Разделить национальное достояние

Удастся ли забрать у «Газпрома» транспортную составляющую

Фото: Сергей Карпухин / Reuters

В последнее время участились сообщения о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена инициировать разделение транспортной и добывающей составляющих «Газпрома».

Две недели назад начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин заявил, что его служба призывает создать на базе «Газпрома» отдельную газотранспортную компанию.

Спустя неделю РБК, ссылаясь на заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, сообщила, что уже в октябре должна собраться президентская комиссия по ТЭК, на которой будет рассмотрен вопрос разделения «Газпрома».

Насколько реально при этом в действительности разделить газового монополиста на две составляющие, сейчас не берется рассуждать ни один эксперт. Тем не менее частота информационных сигналов говорит о том, что тема уже в стадии обсуждения. «Лента.ру» решила проанализировать, каким образом разделение «Газпрома» может состояться.

Первые ростки

Правила, по которым независимым производителям газа предоставляется недискриминационный доступ к газотранспортной системе «Газпрома», начали разрабатываться в 2007 году. Инициатором процесса стал тогда первый вице-премьер Дмитрий Медведев, выдавший соответствующие распоряжения ФАС и Минэнерго. Последнюю версию документа ФАС внесла в правительство в июле 2014 года.

После этого мысль о том, что «Газпрому» нужно потесниться на привычном для него месте, прозвучала из уст президента «Роснефти» Игоря Сечина, предложившего российскому премьер-министру Дмитрию Медведеву изменить порядок доступа независимых производителей газа к газотранспортной системе (ГТС) «Газпрома», реформировать систему тарифов и усилить контроль за монополистом.

В двух письмах председателю правительства, отправленных в конце августа 2014 года, Сечин утверждал, что «Газпром» допускает независимых производителей к ГТС по своему усмотрению: нормативной базы для этого нет, согласования длятся месяцами, что приводит к неисполнению договоров и штрафам. Из-за этого, писал Сечин, приходится закачивать газ в подземные хранилища (ПХГ), которые также принадлежат «Газпрому», — на их использование устанавливаются запретительные тарифы, что делает торговлю газом в России при использовании ПХГ убыточной.

По словам главы «Роснефти», договоры на транспортировку газа не заключаются более чем на пять лет, что создает риски: месторождения разрабатываются по 30 лет, а контракты с потребителями заключаются на 15-25 лет. Кроме того, он утверждал, что «Газпром» вынуждает независимых производителей газа продавать ему газ по нерыночной цене. Транспортировку газа Сечин также оценивал как очень дорогую, делающую невыгодными поставки голубого топлива с Ямала и из Западной Сибири на юг и запад страны. При этом, по его словам, своим «дочкам» «Газпром» устанавливает тариф на 15 процентов ниже.

Для контроля за тарифами «Газпрома» и доступа к ГТС Сечин предлагал создать три специальные комиссии при правительственной комиссии по ТЭК, ФАС и ФСТ.

На повестке дня

За год, прошедший со времени обращения главы «Роснефти» к премьер-министру, идея трансформировалась в предложение разделить «Газпром» на добывающую и транспортную составляющие. Наиболее громко заявления об этом звучат со стороны ФАС: там полагают, что разделение газового монополиста позволит ФАС получить прозрачное тарифообразование на транспортировку газа. В частности, как заявлял Махонин, выделение из «Газпрома» транспортной составляющей приведет к созданию равных условий по доступу к трубопроводам для остальных производителей газа: «Я уже написал правила недискриминационного доступа к системе "Газпрома". Они уже внесены в правительство. Мы рассчитываем, что правительство все-таки найдет в себе политическую силу и мотивацию и примет до конца года эти правила».

По информации РБК, на президентской комиссии по ТЭК с предложением выделить из «Газпрома» транспортную составляющую выступит глава ФАС Игорь Артемьев. В антимонопольной службе рассчитывают, что правительство до конца года примет разработанные ФАС правила недискриминационного доступа к газотранспортной системе «Газпрома».

