Часы для разведчика — инструмент первейшей важности. Без точного знания времени и на встречу с информатором можно опоздать, и явку провалить, и голову потерять. Так что кинематографические рыцари плаща и кинжала всегда любили щеголять точными инструментами измерения времени. А в тылу врага какое уж счастье — выжить бы. Зато потом, после выполнения задания, ценным хронометром можно распорядиться не без выгоды — Rolex Submariner, появившийся на руке Джеймса Бонда (в исполнении Роджера Мура) в «Живи и дай умереть», планируют продать за 150-250 тысяч долларов на аукционе в Женеве. В общем и целом, экранные шпионы предпочитают дорогие и солидные марки — хотя не все и не всегда...
Самый знаменитый агент британской разведки известен своей любовью к Rolex (в девяти фильмах Бонд появлялся с Submariner Oyster Perpetual на запястье — естественно, со «всеми обычными усовершенствованиями», вроде циркулярной пилы на безеле и мощного электромагнита для расстегивания платьев и притягивания летящих пуль) и Omega (начиная с «Золотого глаза» часы 007 — это неизменно Seamaster разных модификаций, иногда со встроенным лазерным резаком). Порой Джеймс изменял любимым брендам — например, в «Операции "Шаровая молния"» он ненадолго надевал Breitling Top Time Diver Chrono с встроенным счетчиком Гейгера, в «Живи и дай умереть» — передовые электронные Hamilton Pulsar P2 2900 с жутковатым красным LED-дисплеем, а в середине 1970-х и вовсе перешел на недорогие японские Seiko, которыми пользовался до 1987 года, когда на руке Тимоти Далтона в «Искрах из глаз» были замечены TAG Heuer Professional (в первый и последний раз). Мало кто помнит, впрочем, что самыми первыми часами суперагента, появившимися на экране в «Докторе Но» — их можно увидеть в сцене в казино, когда впервые звучит легендарная фраза «Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд» — были довольно обыкновенные Gruen Precision 510 американского производства. Эти часы кратко мелькали еще в четырех фильмах, но сама мануфактура разорилась в конце 1970-х, и бренд перешел сперва Rolex, а затем компании MZ Berger. В отличие от остальных хронометров Бонда, Gruen попали на экран без помощи продакт-плейсмента — они просто подходили под костюм в кадре и были достаточно доступны в случае необходимости замены на несколько дублей.
Главный герой «Миссия: невыполнима» (или же продюсеры франшизы) явно придерживается принципа практичности и пользуется общедоступными Casio G-Shock — DW-5300 в первом фильме, DW-6900-1V во второй части и специально разработанной для фильма моделью MTG-910D-2V с солнечной батареей в третьей. В «Протоколе Фантом», впрочем, персонаж Тома Круза демонстрирует солидные Tudor Heritage Chronograph, а в последней, вышедшей на экраны этим летом, серии «Нация изгоев» и вовсе, похоже, обошелся без часов. Зато его напарник Бенджи Данн в исполнении Саймона Пегга с удовольствием показывает свои Tissot T-Touch Expert Solar.
Американский шпион и советский разведчик из «Агентов А.Н.К.Л.» (придуманных, кстати, как и 007, Яном Флемингом) демонстрируют консерватизм и хороший вкус: цэрэушник Соло пользуется «бондовскими» винтажными Omega Seamaster (то ли ради точности, то ли ради иронии экземпляром производства 1960-х, когда Джеймс Бонд почти не расставался с Rolex), а кагэбэшник Илья Николаевич Курякин носит на запястье патриотичные «Победа Классик 020» — несмотря на современность модели, совершенно не выглядящими анахронизмом в фильме, действие которого происходит полвека назад.
Герой Джуда Лоу в комедийном «Шпионе» больше занят спасением мира от болгарских злодеев и демонстрацией гардероба, однако внимательные зрители не упустили из виду мелькнувшие пару раз на его руке достойные IWC Portugieser.
Постоянно забывающий свое прошлое персонаж Мэтта Деймона пользуется скромными TAG Heuer Chronograph (цена в районе 5500 долларов), а вот сменивший его на посту в спин-оффе «борнианы» «Эволюция Борна» агент Аарон Кросс (Джереми Реннер) шикует по полной программе — у него IWC Pilot’s Watch Double Chronograph Edition Top Gun, несколько дороже.
Наше все калибром не меньше пушкинского, самый обаятельный обитатель подвалов главного управления РСХА и герой бесчисленных анекдотов попал на экран во времена, когда продакт-плейсмент и на «загнивающем» Западе был еще в диковину, так что с точностью определить, какие часы видны в нескольких кадрах культового сериала на руке Вячеслава Тихонова, довольно затруднительно.
«Мгновения» знамениты, кроме прочего, и обилием ляпов и анахронизмов, в том числе и «часовых» — на стене кабинета Мюллера совершенно определенно тикает популярная в начале 1970-х в СССР отечественная «Слава» — так что можно, вероятно, довериться мнению сетевых «штирлицеведов» и собственным глазам, предположив, что аккуратные круглые часы с белым циферблатом — это «Луч-2209» (они же «Вымпел»), производившиеся Минским часовым заводом с 1963 года. Реальный Штирлиц-Исаев, вероятно, не стал бы так «палиться» и носил бы на службу что-то более приличествующее штандартенфюреру СС и патриоту рейха — например, какую-нибудь модель немецких часовщиков из города Гласхютте. Тем более не секрет, что большая часть отечественных наручных часов в 50-70-е годы, и «Луч» в том числе, производились с использованием гласхюттинского оборудования и технологий, полученных СССР от Германии в качестве репараций.