Сирийский экспресс

Кто подставил плечо Башару Асаду

2290432 24.09.2013 Участники митинга в поддержку президента Сирии Башара Асада и президента России Владимира Путин в Латакии. Андрей Стенин/РИА Новости
Фото: Андрей Стенин / РИА Новости

В мае 2011 года Евросоюз ввел санкции на поставки оружия в Сирию. Внутриполитический конфликт в этой стране, постепенно перераставший в гражданскую войну, тогда оценивался как прелюдия к скорому свержению правительства Сирии руками поддержанной Западом оппозиции. Однако вскоре ситуация изменилась.

Россия, воздержавшаяся в свое время от блокирования резолюции 1973 Совбеза ООН, положившей начало открытому вмешательству НАТО в конфликт в Ливии, на сей раз прямо и недвусмысленно поддержала руководство Сирии. Это сразу придало конфликту в этой стране иной характер. Получая из России боевую технику и вооружение, а также благодаря помощи Ирана, Дамаск смог оказать вооруженным отрядам оппозиции, поддерживаемым западными странами, Турцией и монархиями Персидского залива, жесткое сопротивление, не допустив распада армии и силовых структур.

До «Алаида»

Военно-техническое сотрудничество РФ и Сирии поддерживалось и ранее, хотя его объемы были совершенно несопоставимы с советским периодом. С началом боевых действий они стали расти.

Номенклатура поставок, впрочем, серьезно изменилась. Раньше в контрактах с Дамаском весьма значительную роль играла авиация и системы ПВО, однако после того как конфликт разгорелся в полную силу, поставки боевых самолетов были фактически остановлены, а систем ПВО — значительно сокращены. В частности, Дамаску так и не передали обещанные системы С-300.

В условиях противостояния с многочисленными иррегулярными формированиями сирийские военные нуждались прежде всего в восполнении быстро расходуемых запасов техники и вооружения сухопутных войск, отодвинув амбициозные планы перевооружения на потом.

Заказанное Дамаском вооружение шло из России главным образом по морю — на зафрахтованных гражданских судах из балтийских или черноморских портов. И именно на море произошли два инцидента, послуживших главной причиной развертывания операции, которую в российской, а затем и в зарубежной прессе назвали «Сирийским экспрессом».

11 января 2012 года судно «Чариот» компании Westberg Ltd под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины, совершавшее рейс из Санкт-Петербурга в Латакию, было досмотрено в кипрском порту Лимассол. На борту находился груз компании «Рособоронэкспорт» — основного экспортера российского вооружения и военной техники.

Власти Кипра, несмотря на эмбарго ЕС, позволили судну продолжить путь, но с условием изменения маршрута. Ожидалось, что «Чариот» направится в Турцию, однако в итоге корабль прибыл в другой сирийский порт — Тартус, при этом с борта было снято оборудование системы AIS (Automatic Identification System), используемое для установления местонахождения и курса торговых судов.

Власти США обратились к российскому руководству с просьбой дать разъяснения о характере перевозимого груза. Москва от объяснений отказалась. Как сообщил на пресс-конференции глава МИД Сергей Лавров, действия России соответствовали международному законодательству. Министр добавил также, что Москва не будет руководствоваться односторонними санкциями, введенными другими государствами.

В июне 2012 года близ побережья Шотландии был остановлен сухогруз «Алаид», у которого по требованию британского правительства отозвали страховку, ранее выданную компанией Standard Club. Сухогруз доставлял в Сирию отремонтированные в России вертолеты Ми-25 (экспортная версия вертолета Ми-24Д) и системы ПВО.

«Алаид» находился в собственности компании Volcano Shipping NV, зарегистрированной на Кюрасао, оператором выступала сахалинская компания ФЕМКО. Корабль без последствий вернулся в российские воды, выгрузив военный груз в Мурманске, однако стало ясно, что схему поставок нужно менять. К риску ареста гражданских транспортов добавился еще один, не менее, если не более существенный: перевозчик такого груза мог лишиться страховки, что практически исключало возможность фрахта торговых судов для военных перевозок в Сирию.

Запуск экспресса

Оставалось только задействовать ВМФ, располагающий как набором вспомогательных судов, так и десантными кораблями. Главное преимущество военного корабля — его флаг, дающий права экстерриториальности. Попытка ареста или задержания такого корабля равносильна нападению на страну, которой он принадлежит.

Корабли ВМФ уже эпизодически использовались для транспортировки некоторых специальных грузов из России в Сирию, но теперь флот фактически превращался в единственного оператора, способного доставлять грузы такого рода.

Рейсы больших десантных кораблей (БДК) Черноморского флота по маршруту Новороссийск — Тартус начались уже летом 2012 года. Но на Черном море кораблей этого типа не хватало, пришлось задействовать и другие флоты. В восточном Средиземноморье иной раз находилось 5-6 российских БДК сразу.

Дальние походы

В ходе операции российские БДК проекта 775, в свое время построенные в Польше по заказу ВМФ СССР в 1970-80-х годах, продемонстрировали выдающуюся надежность. Не сильно уступали им и корабли проекта 1171 советской постройки 60-х годов.

Так, 18 декабря 2012 года на боевую службу из Балтийска вышел БДК Балтфлота «Александр Шабалин». Ожидалось, что поход продлится 2,5-3 месяца, но «Шабалин» побил все рекорды, вернувшись на главную базу Балтфлота лишь 14 января 2014 года. Корабль провел в море без малого 13 месяцев — 392 дня, в том числе 283 ходовых суток, пройдя 47,1 тысячи миль (более 87,2 тысячи километров, что больше двух длин экватора). За это время он разгрузился в Тартусе 12 раз. Кроме того, принял участие в учениях ВМФ России в Черном и Средиземном морях.

