Вечером 8 октября «Яндекс», купивший «Кинопоиск» в октябре 2013 года, объявил о его перезапуске. Обновление сайта сразу вызвало множество негативных отзывов: кинолюбители жаловались на интерфейс, дизайн, непривычную функциональность. Даже составили петицию о возвращении старого «Кинопоиска». «Лента.ру» проанализировала ситуацию.
Помимо редизайна, главным нововведением на сайте стала агрегация фильмов, сериалов, телепередач, доступных через партнеров (всего их девять — ВГТРК, Tvzavr, Megogo, «СТС Медиа», Rutube и другие). «Яндекс» таким образом заявил о своем намерении поддерживать площадки с легальным контентом. Полностью платный контент предоставили онлайн-кинотеатры «Аййо» и «Амедиатека» (последняя славится эсклюзивными правами на многие популярные шоу, в том числе «Игра престолов» и «Настоящий детектив»). Это позволило кинопорталу создать новую модель монетизации и получать вознаграждение за каждый просмотр видео на своей площадке, процент от оплаченной там подписки или покупки контента.
В обновленном интерфейсе персональные папки пользователей в профилях, где можно было хранить ссылки на фильмы и сериалы, сменились «Коллекциями». Появился раздел «Мое кино», позволяющий добавлять фильмы в закладки и группировать их по жанрам и другим категориям, например, срокам проката или местам онлайн-хранения. Также в новом «Кинопоиске» улучшен алгоритм рекомендаций лент к просмотру, основанный как на технологии «Диско» от «Яндекса» (используется в сервисах компании, например, «Музыке»), так и собственных разработках сервиса.
Важно, что теперь аккаунт в «Кинопоиске» автоматически связан с учетной записью «Яндекса». Поэтому все, имевшие профиль только на киноресурсе, обязаны получить регистрацию и в сервисе «Яндекс.Паспорт». При заходе на сайт зарегистрированному пользователю один раз предложат пройти процесс связывания профилей. Если этого не сделать, доступ к «Кинопоиску» будет ограниченным.
В связи с большим акцентом на интеграцию с онлайн-кинотеатрами редакционный контент ушел на второй план. Так, блок «Новости кино» находится в подвале сайта и отсылает почему-то на посты на странице «Кинопоиска» во «ВКонтакте». Между тем в «Яндексе» уверили, что команда авторов остается работать в прежнем режиме.
После перезапуска в Рунете на новую версию ресурса и сам «Яндекс» обрушился шквал критики. Хештег #вернитестарыйкинопоиск и #кинопоиск выходили в тренды русскоязычного Twitter.
Когда зашёл на обновленный #Кинопоиск pic.twitter.com/rivJzdHdLM
— Менди|Rhythm Inside (@Key_Felicis) 9 октября 2015
#вернитестарыйкинопоиск самый функциональный сайт отечественного Рунета о кино был раздавлен прессом коммерции и газетного дизайна.
— WebInteractive (@iqwebstudio) 9 октября 2015
Каким сайтом можно заменить @kinopoiskru #вернитестарыйкинопоиск pic.twitter.com/XXJU28s7MP
— Астрид Бердже ФриЗби (@FrezzZhome) 9 октября 2015
RIP старый @kinopoiskru со статистикой просмотров и удобным интерфейсом. @yandex гори в аду #вернитестарыйкинопоиск pic.twitter.com/mlQiUMTXlY
— Victoria Krupa (@Krupatato) 9 октября 2015
Ребята из КП разбили мне сердце #вернитестарыйкинопоиск pic.twitter.com/AFxmWNNATK
— la tranche au lait (@ponastoyashemu) 8 октября 2015
Был создан специальный сайт newkinopoisk.ru, который начал агрегировать отзывы в соцсетях на нововведения «Кинопоиска». На данный момент негативных отзывов там 96 процентов.
Другие пользователи быстро организовались и оформили петицию на Change.org.
«Очень многие посещали ваш сайт с самого его основания. Интерфейс «Кинопоиска» был многофункционален, крайне информативен и удобен. Но с такими резкими изменениями все совершенствования на протяжении стольких лет оказались напрасными — новый сайт просто невозможно узнать», — говорится в обращении.
Как отмечают авторы петиции, больше всего пользователи скучают по папкам, новостной ленте, привычным спискам фильмов, а также по строчной структуре вместо плиточного дизайна.
Также в соцсетях жалуются на, по-видимому, измененный алгоритм учета знаменитого рейтинга «Топ-250». Так, на первом месте оказался «Форест Гамп», на втором — «Интерстеллар», что всех смутило. Традиционно рейтинг лучших фильмов, как и в IMDB (крупнейшая англоязычная база фильмов), возглавляли «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля».
