Наперегонки с «Левиафаном»

Какие европейские фильмы остались без «Оскара»

Кадр из фильма «Никогда не умирай молодым»

В Санкт-Петербурге завершился третий кинофестиваль WESTWIND, на котором традиционно показали европейские фильмы, представлявшие свои страны в оскаровской гонке прошлого сезона наряду с российским «Левиафаном». До премии они не добрались, но, как поясняют их создатели, это вполне закономерно: Американской киноакадемии не всегда интересны темы, затрагиваемые европейскими режиссерами. Зато на родине их любят и смотрят с удовольствием — хотя бы потому, что они позволяют отдохнуть от голливудской киностилистики. Отдельную программу составили картины, снятые в этом году («Молодость», «Золотой берег», «Мы чудовища») и участвовавшие в кинофестивалях в Каннах, Карловых Варах и Саарбрюккене (имени Макса Офюльса).

Впервые киноленты демонстрировали не только в городских кинотеатрах, но и онлайн — на сервисе ivi. «Фестивали проходят в основном в крупных городах. ivi выступает проводником хорошего европейского кино в цифровое пространство России и СНГ, во все, даже самые отдаленные уголки», — пояснила заместитель генерального директора ivi.ru по контентной политике Ольга Филипук.

«Черногория: Мальчики с улицы Маркса и Энгельса»

Фильм на сербском языке сняли совместно Словения и Черногория в 2014 году. Действие одной части ленты происходит в городе Подгорице в середине 1990-х годов, на фоне затяжного внутриполитического кризиса в Югославии, другой — в наши дни. Сюжет сосредотачивается на юноше Станко, ставшем свидетелем убийства отца. Попытка отомстить заказчику оборачивается бегством в Лондон. В родном городе остается мать с малолетним братом и только что созданная и набирающая популярность рок-группа «Титоград». Вернувшись в Подгорицу через 15 лет, Станко понимает, что вынужденный переезд кардинально, невозвратно изменил не только его жизнь, но и жизни друзей и близких. Актриса Бранка Станич, сыгравшая партнершу главного героя по рок-группе и его возлюбленную, призналась, что у фильма были альтернативные концовки — ясные и жизнеутверждающие, но от ясности режиссер в итоге отказался.

«Легко живется с закрытыми глазами»

Действие испанского роуд-муви происходит в 1966 году. Школьный учитель Антонио, влюбленный в The Beatles и Джона Леннона, отправляется в провинцию Альмерия, где идут съемки фильма «Как я выиграл войну» с участием его кумира. По дороге он встречает подростков-беглецов: беременная Белен улизнула из строгого монашеского пансиона, а Хуанхо — из собственного дома, оскорбленный приказом отца состричь длинные волосы. Лента пронизана духом южной Испании — яркая, теплая и веселая. Трогательности ей добавляет игра многоопытного Хавьера Камары, воплотившего образ добродушного Антонио. Режиссер Давид Труэба признался, что образ главного героя вполне реальный: об учителе, который пересек пол-Испании, чтобы увидеться с Ленноном, он однажды прочитал в газете.

«Круг»

«Круг» — это название гей-организации и журнала, который выходил в Цюрихе в конце 1950-х годов. Вокруг издания образовалась большая группа единомышленников, но поддержка товарищей не всегда спасала геев от преследования властями. Фильм рассказывает об учителе Эрнсте Остертаге, влюбляющемся в транс-певца Роби Раппу и вынужденном бороться за эти отношения в еще совсем не свободной Швейцарии середины века. Картина, основанная на реальных событиях, не раз получала премии на кинофестивалях в номинации «документальное кино», хотя по сути это все же художественный фильм. В финале ленты появляются прототипы главных героев, подтверждая подлинность показанных событий.

«Никогда не умирай молодым»

Почти бессюжетную, в немалой степени сюрреалистическую картину выдвигал на «Оскар» Люксембург. Как такового действия в ней нет: закадровый монолог главного героя сопровождается медленными, а иногда и вовсе неподвижными планами. История, рассказанная таким образом, как минимум непривычна — пожалуй, к этому нужно заранее подготовиться.Тем не менее сюжет проследить можно. Главный герой, безымянный мужчина, родился в небольшом городке на окраине Люксембурга. Все его детство и юность — череда тоскливых событий, которую прерывают наркотики.

«Мы чудовища»

Идея для немецкого триллера «Мы чудовища» выросла из бытового эпизода: режиссер Себастьян Ко подглядел в одной семье ссору родителей с дочерью-подростком, во время которой девушка в истерике выбросила через окно кухонный стул. Постановщик задумался, к каким последствиям может привести юношеский максимализм. В центре истории — угрюмая и капризная Сара, которая, желая досадить разведенным родителям, признается им в убийстве подруги. Не подозревая об истинных помыслах дочери, отец и мать впутываются в серьезные неприятности, в конечном итоге приводящие к катастрофе. Финал картины вызвал у зрителей в кинозале смех, но не легкий, а скорее истеричный, нервный, без которого невероятную безысходность концовки трудно перенести.

«Молодость»

Премьера «Молодости» состоялась 20 мая 2015 году на Каннском кинофестивале. Фильм участвовал в основном конкурсе, но «Золотая пальмовая ветвь» в итоге досталась французскому «Дипану». Лента повествует о двух пожилых друзьях, композиторе и режиссере, которые отправились отдыхать на альпийский курорт — за удовольствиями, праздностью и стремлением понять жизнь. «Это кино о скорее метафорическом, чем буквальном путешествии, о том, что необходимо покинуть дом, чтобы открыться радостям и трудностям жизни. В финале этого пути может быть возвращение домой — чтобы рассказать о пережитом и вдохновить кого-то еще на собственные приключения и истории», — так говорит о картине исполнивший одну из главных ролей Харви Кейтель.

«Золотой берег»

Датский режиссер Даниэль Денсик — преимущественно документалист, лента «Золотой берег» — его первая работа в художественном кино. Временной промежуток, который он выбрал, — 1830-е годы, период активной колонизации Африки европейцами. В центре истории — молодой офицер-романтик Вульф, отправившийся из родного Копенгагена на черный континент с благими намерениями привезти цивилизацию в африканские тропики. Все идет хорошо, пока его не предают и не унижают свои же товарищи. Музыку к «Золотому берегу» написал американский композитор итальянского происхождения Анджело Бадаламенти, сотрудничавший с Дэвидом Линчем («Синий бархат», «Твин Пикс», «Малхолланд Драйв»).