Ралли вице-премьеров

Куда направляют свою энергию руководители кабмина

Фото: Екатерина Штукина / РИА Новости

Правительство внесло в Госдуму проект бюджета на 2016 год, одобрило повышение пенсионного возраста для чиновников, а премьер Дмитрий Медведев получил орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. С чувством выполненного долга руководители кабмина ищут новые сферы для применения своей энергии. «Лента.ру» проанализировала, у кого из вице-премьеров это получается лучше всего.

Юрий Трутнев

У «дальневосточного» вице-премьера намечается неплохой улов. По данным «Коммерсанта», Юрий Трутнев будет создавать в Приморье рыбоперерабатывающий кластер стоимостью 40 миллиардов рублей, а также возглавит правительственную комиссию по развитию рыбохозяйственного комплекса.

Иными словами, под трутневским контролем окажется отрасль, годовой объем выручки которой превышает 4,5 миллиарда долларов. Это при том, что по оценкам Трутнева не менее четверти отечественного рыбного промысла приходится на браконьеров.

Впрочем, браконьерство — далеко не единственная проблема. По данным Росстата, с начала года мороженая рыба подорожала более чем на 20 процентов. Снижение стоимости одного из самых популярных продуктов нельзя назвать неразрешимой задачей, но ее решение неизбежно ударит по карману нынешних лидеров отрасли и их контрагентов — транспортных компаний и поставщиков рефрижераторов. А у Юрия Трутнева и сейчас хватает недоброжелателей. Лишнее тому подтверждение — упразднение Минвостокразвития, предусмотренное новой административной реформой, которую, по данным РБК, разрабатывает Российская академия народного хозяйства.

Аркадий Дворкович

Отрасли, курируемые Аркадием Дворковичем, продолжают преподносить финансовые сюрпризы потребителям. С начала года продукты питания подорожали почти на десять процентов. Четвертую неделю подряд по 0,1 процента прибавляют цены на бензин. А РЖД, с одобрения профильного вице-премьера, добивается десятипроцентной индексации тарифов.

Антимонопольщики предлагают повышать железнодорожные расценки не столь радикально и в два этапа. В целях минимизации издержек Федеральная антимонопольная служба обращает внимание на формат финансирования спортивного клуба «Локомотив». Как отмечает глава ФАС Игорь Артемьев, «на тариф это вешать бессмысленно». Но Дворкович, в свою очередь, заверяет: «"Локомотив" и его система будут оставаться внутри системы РЖД. Поддержка будет продолжаться».

Александр Хлопонин

Борьба «природоохранного» вице-премьера с ПЭТ-тарой довела его оппонентов до Владимира Путина. Союз российских пивоваров обратился к главе государства с открытым письмом, в котором утверждается, что запрет соответствующей упаковки приведет к потерям федерального и региональных бюджетов, а также к значительным социальным проблемам, поскольку затронет не только саму пивоваренную индустрию, но и ряд смежных отраслей.

Впрочем, все отечественные пивовары вместе взятые не способны нанести Александру Хлопонину такого ущерба как один глава «Русала» Олег Дерипаска. Судя по недавнему интервью Financial Times, «алюминиевый король» очень не хочет, чтобы Россия подписывала новое соглашение по ограничению выброса парниковых газов. Хлопонин и курируемое им Минприроды придерживаются прямо противоположного мнения. Дополнительной остроты «экологическому» противостоянию добавляет тот факт, что вице-премьер и глава «Русала» неплохо знают друг друга еще с тех пор, когда Хлопонин руководил Красноярским краем. Причем их взаимоотношения уже тогда оставляли желать лучшего.

Дмитрий Козак

Благодаря Дмитрию Козаку российские регионы получили уникальный пример для подражания. Вице-премьер похвалил руководство Брянской области за проведенную оптимизацию расходов. При этом под финансовый нож попал Клинцовский коррекционный детский дом, а областной планетарий был объединен с художественным и краеведческим музеями.

Впрочем, самому Козаку тоже не удалось избежать секвестра — правда, административного. В правительственной комиссии по развитию Крыма и Севастополя, которую возглавляет вице-премьер, из 16 министров осталось лишь пять. Поскольку, как поясняют в кабмине, козаковская комиссия не будет заниматься оперативным управлением. На деле же это означает дальнейшие снижение влияния Козака на вновь присоединенный российский регион.

Дмитрий Рогозин

Вопреки президентской просьбе «воздушно-космический» вице-премьер не может обойтись без «штурмовщины». Дмитрий Рогозин критикует строителей космодрома Восточный за то, что они «расслабились» и неэффективно используют «дополнительное время», предоставленное главой государства.

Владимир Путин по просьбе Рогозина перенес срок первых запусков с Восточного на апрель 2016 года, хотя минувшей весной вице-премьер уверял президента, что опробовать новую космическую площадку можно будет уже в декабре 2015-го. Но если, паче чаяния, дедлайн опять придется менять — можно объяснить нужду в очередной «форе» нерасторопностью строителей.

Ольга Голодец

«Социальный» вице-премьер пересела на гужевой транспорт. Законопроект о его использовании в регионах Ольга Голодец предложила подготовить после визита в Суздаль. «Ходить невозможно, вот едет лошадь, вот едет машина, здесь еще три машины… Порядок навести надо, тем более теперь, когда всем понятно, как его наводить», — негодовала Голодец.

Интерес федерального чиновника к гужевому транспорту лишь на первый взгляд кажется курьезом. Использование «доиндустриальных» средств передвижения в равной степени обусловлено как плохим состоянием дорог, так и низким уровнем жизни сограждан. Иными словами, попытка властей регламентировать использование подвод, телег, саней и т.п. рискует лишить малообеспеченные слои населения единственного источника заработка и сравнительно недорогого средства передвижения.

Игорь Шувалов

Чем бы ни завершилась коллизия вокруг «Трансаэро», ее судьба теперь уже практически не зависит от воли первого вице-премьера. Игорь Шувалов, взявшийся пару месяцев назад улаживать долговые проблемы крупнейшего частного авиаперевозчика, показал себя не очень эффективным кризис-менеджером.

Косвенным признанием этого фиаско стало изменение шуваловского отношения к «Трансаэро». Еще в конце сентября первый вице-премьер призывал прекратить огульные обвинения в адрес авиакомпании, так как за ними «ничего не стоит». «Акционеры "Трансаэро" и менеджмент на протяжении многих лет строили компанию и выживали на рынке, который достаточно сложный», — подчеркивал Шувалов, давая при этом понять, что бизнес авиаперевозчика могла подкосить девальвация рубля, поскольку все лизинговые платежи — валютные.

Однако на минувшей неделе, выступая в Госдуме, первый вице-премьер поддержал предложение обратиться в правоохранительные органы для изучения ситуации в «Трансаэро»: «У нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последние месяцы».

Экономика00:0120 августа

Мертвые деньги

Торговая война с Китаем губит американские города. Трампу все равно
Экономика19:4317 августа

Бюджет как оружие

От политических игр иркутского губернатора-коммуниста страдает весь регион