Украинскую армию сотрясло очередное масштабное ЧП. В небольшом городе Сватово Луганской области — той ее части, которая контролируется Киевом, — произошел пожар на складах с вооружением, где хранилось почти 3,5 тысячи тонн боеприпасов. В результате населенный пункт едва не был стерт с лица Земли, а сам пожар, правда, уже без взрывов продолжался до воскресенья, 1 ноября. Понятно, что украинские власти поспешили заявить о работе «диверсантов» и неком «террористическом акте». В причинах инцидента разбиралась «Лента.ру»
Пожары на военных складах — явление для Украины, увы, довольно привычное. Например, в августе 2008 года, в годы президентства Виктора Ющенко, масштабный пожар начался на объектах 61-го арсенала Южного оперативного командования Сухопутных войск Вооруженных сил Украины, расположенных в Лозовой Харьковской области.
Ответственные лица тогда высказывали предположение, что все началось с лесного пожара, который из-за сильных порывов ветра перекинулся на военную часть, где хранилось 90 тысяч тонн снарядов, 80-миллиметровых мин, 150-миллиметровых реактивных снарядов, — из-за чего начались взрывы. Ситуацию удалось более или менее урегулировать только через три дня, за это время были эвакуированы тысячи человек, а областной центр Харьков сидел как на иголках во власти самых невероятных слухов.
Еще любопытнее оказались причины возгорания, о которых сообщил тогдашний министр обороны Юрий Ехануров: «Рядом с арсеналом расположена несанкционированная свалка мусора, которую кто-то поджег. Из-за сильного ветра огонь перекинулся на фруктовый сад, что вблизи арсенала, а затем уже на техническую территорию объекта». Однако с такой версией не согласились депутаты Верховной рады. Народные избранники, по большей части от Партии регионов и Коммунистической партии создали официальную парламентскую комиссию по поставкам оружия в Грузию, расследования которой были напрямую связаны с событиями в Лозовой.
Два члена комиссии — глава Валерий Коновалюк и Валерий Бондик, побывав с расследованием в населенном пункте, заявили, что вполне вероятна контрабанда боеприпасов в Грузию со складов в Лозовой, а поджог — попытка замести следы. Коновалюк поставил своих оппонентов в тупик вопросом, как огонь с «технической территории» сам мог перенестись на расстояние 500 метров на территорию арсенала, где хранились боеприпасы.
Впрочем, никакой ответственности, кроме политической, за события в Лозовой никто из представителей высшего ареопага власти так и не понес. Зато все запомнили, что пожар на военных складах для прикрытия манипуляций — явление хоть и не новое, но для украинской политической традиции вполне приемлемое.
Интересно, что пожары на армейских складах случались с завидной регулярностью и ранее: масштабное ЧП произошло в мае 2004 года рядом с населенным пунктом Новобогдановка (Мелитопольский район Запорожской области). Здесь на складе 275-й базы хранения артиллерийских боеприпасов ВСУ произошло «возгорание», причиной которого впоследствии было признано «грубое нарушение военнослужащими правил пожарной безопасности». В результате взрывы продолжались почти две недели, причем в пиковые периоды высота пламени достигала 300 метров, взрывались боеприпасы с интенсивностью раз в три-пять секунд, а осколки снарядов разлетались на расстояние до десяти километров. Тогда погибли пять человек, ранения разной степени тяжести получили около сотни людей. Никаких критических выводов в отношении высших должностных лиц не последовало, а гореть военные склады на Украине стали регулярно.
Когда загорелся склад в фактически прифронтовой области, никто не удивился. Поражали только масштабы ЧП — шутка ли, в этот раз склады находились в черте города с населением в 20 тысяч человек, в непосредственной близости от жилых домов. Согласно первоначальным данным, ориентировочная площадь пожара составила девять тысяч квадратных метров, почти сразу же появилось сообщение о первых погибших и раненых — как военных, так и гражданских.