Зелёная миля была в Top-5, а теперь 37-ая. ЧТО ВООБЩЕ!?!??! #Кинопоиск #вернитестарыйкинопоиск
— Ilya Bogdanov (@Cat_the_WaRr1oR) 9 октября 2015
На пресс-конференции представители компании объявили о грядущих нововведениях и в мобильных приложениях. Пользователи дальновидно ищут пути обхода:
Яндекс убил Кинопоиск. Верните сайту функциональность! Обновлять приложение на iOS нельзя, как сохранить версию? #вернитестарыйкинопоиск
— Victor Victorov (@victor_v_flash) 9 октября 2015
Подлил масла в огонь и сам основатель «Кинопоиска» Виталий Таций, назвав перезапуск провалом. «Это провал. Войдет в учебники — про то, как не надо делать. "Яндекс" умудрился совершить все ошибки, которые можно было совершить. Наступил на все грабли, на которые можно было наступить», — написал он, охарактеризовав продукт резким эпитетом.
«Хороший перезапуск — это когда положительных отзывов больше, чем отрицательных, обычный перезапуск — это когда их 50/50, а провал — это когда отрицательных отзывов 100 процентов», — пояснил он и добавил: «Боюсь, что через пару лет "Кинопоиска" не будет. То есть вообще не будет. Очень жаль».
Дмитрий Суханов, один из основателей «Кинопоиска», также недоволен обновленным сайтом: «@lord_of_cookiez: Как вам мысль снести Версаль и на его месте поставить деревянный туалет с очком в грязном полу? Не очень? Вот и новый "Кинопоиск" не очень», — написал он в своем Facebook.
И Таций, и Суханов покинули проект после того, как «Яндекс» приобрел «Кинопоиск» за 80 миллионов долларов два года назад.
Дмитрий Сатин, основатель компании по оценке опыта пользования сайтами UsabilityLab, отметил, что новый дизайн ресурса получился невнятным, и скорее ориентированным на завсегдатаев «Кинопоиска», нежели на новичков. «Сайт стал как бы для тех, кто знает о чем он. А у нового человека не формируются правильные ожидания: то ли онлайн-кинотеатр, то ли афиша», — рассказал он «Ленте.ру». Более того, эксперт отметил, что сервис будет неудобен для людей, использующих специальные надстройки для браузера, например, скринридеры (инструменты для чтения вслух содержимого веб-страницы).
Генеральный директор «Лаборатории Артема Геллера», занимающейся разработкой сайтов (известна созданием kremlin.ru и government.ru), Артем Геллер, прокомментировал «Ленте.ру»: «Очень странно выглядит такой сырой (по всем статьям) старт. Насколько я знаю, работа над сайтом началась очень давно. Мы занимаемся перезапусками крупных государственных проектов, и нас бы подняли на вилы от такого количества нелояльных отзывов профессионалов и общественности».
По его мнению, изменения в «Кинопоиске» следует воспринимать как «запуск нового проекта с другими приоритетами и ценностями». «Именно поэтому так много негативных отзывов пользователей, которые навсегда потеряли то, что любили», — пояснил Геллер.
Несмотря на преобладание негатива, нашлись и те, кто положительно воспринял обновление киноресурса. Среди них, например, пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.
Наконец добрался посмотреть новый Кинопоиск — какой же он стал крутой! pic.twitter.com/SWq9O36cj6
— George Lobushkin (@lobushkin) 8 октября 2015
Чего все так ругают новый Кинопоиск @kinopoiskru Выглядит современно и очень удобно. Хороший шаг вперёд.
— Bogdan Vostrov (@bvostrov) 8 октября 2015
@darktermit а мне кинопоиск понравился, да и теги наружу, опрятно, в общем ключе, пространства много
— sarman (@sarman) 8 октября 2015
а мне нравится новый кинопоиск, в старом я блуждал как в фэйсбуке и быстро сбегал
— Elsewhere Except (@Kcahdp) 8 октября 2015
Че вы на кинопоиск гоните, дизайн стал более современным и эстетическим, скоро привыкните. Там не так и сложно разобраться.
— майни (@holy_cockles) 9 октября 2015
В самой компании вскоре ответили на шквал негатива. «Мы предвидели, что реакция будет острой — от отрицания до восторга. Так и получилось. Когда проект годами практически не меняется, аудитория остро реагирует на любые изменения», — прокомментировала «Ленте.ру» пресс-служба «Яндекса».
«Сейчас мы внимательно разбираем все обращения и стараемся отвечать на каждое. Наша главная задача — сделать все, чтобы помочь пользователям освоиться в новой версии, и продолжить развивать "Кинопоиск" благодаря идеям и пожеланиям нашей аудитории», — говорится в сообщении компании.
Трудности с интерфейсом, по словам «Яндекса», вызваны тем, что некоторые пользователи не связали аккаунт на «Кинопоиске» с профилем на «Яндексе», и поэтому не увидели свои оценки, списки и так далее. А во-вторых, как подчеркивает пресс-служба, те, кто не могут сразу найти свои списки фильмов, должны смотреть в раздел «Мое кино».
Дополнение.
В 20:00 «Яндекс» сообщил «Ленте.ру», что откроет старую версию на отдельном домене. «Мы просим прощения у всех, у кого возникли трудности с обновленным "Кинопоиском", и, как только это станет возможным технически, откроем для пользователей версию в прежнем дизайне на отдельном домене. Эта версия будет работать до тех пор, пока мы не убедимся, что подготовили все условия для комфортного переезда всех наших пользователей», — заявили в «Яндексе». Компания отказалась раскрыть какие-либо подробности новой инициативы.