Российские корабли ненадолго заходили в Новороссийск для погрузки, Тартус или Латакию для разгрузки — и снова в море. Так, БДК Тихоокеанского флота «Пересвет» и «Адмирал Невельской» вернулись домой во Владивосток лишь спустя 281 сутки, проведя в походе 9 месяцев и 6 дней.

В среднем длительность боевой службы для «десантников» превысила полгода, причем многие корабли за это время прошли этот цикл два-три раза и более. В общей сложности Сирии помогали 16 из 19 БДК, находящихся в составе ВМФ России, в каждый отдельный год на маршрут экспресса выходило, как правило, 9-10 кораблей.

Год Число рейсов БДК в Сирию Число задействованных БДК
2013 29 9
2014 46 10
2015 (до сентября) 44 9

«Сирийским экспрессом» по маршруту Новороссийск — Тартус (или до Латакии) прошли шесть из семи кораблей Черноморского флота, по четыре десантных корабля Северного и Балтийского флотов (все имеющиеся), и два из четырех БДК Тихоокеанского флота. Общее число походов БДК по маршруту «Сирийского экспресса» по состоянию на конец лета 2015 года превысило 100, из них около 60% приходится на корабли Черноморского флота, более 20% процентов на балтийские, более 10% переходов сделали БДК Северного флота, и оставшееся число пришлось на тихоокеанские корабли.

Длительными походами отличились и другие боевые корабли, многие из которых в период 2012-2014 годов провели на боевой службе 150 суток и более. Интенсификация выходов ВМФ России в Средиземное море в целом совпадала с очередными обострениями у берегов Сирии, однако, к сожалению, возможности флота серьезно ограничивались старением корабельного состава и его резким сокращением в постсоветские годы. Россия наверняка держала бы у сирийских берегов более внушительную группировку ВМФ, однако из числа надводных кораблей 1-го ранга в боевой линии на западе сегодня находится лишь крейсер «Москва», флагманский корабль Черноморского флота, ныне возглавляющий российское соединение в Средиземноморье.

Год Флот Число задействованных БДК
2013 Балтийский 3
2013 Черноморский 4
2013 Северный 0
2013 Тихоокеанский 2
2014 Балтийский 3
2014 Черноморский 4
2014 Северный 3
2014 Тихоокеанский 0
2015 (до сентября) Балтийский 2
2015 (до сентября) Черноморский 6
2015 (до сентября) Северный 1
2015 (до сентября) Тихоокеанский 0

Остальные крупные корабли «западных» флотов России, к сожалению, не готовы к походу в Средиземное море. Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» только недавно вышел из ремонта и еще не приведен в боевую готовность. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» недавно встал на ремонт, который закончится уже после Нового года. Также пока не завершены ремонт и модернизация на однотипном с «Москвой» североморском «Маршале Устинове» и на самом ходовом корабле ВМФ России с 2000-х годов — БПК «Адмирал Чабаненко».

Дефицит инструмента

Конечно, на линию «сирийского экспресса» встали бы и предназначавшиеся для Тихоокеанского флота универсальные десантные корабли типа «Мистраль». Транспортные возможности 20-тысячетонных УДК слишком привлекательны, чтобы от них отказываться. ВМС Франции, в частности, уже использовали корабли этого типа для доставки военного снаряжения в Сенегал во время операции в Мали в 2013 году.

Как известно, вертолетоносцы России не достались, но необходимость наращивания экспедиционных возможностей флота вполне осознается руководством страны. О планах постройки десантных кораблей новых проектов «Ленте.ру» сообщал и главком ВМФ адмирал Чирков, и представители Объединенной судостроительной корпорации.

Пока же остается надеяться, что флоту хватит ресурса и ремонтных мощностей для поддержания в исправности имеющейся группировки БДК, и ждать ввода в строй первого корабля нового проекта 11711 «Иван Грен». Сирийская глава не дочитана еще и до середины, а история не завершится и с ее окончанием.

Обсудить
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
Ради денег и справедливости
Взлет и падение создателя величайшей наркоимперии
ALANYA, TURKEY - DECEMBER 1, 2016: Russia's Foreign Minister Sergei Lavrov (L) and his Turkish counterpart Mevlut Cavusoglu at a ceremony to sign joint documents following a meeting of the Russian-Turkish Joint Strategic Planning Group (JSPG) at the Rubi Platinum Hotel. Alexander Shcherbak/TASSКурортный роман
О чем на берегу Средиземного моря договорились главы МИД России и Турции
Франсуа ФийонПравый друг
«Пророссийский кандидат» Франсуа Фийон — фаворит президентской гонки во Франции
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
«Великобритания не знает, относится ли она к Европе»
Даг Уоллас о русской и британской литературе и самосознании
INDIO, CA - OCTOBER 14:  (L-R) Musician Keith Richards, singer Mick Jagger and musician Charlie Watts of The Rolling Stones perform during Desert Trip at the Empire Polo Field on October 14, 2016 in Indio, California.  (Photo by Kevin Winter/Getty Images)Че-то приуныли
Как The Rolling Stones записали первый альбом за 11 лет — возможно, и последний
Девочки или виденья
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Союзников» до «Плохого Санты 2»
Ленинград в зазеркалье
Как питерские фотографы-любители определили эстетику конца XX века
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
Дмитрий МедведевПо секретным каналам
Где раскрываются тайны российской политики
Прикормленные детки
Как политическую элиту США посчитали сектой педофилов
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить