Иностранные автоконцерны в преддверии осенне-зимнего сезона продаж оповещают российских дилеров о грядущем повышении цен. В сентябре подорожают Ford, Renault, Peugeot, Citroen и Suzuki. Следом может переписать прайс-лист южнокорейская Hyundai. В августе цены уже полезли вверх на фоне волатильности национальной валюты, хотя многие дилеры все еще предлагают скидки. Похоже, что осенью рынок ждет «мертвый сезон» из-за дороговизны.
Четыре крупных иностранных автопроизводителя Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen с сентября повысят цены на свои автомобили как минимум на 5 процентов, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в компаниях-дилерах. Один из них утверждает, что некоторые иностранные концерны закладывали в бюджеты потенциальное повышение курса до 64 рублей за евро (курс к доллару не уточняется), который 24 августа на Московской бирже брал отметку в 83 рубля. По данным издания, Suzuki уведомила дилеров о росте цен в пределах 6 процентов, а Peugeot и Citroen подорожают с 1 сентября на 30 тысяч, или примерно на 3 процента. О повышении цен сообщил дилерам Ford.
Представитель Ford-Sollers (предприятия, выпускающего авто американского концерна в России) на звонки «Ленты.ру» не ответил, в Peugeot-Citroen и «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и несколько моделей Mitsubishi) на запрос не отреагировали, с Suzuki связаться не удалось.
На прошлой неделе состоялось повышение цен в среднем на 40 тысяч рублей на машины Renault (новые и старые модели Logan и Sandero, а также Duster, Megane, Fluence и Kangoo), их стоимость может вновь вырасти и в сентябре, сообщил «Ленте.ру» руководитель управления ГК «Автомир» (дилер двух десятков брендов, включая Ford, Renault, Hyundai, Kia, Toyota, Volkswagen) Алексей Пономарев. По его словам, Ford прислал уведомление о повышении цен с 1 сентября на 3-5 процентов. В письме говорится, что рост стоимости будет гибким, в зависимости от рыночной ситуации. C 25 августа выросли цены на ряд моделей Peugeot. В целом по всем маркам, которыми торгует компания, в сентябре ожидается 5-процентное подорожание. Вырастут цены и на импортные запчасти. «Когда это произойдет — зависит от остатков запчастей по старым ценам на складах поставщиков», — добавляет он.
В ближайшее время Mitsubishi будет обсуждать ценовую политику со своими дилерами, добавляет источник на авторынке. Представитель Mitsubishi в России не стал комментировать «Ленте.ру» планируемую встречу, но заверил, что повышения цен на японские машины не будет. «В предыдущие месяцы мы проводили несколько кампаний по снижению цен — акции и скидки, совместные программы с банками. Сейчас курсы валют прыгают. Мы за ними наблюдаем, а также следим за нашими конкурентами. Но менять цены пока не планируем», — сообщила представитель Mitsubishi в России. Она пояснила, что компания ставит задачу сохранить свою дилерскую сеть в стране, поскольку «скачки курсов бьют прежде всего по дилерам».
Осенью Пономарев прогнозирует повторение сценария начала года: резкое замедление спроса на фоне повышения цен большинством импортеров и производителей. А к концу года ожидает «волну банкротств дилеров, испытывающих проблемы с финансированием».
По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), к февралю этого года по сравнению с сентябрем 2014-го цены на американские марки машин выросли на 45-52 процента, японские и европейские авто прибавили в цене примерно 20 процентов.
По данным аналитического агентства «Автостат», стоимость машин начала расти уже в августе — среди официально представленных на российском рынке 47 производителей лишь у 16 цены не изменились (среди них Daewoo, Ford, Mazda, SsangYong, Suzuki, UAZ). Двенадцать компаний, включая Audi, Chevrolet, Fiat, GreatWall, Hyundai, Honda, Nissan, «подняли цены одной или нескольких моделей автомобилей». В сегменте бюджетных автомобилей Datsun поднял цены седана on-DO на 3-4 процента, хэтчбека mi-DO максимум на 3,5 процента. Nissan повысил цены внедорожника X-Trail на 6-9 процентов (кроме комплектаций с двигателем 2,5 литра).
Восемь компаний (BMW, Citroen, Geely, Jaguar, Lifan, Mercedes-Benz, Opel, Volvo) внесли изменения в модельный ряд или комплектацию отдельных моделей, что «также нашло отражение в их ценовой политике».
Снизили цены в августе, по данным «Автостата», лишь четыре компании — Brilliance, Jeep, Mitsubishi, Toyota.
При этом почти у половины компаний, представленных на российском автомобильном рынке, в августе еще продолжают действовать различные специальные цены и акции, которые могут отменить осенью. Раздумывает об осеннем повышении цен корейская Hyundai, утверждает источник «Ленты.ру» в отрасли. По его словам, этот вопрос пока заморожен, поскольку компания анализирует ситуацию на рынке и будет принимать дальнейшее решение исходя из госпрограмм поддержки, которые будут действовать до конца 2015 года. В Hyundai эту информацию оставили без комментария.
