Этой осенью авиаперевозчики по всему миру испытывают проблемы: «Трансаэро» обанкротилась, работники Air France ведут позиционные бои с собственным руководством. Страдают же более всего пассажиры — и наиболее состоятельные из них нередко выбирают иные методы перемещения по воздуху, нежели услуги обычных авиакомпаний. Кто-то выбирает аренду бизнес-джета — расходы во многих случаях вполне сопоставимые с ценой билета первого или даже бизнес-класса; кто-то и вовсе приобретает собственный летательный аппарат. Второй вариант — если, конечно, владелец не собирается совершать перелеты на дальние расстояния — зачастую тоже сопряжен с тратами, не намного большими, чем на приличный автомобиль. «Лента.ру» решила бегло сканировать текущие предложения на рынке частных авиаперевозок.
Воздушные суда, как и суда морские, фрахтуют — и цена фрахта сильно варьируется в зависимости от расстояния полета, класса самолета, времени вылета и прилета, времени простоя и услуг на борту. В среднем в России час полета легкого бизнес-джета (Cessna Citation Mustang) обойдется в 2-2,5 тысячи евро, среднего (Gulfstream G200) — в 3-3,5 тысячи, тяжелого (Embraer Legacy 600) — от 4 до 8 тысяч. Сюда не входят расходы на обслуживание в полете (стюардессы и прочее), аэропортовые сборы и оплата посадки. Наибольшей популярностью среди клиентов пользуются два последних класса самолетов — вместимостью 6-8 и 8-16 пассажиров с дальностью полета 4-6 и 6-8 тысяч километров соответственно. Точно так же, как и при покупке обычных авиабилетов, фрахт обойдется дешевле при заказе заранее, но большинство операторов обычно держат хотя бы одну машину «под парами» для срочных заказов. Минимальное «время подачи» — три часа. Столько требуется на получение разрешения на вылет, согласование воздушного коридора и предполетную подготовку. Дополнительные расходы значительно увеличивают цену полета, поэтому экономный богатый пассажир может выбрать для прилета в пункт назначения ночное время, когда тарифы на аэропортовое обслуживание существенно ниже.
Другой популярный способ сэкономить — использование empty leg. На профессиональном жаргоне перевозчиков так называются потенциально порожние рейсы, совершаемые в аэропорт базирования зафрахтованным в один конец самолетом. Разумеется, чартерные компании не хотят возить воздух, стараясь продавать места на этих рейсах, пусть и с большой скидкой. Минусом может быть соседство с незнакомыми людьми — некоторые компании предлагают выкупить не весь рейс, а лишь места на нем, подобно обычным авиаперевозчикам. Надо иметь в виду, что цена перелета оговаривается в каждом конкретном случае с учетом пожеланий клиента, как при обычном фрахте, так и при empty leg. Чтобы представить коридор цен, приведем некоторые текущие предложения по empty leg. Например, перелет из Внуково в Лондон (Лутон) на восьмиместном Cessna Citation Sovereign обойдется в 15900 евро (предложение действительно до 7 октября), до 9 октября можно слетать из Ростова в Хельсинки на 13-местном Embraer Legacy 600 всего за 14700 евро, а желавшие 6 октября добраться из Куала-Лумпура в Баку имели редкий шанс воспользоваться стоявшим в тот день в аэропорту Султан Абдул Азиз Шах A319 Airbus Corporate Jetliner, бизнес-джетом супер-класса, созданным на базе стандартного среднемагистрального аэробуса A319 — с той разницей, что салон, рассчитанный на полторы сотни пассажиров эконом-класса, в нем отведен двум десяткам VIP-персон. Правда, и обошлось бы такое удовольствие недешево, даже с дисконтом — от 98 тысяч евро за восьмичасовой полет, без учета дополнительных расходов.
Заказать бизнес-джет в России несложно — на сайтах практически всех чартерных компаний есть соответствующий сервис. Многие располагают собственным флотом, но также занимаются оказанием услуг по фрахту воздушных судов у других перевозчиков. Большинство самолетов — западного производства, хотя у некоторых еще сохранились и древние советские Як-40 в 16-местной VIP-комплектации.
Увы, покупка даже карликового реактивного Cessna Citation опустошит карман миллиона на два в общеевропейской валюте, а солидный 12-местный Dassault Falcon потянет на несколько десятков миллионов (хотя подержанные самолеты можно найти на рынке и за четверть исходной цены). К тому же после приобретения собственного мини-лайнера придется потратиться на экипаж (по оценкам экспертов, не менее 700 тысяч евро в год) и на техническое обслуживание. Куда проще тем, кто сам имеет лицензию пилота и не планирует летать слишком уж далеко. Новая Cessna 172 (один из самых распространенных в мире малых самолетов с поршневым двигателем) обойдется «всего» в 300-350 тысяч долларов плюс таможенное оформление. Если поискать, на вторичном рынке можно найти такую машину в приличном состоянии значительно дешевле — на торговых площадках в интернете сейчас предлагаются «172-е» российского базирования за 2,5-3 миллиона рублей, то есть по цене не самого дорогого автомобиля. В 8-9 миллионов рублей встанет авиаэкзотика — гидросамолет Lake Buccaneer. За те же деньги можно найти и подержанный вертолет Robinson 44 или отечественного «старичка» Ми-2.