Как отметил 2 октября Игорь Артемьев, «транспортировка должна быть по учету внутри "Газпрома" выделена в дочернее зависимое общество с отдельным балансом — тогда мы точно узнаем, сколько стоит добыча, сколько транспортировка, и тогда всех этих непонятных цифр не будет». Забавная деталь: тогда же, на Сочинском инвестиционном форуме, он обратил внимание на рекламу «Газпрома» и отметил, что национальным достоянием России являются ее люди, а не газовый монополист.

Сложный диалог

Практически все эксперты, опрошенные «Лентой.ру», отметили, что если разделением «Газпрома» на две составляющие займутся всерьез и перейдут от слов к делу, этот процесс может занять очень много времени.

В пресс-службе самого «Газпрома» «Ленте.ру» не удалось получить комментарий относительно намерения ФАС инициировать вопрос о разделении концерна.

По мнению эксперта РЭУ имени Плеханова Игоря Астафьева, разделение может состояться только в том случае, если будет пересмотрена газовая стратегия России. При этом он отмечает, что долгосрочная (до 2035 года) схема развития газовой отрасли должна учитывать ключевые ее запросы и предусматривать создание единой современной газовой инфраструктуры.

Ведущий эксперт инвестиционной компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что в текущий момент нельзя предположить, что это будет за реформа, как она будет проводиться и как она отразится на газовой отрасли страны: «Сейчас можно сказать лишь следующее. Во-первых, совершенно не факт, что это предложение будет принято. Во-вторых, сделать процесс ценообразования прозрачным можно и менее радикальными способами. В-третьих, если даже допустить, что решение будет принято, все будет зависеть от того, в какой именно форме это будет осуществлено и на каком временном горизонте это будет сделано».

При этом Дмитрий Баранов выразил надежду, что в том случае, если будет принято решение разделить «Газпром», реформа будет проведена таким образом, что не пострадает ни сам газовый монополист, ни новая газотранспортная система.

«На самом деле такое решение можно только приветствовать», — говорит Александр Базыкин, управляющий партнер консалтинговой компании Heads. По его мнению, несмотря на сложность подобного разделения это приведет к упрощению системы работы и монополиста, и рынка. «В том, что зачастую действия "Газпрома" нарушают конкуренцию на этом рынке, ФАС абсолютно права, на это не раз жаловались другие компании, в первую очередь — частные, и не только "Роснефть" будет рада происходящему. В целом весь газовый сектор заинтересован в таком развитии событий, кроме, пожалуй, самого "Газпрома", для которого разделение будет представлять потерю некоторых ниш и контроля над сектором», — считает Базыкин.

Директор аналитического департамента инвестиционной компании «РЕГИОН» Валерий Вайсберг предупреждает, что «разделению "Газпрома" препятствует значительный объем долговых обязательств — кредиторы в случае реорганизации компании могут потребовать досрочного погашения займов». А Виталий Цветков, руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» делает акцент на крайне важную социальную роль газового монополиста: «"Газпром" отвечает за выполнение социальной функции — газоснабжение внутрироссийских потребителей, а также за выполнение международных договоров. Не удивительно, что его "дочки" имеют приоритет при доступе к трубе и более низкую стоимость прокачки, чем другие компании», — говорит эксперт.

«Разделение на транспортную и добывающую составляющую изменит отрасль, добавив ей прозрачности, и этот факт будет иметь далеко идущие последствия, — считает директор по развитию инвестиционной компании QB Finance Маргарита Горшенева. — Это будет единая госкомпания, в которой одни дочерние предприятия занимаются добычей, другие — транспортировкой, и по их балансам можно будет четко видеть, сколько стоит одно и сколько — другое».

подписатьсяОбсудить
10:49 28 сентября 2016

«Автошколы — это бизнес, не нужно на них цыкать»

Председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев о водительской реформе
Шедевр под носом
Самые популярные фотографии Instagram за сентябрь
Рожать нельзя помиловать
Как живет страна, где за аборт можно получить 10 лет тюрьмы
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
Осенний набор
Все премьеры Парижского автосалона
Париж-2016
Репортаж с Парижского моторшоу: день первый
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США