Интрига вокруг судьбы универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль», которые построены во Франции по заказу ВМФ России, но так и не переданы заказчику, постепенно приближается к развязке. В ближайшее время возможно появление нового заказчика, который станет в итоге обладателем построенных для России кораблей.
«Мистрали» уже давно превратились для всех участников процесса (в особенности для Франции) в своеобразный чемодан без ручки: и нести тяжело, и выбросить жалко. Поиски альтернативного покупателя для кораблей типа «Мистраль» начались после первых же сообщений о возможных затруднениях с их поставкой первоначальному заказчику.
Набор вариантов поначалу был широк: от ВМС Франции до объединенных сил НАТО. Однако параллельно поиску выхода, устраивающего Москву и Париж, кандидатов в покупатели становилось все меньше.
ВМС Франции
Этот вариант и возник, и отпал одним из первых. Французский флот уже располагает тремя кораблями данного класса: собственно «Мистраль» и два его систершипа — «Тоннер» и «Диксмюд». Постройка третьего уже рассматривалась как излишняя роскошь в условиях экономического кризиса и была завершена главным образом в порядке социальной нагрузки — чтобы сохранить рабочие места на верфи в Сен-Назере.
Четвертый и пятый корабли, аналогичные по ТТХ и почти аналогичные по конструкции, но серьезно отличающиеся по оборудованию, были Франции совершенно не нужны.
ВМС США
Тем более они были не нужны американскому флоту. США уже сорок лет подряд строят собственные УДК огромных размеров и стоимости. Последовательно сменяющие друг друга на верфях сорокатысячетонные корабли типа «Тарава», «Уосп» и «Америка» полностью закрывают потребность самого сильного флота планеты в боевых единицах этого класса.
Тем не менее некоторое время «американский вариант» рассматривался всерьез. Вашингтон был основным инициатором расторжения контракта, и многие полагали, что он должен выкупить эти корабли если не для использования, то для хранения или утилизации — просто чтобы компенсировать союзнику расходы на возмещение ущерба Москве.
Объединенные ВМС НАТО
Военная мощь самого крупного в мире альянса складывается из возможностей каждого его участника, при этом постоянно действующих соединений «общенатовского» подчинения немного, а бюджет самой организации не слишком велик.
Некоторое время и в Париже, и в Брюсселе рассматривали вопрос о выкупе обоих «российских» кораблей для использования в совместных операциях блока, но в итоге так и не решили, за чей счет будет совершена эта покупка. Кроме того, как и в случае с вашингтонским вариантом, препятствием наверняка стала бы позиция Москвы, без согласия которой изменить паспорт конечного заказчика невозможно. Многие политики, разумеется, эту позицию с удовольствием бы проигнорировали, но логика бизнеса подобного пренебрежения традициями деловой этики не приветствует.
Китай
Первый вариант из числа более-менее реальных с точки зрения совмещения позиций Москвы и Парижа. По имеющейся информации, ВМС Народно-освободительной армии Китая интересуются кораблями этого типа, несмотря на существование собственных проектов универсальных десантных кораблей.
Интерес обусловлен как традиционным для КНР стремлением поближе ознакомиться с современными технологиями в важной военной сфере, так и возможностью быстро получить два корабля отработанного типа, которые можно в считанные месяцы ввести в состав флота (особенно учитывая помощь России в подготовке специалистов и поставку знакомых Китаю российских вертолетов). Однако данный вариант вызвал возражения уже у Вашингтона, не приветствующего расширение возможностей флота одного из сильнейших своих оппонентов.
Индия
Вариант, который мог бы устроить все стороны, если бы доктрина индийского флота предполагала экспедиционные операции. Тем не менее ВМС этой страны при весьма внушительных размерах обладают достаточно скромным экспедиционным компонентом и ориентированы главным образом на локальные тактические десанты силами до взвода-роты, что исключает использование таких крупных боевых единиц.
Вьетнам
Еще один вариант, который мог бы устроить всех. Потребность в экспедиционном потенциале у Вьетнама, оспаривающего китайские притязания на ряд окрестных островов, вполне очевидна. Однако такая покупка преждевременна, поскольку вьетнамский флот пока не располагает достаточным числом эскортных кораблей, а экономическая ситуация не благоприятствует дорогим экспериментам. В конце концов, главной статьей расходов на флот во Вьетнаме еще долго будет оставаться укрепление недавно созданного подводного флота, укомплектованного российскими подлодками проекта 636.
Малайзия
Еще одна крупная держава Юго-Восточной Азии, у которой масса реальных и потенциальных споров за клочки земли на просторах южных морей. Предположительно Малайзия до сих пор остается в коротком списке потенциальных покупателей, и сбрасывать этот вариант со счетов пока не стоит.
Бразилия и соседи
А вот латиноамериканский гигант, судя по всему, покупателем не станет — как из-за экономических проблем, так и в силу отсутствия задач, требующих наличия кораблей подобного класса. Экспедиционные операции в бразильской доктрине пока не значатся.
Куда более интересен этот класс кораблей для ВМС Аргентины, с их вечным спором о принадлежности Фолклендского (Мальвинского) архипелага. Однако бюджет Буэнос-Айреса еще меньше, чем у других кандидатов, располагает к подобным покупкам.
Арабский вариант
Это, видимо, наиболее вероятный исход как минимум для одного из кораблей, а возможно, что и для обоих. В качестве конечного оператора назывались ОАЭ, Саудовская Аравия и Египет. Скорее всего, именно Каир в итоге получит новую боевую единицу (или две) — с финансовой помощью Эр-Рияда. Подтверждением этого варианта стали сообщения о готовящемся контракте на поставку Ка-52, особенно после появления информации о том, что Египет может получить морскую версию этого вертолета, специально созданную для российских «Мистралей».
Назначение кораблей в составе ВМС Египта, в общем, очевидно. Красное море становится все более горячим регионом, а в связи с крушением государственных институтов в Ливии и конфликтов в Сирии осложнения начинаются и в Средиземноморье. В этих условиях страна, изрядная часть финансового благополучия которой зависит от бесперебойного судоходства через Суэцкий канал, нуждается в средствах контроля за морем. Вертолетоносец с ударными машинами и батальоном морской пехоты на борту при поддержке корветов и катеров вполне может выполнять эту роль, особенно с учетом того, что главный противник — иррегулярные формирования на катерах со стрелковым оружием.