На два дня (29-30 октября) в Вену съехались делегации 19 стран (представители пяти постоянных членов Совбеза ООН, ЕС, а также ближневосточных государств), чтобы обсудить урегулирование сирийского конфликта в расширенном формате. России и США удалось за невероятно короткий срок (с предыдущей встречи прошла всего неделя) усадить за стол переговоров непримиримых противников — иранцев, которых впервые позвали на эту встречу, и саудовцев. Они заняли места по разные стороны П-образного стола, но практически напротив друг друга. Несмотря на противоречия, по итогам переговоров удалось согласовать коммюнике из девяти пунктов. Документ предусматривает формирование переходного правительства, принятие новой конституции и всеобщие выборы. Однако по одному из главных вопросов — что делать с президентом Башаром Асадом — участники саммита так и не смогли прийти к единому мнению.
Дипломатический марафон в австрийской столице продолжался без малого 8 часов. «Напоминает обсуждение иранской ядерной программы», — в российской делегации сравнивали нынешние переговоры с теми, что проходили в Вене в июле этого года, когда была заключена сделка между Тегераном и представителями «шестерки».
По окончании встречи к журналистам вышли главы внешнеполитических ведомств России и США Сергей Лавров и Джон Керри, а также спецпредставитель генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Они сообщили, что согласован план из девяти пунктов.
В коммюнике, которое впоследствии было опубликовано на странице официального представителя МИД России Марии Захаровой в Facebook, подчеркивается, что «Сирия должна остаться единым, независимым и светским государством; необходимо сохранить ее государственные институты; вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности, должны соблюдаться права сирийцев». Стороны также договорились «увеличить дипломатические усилия для завершения вооруженного конфликта», параллельно с политическим процессом участники переговоров постараются совместно с ООН добиться установления перемирия на всей территории Сирии (прекращение огня не распространяется на борьбу с террористами). Отдельные пункты документа посвящены гуманитарной ситуации в Сирии и уничтожению террористических группировок, включая «Исламское государство».
В рамках политического процесса представителям сирийского правительства и оппозиции предстоит под эгидой Организации объединенных наций договориться «об инклюзивном управлении». Затем необходимо принять новую конституцию и провести выборы под наблюдением ООН, в которых примут участие все сирийцы, в том числе живущие за рубежом.
Усадить за стол переговоров сирийские власти и оппозицию «для начала политического процесса», по словам Лаврова, постараются не позднее чем через две недели. «We will be back ("Мы еще вернемся")», — заметил Лавров, заканчивая пресс-конференцию. Правда, пока стороны не сошлись во мнении, кого из противников Асада считать террористами, а кого потенциальными участниками переговоров.
«Россия на встрече "четверки" (Россия, США, Турция и Саудовская Аравия, состоялась в Вене 29 октября — прим. «Ленты.ру») передала своим партнерам список с именами практически всех групп оппозиции, с которыми мы общаемся и которых можно было бы пригласить на какие-то межсирийские встречи. Саудовцы нам дали свой список, американцы пока обещают», — сообщил заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов, отметив, что в российском документе упомянуты 38 групп. При этом, добавил дипломат, Москва выступает за подключение курдов к переговорам по Сирии.
Если конфликтующие стороны все-таки приедут в Вену в середине ноября, не стоит сразу ждать от этого какого-либо прорыва, уверены представители западных делегаций. В январе 2014 года в швейцарском городе Монтрё уже были переговоры в рамках конференции «Женева-2». Однако ни к каким положительным результатам это не привело: правительственная делегация и представители оппозиции лишь обменивались претензиями на повышенных тонах.
Как и ожидалось, сторонам не удалось договориться о политическом будущем сирийского президента. «Пришли к консенсусу по многим пунктам. Главное разногласие — будет ли участвовать Башар Асад в переходном правительстве или нет», — рассказал журналистам спустя пять часов после начала переговоров министр иностранных дел Ирака Ибрахим аль-Джафари. «Башару Асаду нет места в будущем Сирии», — сухо обронил министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, еще только направляясь на встречу в расширенном формате. США и их союзники готовы мириться с присутствием Асада в короткий переходный период, но потом, полагают представители Запада, он должен уйти с политической сцены.