В конце июля «Лента.ру» писала, что на фоне девальвации рубля в сентябре большинство брендов вынуждены будут поднимать цены либо отказываться от всевозможных распродаж и скидок. Вице-президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) говорил тогда, что существенных улучшений в третьем квартале не ожидает. По словам аналитика по авторынку RMG Андрея Третельникова, поднимать цены из-за девальвации придется прежде всего импортерам (размер ввозной пошлины зависит от года выпуска, объема и типа двигателя и достигает 25 процентов). Если рубль не начнет укрепляться, то осенью можно ожидать 15-процентного роста стоимости таких автомобилей, полагает Третельников. Сдерживать рост цен иностранным компаниям, имеющим предприятия на территории России, будет проще. «Все зависит от локализации конкретного бренда: чем он выше, тем меньше используется иностранных деталей, соответственно проще удерживать цены. Здесь повышение может составить до 10 процентов», — добавляет он.
По данным «Автостата», доля прямого импорта по итогам первого полугодия 2015-го составила около 22 процентов, а почти 78 процентов проданных машин собираются в России. Помимо отечественных легковушек Lada и UAZ, все автомобили Datsun и Lifan, продающиеся в России, собирают на местных заводах. Близки к 100-процентному показателю Opel (99,7 процента местной сборки), Ford (98,9 процента), Kia (98,6 процента), Chevrolet (98,4 процента) и Renault (98 процентов). За последний год доля авто местной сборки растет особенно быстро в связи с девальвацией рубля и желанием автопроизводителей минимизировать затраты за счет льготного таможенного режима по промсборке.
Очевидно, что цена иномарок, выпускаемых в России, не зависит напрямую от курса рубля. В случае с локализованными в России моделями в стоимости машин цена зарубежных комплектующих составляет от 45 до 60 процентов в зависимости от ценового сегмента (чем дороже машина, тем меньше эта доля), говорит директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Сергей Литвиненко. Другими ключевыми статьями расходов российских автозаводов, где собирают машины иностранных брендов, являются затраты на персонал и амортизацию оборудования, общеадминистративные издержки (включая рекламу) и расходы на гарантийное обслуживание.
С середины апреля по середину августа доллар вырос с 50 до 65 рублей, евро — с 55 до 72 рублей. В ходе торгов на Московской бирже 24 августа курс доллара преодолевал отметку в 71 рубль, евро — 83 рубля.
Таким образом, девальвация повлияет лишь на удорожание комплектующих — те самые 45-60 процентов. Например, при 30-процентном ослаблении рубля стоимость авто на конвейере вырастет на 13-18 процентов (если все комплектующие импортные).
С учетом того, что при сборке иностранных машин в России используются и российские комплектующие (от 10 до 60 процентов), это подорожание будет еще меньше. Так, самая высокая локализация у Renault, Hyundai, Volkswagen и Ford. В автомобилях «АвтоВАЗа» также есть иностранные комплектующие, доля которых варьируется от 15-20 процентов для Granta и Kalina до 35-40 процентов для Lada Vesta, и подорожают только они.
Литвиненко подчеркивает, что рост стоимости автомобилей на фоне девальвации (в том числе и в сентябрьский) имеет отложенный характер, поскольку производственный цикл составляет от 3 до 5 месяцев. «Цены не реагируют немедленно на скачки курсов. Более того, это повышение многие автопроизводители растягивают во времени, поэтому нельзя привязывать 2-5 процентный рост к конкретному скачку курса. Но то, что со временем все эти потери, если рубль не укрепится, заложат в стоимость машин — наверняка», — говорит он. Исключением, по его словам, являются компании, очень заинтересованные в том, чтобы остаться на российском рынке. Это относится, например, к японским и некоторым европейским компаниям. Практически все иностранные автопроизводители с невысокими объемами продаж и низкой локализацией, по его словам, терпят убытки в последние 7-8 месяцев.
Но нельзя не заметить, что закрытие заводов тоже дело затратное. Необходимо нести расходы по консервации производственных линий, сокращать персонал, выплачивать работникам выходное пособие и расторгать контракты с дилерами (платить им неустойки). Поэтому автоконцерны оказались в непростом положении: сохранять свою долю рынка (при этом терпеть финансовые потери, сокращать издержки и уменьшать мощности) или уйти с непонятными перспективами на возвращение в Россию. И здесь все будет зависеть от политики конкретного бренда. Повышать цены из-за низкого спроса (по данным АЕБ, продажи в январе-июле упали на 35 процентов) тоже могут себе позволить только самые популярные марки, да и то за счет удорожания новинок.
Немалую роль играет также манипулирование спросом, когда компании, так или иначе, объявляют о грядущем массовом повышении цен на свои машины. Иногда спрос формируется стихийно, как было в конце прошлого года, когда на фоне девальвации покупатели сметали не только бытовую технику и предметы интерьера, но и автомобили.
Стоит ли бежать в автосалоны и срочно скупать авто перед подорожанием? Некоторые представители старшего поколения, пережившие войну, услышав новости про экономические трудности в стране, бежали в магазины скупать сахар, соль и спички. Так же поступают многие «белые воротнички», напуганные новостями о грядущем подорожании авто. С одной лишь разницей, что покупка спичек менее разорительна для семейного бюджета. В то же время ажиотажный спрос создает искусственный дефицит на рынке. А поскольку за ним следует резкий провал спроса, из-за такой ситуации страдают и производители, и дилеры, и сами автовладельцы — цены на запчасти и обслуживание также идут вверх.