Россия
18:26, 25 октября 2015

«Я намерен бороться» Алексей Чалый — о главных проблемах Крыма и Севастополя

Беседовала Екатерина Петухова
Алексей Чалый
Фото: Максим Копосов

Крымский полуостров — под угрозой отключения электроэнергии со стороны Украины. Председатель законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый рассказал о степени готовности Крыма к нештатной ситуации. Также «народный мэр» города федерального значения ответил на вопросы «Ленты.ру» о проблемах с освоением денег по ФЦП, сложных взаимоотношениях депутатов и правительства и о причинах своего отказа от поста губернатора.

«Лента.ру»: Алексей Михайлович, в приграничной с Крымом Херсонской области Украины одну за другой взрывают опоры линий электропередач. Экстремисты угрожают полностью отключить полуостров от энергоснабжения. Власти Крыма и Севастополя принимают какие-то меры?

Алексей Чалый: Превентивные меры были приняты еще полтора года назад, когда завезли большое количество генераторов малой мощности, которые способны обеспечить аварийное питание важных объектов. Таких генераторов сотни, они смонтированы и подключены. Так что катастрофической ситуации не будет. Но при этом надо понимать, что это мобильные генераторы, предназначенные для аварийных ситуаций, а не для работы в постоянном режиме. Единственное решение — либо развитие собственной генерации, либо поставка электроэнергии из материковой России. Насколько я знаю, в планах у Минэнерго есть кабельная вставка между Таманью и Керченским полуостровом на 300 мегаватт, но это только треть того, что нам нужно.

Если завтра Украина отключает электроснабжение, сколько полуостров продержится на генераторах?

Речь не идет о часах или днях, их полный ресурс изнашивается в течение нескольких месяцев. Это точно повлечет за собой веерные отключения и всякого рода неприятности, но наиболее важные объекты инфраструктуры будут функционировать в нормальном режиме.

В конце сентября непризнанный меджлис крымско-татарского народа объявил продовольственную блокаду полуострову. Это отразилось на ценах и ассортименте?

Безусловно, отразилось, но далеко не в той степени, на какую рассчитывали организаторы данной акции. Цены выросли несущественно. Ассортимент, конечно же, сократился, но, думаю, что это удар прежде всего по фермерам и сельхозпроизводителям Украины, а не по крымчанам. Устроители блокады только форсировали окончательный переход Крыма на собственное производство и на закупки в материковой России.

В Республике Крым есть некоторые проблемы с освоением бюджетных средств по Федеральной целевой программе (ФЦП), ряд проектов уже перенесли на 2016 год. Как обстоит дело с ФЦП в Севастополе?

В Севастополе в этом плане ситуация в процентах чуть лучше, чем в Крыму. Проблема, скорее, в том, что уровень подготовки отдельных мероприятий по ФЦП оказался на поверку очень низким, поэтому сейчас идут срочные корректировки. К сожалению, эти корректировки проходят в условиях спешки, в отсутствие внятных проектов. Это приведет к соответствующим последствиям. По-прежнему вносятся серьезные изменения. Например, на днях правительство Севастополя спонтанно перебросило из сферы развития города, туризма почти девять миллиардов на медицину. Подобные решения принимаются в течение одного дня, а речь идет о таких серьезных деньгах.

Хорошо, а законодательная власть как-то вмешивается в этот процесс?

Законодательная власть не может в этот процесс вмешиваться, это не входит в наши полномочия. Депутаты могут влиять на ситуацию только одним способом. Сейчас на основании в том числе ФЦП формируются государственные программы субъекта на ближайшую пятилетку. На основании этих госпрограмм делается бюджет региона. Поскольку законодатели принимают бюджет, естественно, мы должны согласиться с представленными проектами. В этом мы активно участвуем. Сейчас подготовлено большое количество экспертиз на эти программы, которых аж 46. Увы, качество многих из них ниже всякой критики, а некоторые вообще требуют полной переделки с нуля. В частности и те, что касаются экономического развития. А до принятия бюджета мало времени. Есть серьезные сомнения в том, что за такое время в принципе реально переделать пятилетние программы. Мы оказываемся в серьезном противоречии между смыслом и процедурой. Вот проблема, с которой Севастополь столкнется в ближайшее время. Таким образом сейчас мы закладываем серьезные риски под местный и под федеральный бюджет. Об этом недавно в интервью сказал руководитель администрации Кремля Сергей Иванов (об эффективности расходования бюджетных средств и ответственности чиновников — прим. «Ленты.ру»). Если качество планировочных документов на данный момент настолько неудовлетворительное, то о качестве исполнения вообще говорить не приходится. Надо думать, как выходить из сложившейся ситуации.

Город сам что-то зарабатывает?

Доходная часть по бюджетному плану на 2016 год — 7,7 миллиарда рублей. В прошлом году эта сумма была половиной от расходной части, в следующем году это будет в районе тридцати процентов. Степень дотационности существенно возрастает.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что депутатский корпус хороший, а все правительство плохое?