Москва же по-прежнему считает, что последнее слово в этом вопросе принадлежит самим сирийцам. «Я не говорил, что Асад должен уйти, я не говорил, что он должен остаться. Я говорил лишь о том, что эти вопросы должны решаться за столом переговоров», — сообщил российский министр.
Участники саммита в Вене не смогли прийти к единому мнению и относительно решения президента США Барака Обамы отправить спецназ в Сирию и увеличить американское присутствие на базе в Турции. Новость из Вашингтона пришла, когда встреча подходила к концу. Предполагается, что 50 бойцов спецподразделений США помогут выступающей против сирийского президента Башара Асада оппозиции бороться с боевиками «Исламского государства». Не исключено, что американские военные примут участие в наземных операциях против экстремистов.
Сергей Лавров в свою очередь отметил, что проведение американцами подобной кампании должно быть согласовано с официальным Дамаском. «Я убежден, что Соединенные Штаты, как и Россия, конечно же, не хотят никакого сползания к так называемой войне по доверенности, но то, что эта ситуация делает задачу сотрудничества между военными еще более актуальной, мне очевидно», — подчеркнул российский министр.
Журналисты спросили у главы Госдепа, почему информация об отправке американских военных появилась именно во время венских переговоров. Керри ответил, что это чистое совпадение, поскольку «решение принималось в течение последних нескольких месяцев».
Достаточно неожиданным стал приезд в Вену замминистра иностранных дел Китая Ли Баодуна. То, что КНР тоже получила приглашение на встречу, прошло незамеченным. О возможном участии Пекина писал лишь французский журнал Le Monde diplomatique: «Пока Китай стоит в стороне от сирийского конфликта. В будущем же, как только появится возможность, он ухватится за нее и предложит собственное дипломатическое решение». Легло ли именно предложение КНР в основу коммюнике, не сообщается.
Как рассказал «Ленте.ру» источник в китайской делегации, план Пекина сводился к следующему: немедленное прекращение огня, освобождение сирийской территории от боевиков ИГ, активное привлечение ООН к урегулированию конфликта.
Со своей концепцией нормализации ситуации выступила и иранская делегация. План Тегерана содержит четыре пункта: прекращение огня, свободные выборы, формирование правительства национального единства и проведение конституционной реформы.
Привлечь к переговорам иранцев — главных союзников Башара Асада на международной арене — Москва призывала на протяжении нескольких лет. Против этого выступали Вашингтон и Эр-Рияд. Однако в середине недели стало известно, что американцы неожиданно согласились, сумев убедить в целесообразности этого шага и саудитов. «Мы сразу поймем, серьезно они настроены или нет. Если нет, то не будем тратить на них время», — предупредил министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр.
Официально иранские власти заявляют, что ни за что не согласятся на уход Асада. Однако, как рассказал «Ленте.ру» источник в американской делегации, в личных беседах они признаются, что не против передачи власти сирийским президентом кому-нибудь из своего алавитского окружения.
«Защита алавитов, которых в 1970-е годы иранские религиозные деятели причислили к шиитам, важна для Тегерана в первую очередь. Кто возглавит Сирию — Асад или кто-то другой из его окружения — для иранцев не столь принципиально, — пояснила «Ленте.ру» ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Нина Мамедова. — При этом необходимо учитывать, что для Ирана, как для многонациональной страны, важно сохранить Сирию в рамках единого государства, потому что ее возможный распад может негативно отразиться на политической ситуации в самом Иране. В последнее время Тегеран многое сделал для того, чтобы курдские движения в стране перестали быть сепаратистскими. Местные курды активно участвуют в политической жизни, большие деньги вкладываются в развитие провинций, где они проживают».