Очевидцы так описывают ситуацию в Сватово ночью с 29 на 30 октября: «Город в тылу области мгновенно оказался охвачен паникой войны. Многие жители не сразу поняли, что произошло. Все бежали в подвалы, бросали все. Люди оказались не готовы к такому испытанию. Разрушений много, район Сватово напоминает Дебальцево во время войны. Паника такая же, люди пожилого возраста боятся выходить на улицу, сидят в подвалах, где плохая вентиляция. В убежищах и подвалах, где прячутся люди, не хватает медикаментов первой необходимости, питьевой воды и продуктов питания», — рассказывает на своей страничке в Facebook Павел Лисянский, один из основных источников информации о происходящем.
По предварительной информации от местных властей, в ходе ночного пожара было повреждено девять пятиэтажных домов, шесть четырехэтажных и двадцать трехэтажных, в результате разлета боеприпасов вспыхнуло множество локальных пожаров. Столь масштабные разрушения неудивительны: согласно официальной информации «Луганской военно-гражданской администрации», в полночь периодичность взрывов составляла один на десять минут, лишь к утру 30 октября она уменьшилась до одного в час. Размах впечатляет еще больше: осколки потом находили за 25 километров от эпицентра взрывов. Всего же в зоне поражения, согласно данным Государственной службы чрезвычайных ситуаций, оказалось 476 многоэтажных и частных жилых домов.
Уже днем 30 октября власти подсчитали человеческие потери: два человека погибли, ранения получили восемь граждан, в том числе четверо военнослужащих и столько же местных жителей. По данным СМИ, погибла женщина — продавщица магазина, в который угодил один из снарядов, и один из караульных. Всего же в больницах, согласно официальной информации, оказались 54 человека. По состоянию на воскресенье в городе и его окрестностях разбросано множество снарядов — часть из них застряли в домах и дорожном покрытии улиц. В зоне поражения в радиусе двух километров в 80 процентах зданий взрывной волной выбиты стекла.
То, что пожар тут же постараются списать на «руку Москвы», сомнений не вызывало. Еще вечером 29 октября близкий к Вооруженным силам Украины журналист Юрий Бутусов отметил на своей страничке в Facebook: «Произошла трагедия. Почему? Вероятность самовозгорания практически отсутствует. Погода очень холодная, земля сырая, самовозгорание исключено. Умышленный поджог с целью хищения? Но стрелкового оружия там не было. Нарушение техники безопасности полностью исключать нельзя, но ранее никаких инцидентов на складе не отмечалось. Основная версия происшествия на данный момент — диверсия. Часовые говорят, что наблюдали срабатывание близ склада сигнальных ракет». Это высказывание можно было бы и не заметить, если бы с аналогичным сообщением спустя несколько часов не выступил министр обороны Степан Полторак, который прямо заявил, что «причиной [ЧП] стали диверсионные действия противника для дестабилизации обстановки в регионе».
Мнение главы оборонного ведомства совершенно не разделяют на местах — даже военный губернатор Луганской области Георгий Тука сообщил журналистам, что сейчас изучается две версии: теракт и неосторожное обращение с оружием. «Есть рапорт военнослужащего, который там находился; он видел пуск из ракетницы, сначала одна (ракета) — начали ее тушить, потом залетела вторая. Пока тушили первую, вторая спровоцировала пожар», — заявил он. Развивать свою мысль Тука не стал, но альтернативные версии происходящего были на поверхности.
Мало кто верил периодически появлявшимся слухам о том, что луганских ополченцев боеприпасами снабжают не с российской (как это принято считать в Киеве), а именно с украинской стороны. Однако уже после пожара в Сватово многие поняли, что основания под этими слухами есть — потому что почти сразу волонтер и активист организации «Народное доверие» Сергей Шахов публично высказал разделяемую многими версию: ранее в районе Сватово постоянно производились обменно-торговые операции между военными со стороны Украины и военнослужащими армии Луганской народной республики, а сейчас, опасаясь того, что факты будут обнародованы, украинские силовики целенаправленно взорвали склад с боеприпасами.