Нет. Депутатский корпус не самый мощный. Но надо понимать, что он попал в трудную ситуацию. Впрочем, как и правительство. Я нисколько не пытаюсь умалить заслуги правительства. Мы все находимся в неординарной ситуации. Если говорить о работе депутатов, то за две сессии было принято 109 законов. Вряд ли что-то подобное делалось в каком-то субъекте Российской Федерации. Разве что в Республике Крым примерно так же. Однако выяснилось, что существующий депутатский корпус не в состоянии грамотно и в нужные сроки сформировать повестку развития с точки зрения законов. Что, наверное, естественно, потому как законы сложные, территория непростая, находящаяся под санкциями и одновременно в свободной экономической зоне. Поэтому сейчас работаем над законами с привлечением внешних экспертных групп. Надеюсь, что на этой сессии примем первые такие законы. Я не могу сказать, что сейчас в Севастополе тот состав депутатов, который хотелось бы видеть в идеале. Но, хочу заметить, этих людей выбрали граждане. Вот кого выбрали, того выбрали. Однако у меня большие сомнения, что если бы мы сейчас переизбрали депутатов, то получили бы новое качество заксобрания. Могли бы получить хуже, это да. А с правительством, с моей точки зрения, проблема гораздо глубже. Там есть прямые серьезные нарушения, многие уже сидят в местах не столь отдаленных за «использование» существующих средств. И что касается подготовки будущего, тоже есть большие проблемы, как я уже сказал.

В июле много говорили о строительном бардаке в Севастополе, о застройке заповедников и прибрежных зон. В августе больше 22 тысяч горожан поставили свои подписи под обращением к президенту. Лейтмотивом была как раз эта тема. С тех пор что-то изменилось?

Ситуация не улучшилась. Продолжается активная застройка урочища Ласпи, например. Пожалуй, на сегодняшний день это самая острая проблема. Но позитивные моменты есть: создано две комиссии. Первая — межведомственная при полномочном представителе президента в КФО с привлечением различных федеральных структур, которые как раз занимаются исследованием вопроса, связанного с упомянутым вами обращением граждан. Эта комиссия должна была закончить работу 15 сентября, но сроки продлили, потому что ситуация оказалась гораздо хуже, чем представлялось изначально. Вторая — комиссия по сохранению и развитию культурно-исторического наследия Республики Крым и города Севастополя, созданная в сентябре указом президента. Ее возглавляет первый заместитель руководителя кремлевской администрации Вячеслав Володин. Я лично возлагаю очень большие надежды на эту комиссию, потому что у нас серьезнейшие нарушения со строительством на территории Херсонесской хоры. И это не единственный пример.

Летом в Москве анонсировали, что в правительстве Крыма и Севастополя на должностях заместителей министров и руководителей департаментов будут работать командированные федеральные чиновники. Всего 41 человек. В Севастополе много федералов сейчас?

Несколько человек зашло в наше правительство. Но это далеко от той квоты, о которой говорилось. Закон необходимый депутаты приняли — в части обеспечения этих чиновников жильем. Дальше повлиять на процесс мы не можем.

Совсем недавно был подписан указ о создании комиссии по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя, которую возглавил вице-премьер Дмитрий Козак. Что вы от нее ждете?

Я надеюсь, что Дмитрий Николаевич сможет организовать работу этой комиссии так, чтобы все-таки появился стратегический вектор в действиях нашей региональной власти. Потому что сегодня все напоминает хаотичное блуждание, закрывание тактически возникающих дыр. Я абсолютно убежден, что без конкретного понимания того, куда же мы движемся, без по-человечески написанных программ у нас не будет нормального развития. А это необходимо городу, потому как социальная напряженность растет от того, что ничего не меняется.

Но полтора года назад вы написали большой проект — концепцию стратегического развития Севастополя. Она на каком этапе реализации?

Ни на каком. Вообще не реализуется. Повторюсь: подготовленные правительством госпрограммы вообще не ориентируются на эту концепцию, существуют сами по себе. Наши наработки полностью проигнорировали. Хотя концепция стратегического развития Севастополя готовилась в администрации президента. Однако я сегодня не знаю таких людей в правительстве города, с которыми можно было бы обсуждать стратегию на будущее.

Вот этот конфликт между законодательной и исполнительной властью в Севастополе, о котором знают далеко за пределами полуострова, можно решить каким-то образом? И вообще, стоит ли выносить сор из избы?

Меня сам по себе конфликт не интересует. Меня интересуют действия правительства, не соответствующие видению большого количества людей. Это видение подробно изложено в концепции, за которую проголосовали жители Севастополя. Поэтому мы в рамках тех полномочий, что у нас есть, пытаемся влиять на решения исполнительной власти. Второй момент — это нарушение закона со стороны чиновников из правительства. Особенно это относится к вопросу о выделении земли — без конкурса, на невыгодных для города условиях. Это носит массовый характер. И я не могу с такой политикой согласиться, поэтому намерен с этим бороться как чиновник, давший определенные обязательства перед выборами. Вот моя открытая позиция, которую я озвучиваю как кулуарно в кабинете губернатору, так и публично в СМИ. Не будет подобных действий со стороны правительства — не будет и конфликта.

В свете ваших претензий к исполнительной власти логично будет спросить: вы не жалеете сейчас, что весной 2014 года по собственному желанию отказались от поста губернатора Севастополя?

Сложный вопрос. Потому как я не очень представляю, что бы мне пришлось вынести, окажись я на посту губернатора, и справился бы я со всеми задачами или нет. Но я не очень мучаю себя этим вопросом. Во-первых, решение уже принято, историю назад не развернуть. Во-вторых, надо понимать, что решение принималось мной в совершенно других условиях, чем сейчас. Тогда я поступил искренне, с открытыми глазами и позитивными ожиданиями. Сегодня рассуждения на тему «жалею или нет» ничего не изменят. Я стараюсь думать о том, что делать дальше с учетом существующей на сегодняшний день ситуации и с учетом приобретенных знаний.

< Назад в рубрику