фоне девальвации (в том числе и в сентябрьский) имеет отложенный характер, поскольку производственный цикл составляет от 3 до 5 месяцев. «Цены не реагируют немедленно на скачки курсов. Более того, это повышение многие автопроизводители растягивают во времени, поэтому нельзя привязывать 2-5 процентный рост к конкретному скачку курса. Но то, что со временем все эти потери, если рубль не укрепится, заложат в стоимость машин — наверняка», — говорит он. Исключением, по его словам, являются компании, очень заинтересованные в том, чтобы остаться на российском рынке. Это относится, например, к японским и некоторым европейским компаниям. Практически все иностранные автопроизводители с невысокими объемами продаж и низкой локализацией, по его словам, терпят убытки в последние 7-8 месяцев.

Но нельзя не заметить, что закрытие заводов тоже дело затратное. Необходимо нести расходы по консервации производственных линий, сокращать персонал, выплачивать работникам выходное пособие и расторгать контракты с дилерами (платить им неустойки). Поэтому автоконцерны оказались в непростом положении: сохранять свою долю рынка (при этом терпеть финансовые потери, сокращать издержки и уменьшать мощности) или уйти с непонятными перспективами на возвращение в Россию. И здесь все будет зависеть от политики конкретного бренда. Повышать цены из-за низкого спроса (по данным АЕБ, продажи в январе-июле упали на 35 процентов) тоже могут себе позволить только самые популярные марки, да и то за счет удорожания новинок.

Немалую роль играет также манипулирование спросом, когда компании, так или иначе, объявляют о грядущем массовом повышении цен на свои машины. Иногда спрос формируется стихийно, как было в конце прошлого года, когда на фоне девальвации покупатели сметали не только бытовую технику и предметы интерьера, но и автомобили.

Стоит ли бежать в автосалоны и срочно скупать авто перед подорожанием? Некоторые представители старшего поколения, пережившие войну, услышав новости про экономические трудности в стране, бежали в магазины скупать сахар, соль и спички. Так же поступают многие «белые воротнички», напуганные новостями о грядущем подорожании авто. С одной лишь разницей, что покупка спичек менее разорительна для семейного бюджета. В то же время ажиотажный спрос создает искусственный дефицит на рынке. А поскольку за ним следует резкий провал спроса, из-за такой ситуации страдают и производители, и дилеры, и сами автовладельцы — цены на запчасти и обслуживание также идут вверх.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.