В ноябре заработает система взимания платы с тяжелых грузовиков за проезд по федеральным трассам России. Тестовая эксплуатация «Платона», как назвали систему разработчики, уже началась. Собранные с фур миллиарды направят на развитие дорожного хозяйства России. «Лента.ру» разбиралась, кому из участников рынка выгодно нововведение и как оно отразится на стоимости продуктов и других товаров.
С 15 ноября владельцы тяжелых грузовых машин массой более 12 тонн должны будут возмещать ущерб за передвижение по федеральным трассам в размере 3,73 рубля за километр. Тариф утвержден текущей редакцией постановления № 504, однако, по данным редакции, его планируют снизить соответствующим решением, которое будет принято до 15 ноября. В 2014 году правительство России назначило оператором системы взимания платы с тяжелых грузовиков компанию «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС). В течение первого года она должна собрать в федеральный дорожный фонд около 50 миллиардов рублей. По мнению перевозчиков, дополнительная финансовая нагрузка неминуемо скажется на стоимости продуктов питания.
Глава Росавтодора Роман Старовойт возражает: опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в 2016 году не стоит, поскольку в структуре автомобильных грузоперевозок на продовольственные товары приходится лишь 8,5 процентов, а около 83 процентов — навалочные материалы. Кроме того, от платы освободят грузовые машины, предназначенные для перевозки людей, а также специальные транспортные средства (пожарные, полиция, медицинская скорая помощь, МЧС).
«Лента.ру» решила рассчитать, как подорожают продукты, на примере пакета молока. Итак, допустим, 20-тонная фура перевозит молоко на расстояние 100 километров. Стоимость доставки 20 тысяч пакетов на это расстояние сегодня обходится в сумму около 3 тысяч рублей (0,15 рубля за пакет). После введения сбора в 3,73 рубля за километр стоимость доставки увеличится всего на 373 рубля (или 0,02 рубля для каждого пакета). Таким образом, при средней стоимости пакета молока в 60 рублей он подорожает меньше чем на две копейки.
По словам Старовойта, взимание платы с большегрузов за ущерб федеральным дорогам скажется на транспортировке промышленных материалов, таких как щебень или песок. «Их доставка из региона в регион может предполагать значительные расстояния, в отличие от того же хлеба или молока, которые принято перевозить в пределах одного субъекта на более легких типах автомобилей», — поясняет он. И добавляет, что и в этом случае, по подсчетам экономистов, работающие со строительными фирмами подрядчики лишатся лишь 0,5 процента чистой прибыли.
Перевозчики опасаются нерационального расходования денег, поступивших в дорожный фонд. «Какая бы цена ни была, она не решает проблему, потому что не в стоимости проезда по трассам сохранение дорог, а в бережном отношении к ним. Какую цену установят — это неважно. Сколько ни дай — будет мало, если все будет израсходовано не по-хозяйски», — заявил президент Российской ассоциации перевозчиков Владимир Приказчиков. Эти опасения разделяет член Общественной палаты России и президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов: «Где-то ведь деньги на дороги надо брать. Перевозчики готовы заплатить, но они должны понимать, что эти средства пойдут именно на улучшение транспортной инфраструктуры, которой они сами пользуются».
Автомобильные перевозки в последние 15-20 лет считались одним из самых рентабельных бизнесов. Но с введением платы для большегрузов перевозчики прогнозируют сокращение числа участников этого рынка. Из 1,5 миллиона зарегистрированных в России 12-тонников не менее четверти принадлежат частным предпринимателям. Эту группу бизнесменов многие относят к «серому» сектору рынка, — они часто работают в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур. Именно такие перевозчики в первую очередь и попадут под удар новой системы «Платон», считают в Росавтодоре.
С 15 ноября «серые» перевозчики, которые ранее могли безнаказанно демпинговать, столкнутся со штрафами до 450 тысяч рублей либо с необходимостью увеличивать затраты на транспортировку. Однако уже сегодня Госдума обсуждает возможность введения так называемой «плоской» шкалы штрафов для юридических и физических лиц в 150 тысяч рублей.
«Не секрет, что у нас существует черный рынок грузоперевозок, и образуется достаточно много фирм-однодневок, угрожающих безопасности дорожного движения. Данная система способствует сокращению подобных компаний», — уверен зампредседателя комитета по транспорту Госдумы Сергей Тен.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин добавляет, что пользователи автодорог в нашей стране занимают второе место после пенсионеров по объемам фактических бюджетных дотаций. Суть этих дотаций в том, что платежи автомобилистов, включая грузоперевозчиков, не покрывают фактических затрат государства на содержание и ремонт дорог. «Такая ситуация приводит к тому, что ущерб, причиняемый тяжелыми фурами, компенсируется за счет средств налогоплательщиков, при этом дорожники вынуждены проводить ремонты раньше установленных планами сроков», — утверждает эксперт.
По данным Росавтодора, 56 процентов вреда федеральным трассам наносят именно тяжелые 12-тонники, поскольку проезд одного такого автомобиля сопоставим с передвижением 50 тысяч легковушек. При этом такие транспортные средства в общем автопарке страны составляет менее пяти процентов, подчеркивают в ведомстве. В итоге Росавтодор вынужден ежегодно тратить на ремонт дорог 130 миллиардов рублей, что лишь отчасти покрывается за счет налогов с легковых машин.
«По России принято перевозить вполне делимые строительные грузы — щебень, песок и другие — на грузовых автомобилях. При этом тяжелые конструкции для строительства, например, в Канаде или США не перевозят на грузовиках на расстояния 200-600 километров. Для этого используют либо железнодорожный, либо речной транспорт. У нас же по старинке возят на автопоездах», — отмечает Блинкин.
Отраслевые эксперты прогнозируют обострение конкуренции, которая приведет к тому, что мелкие фирмы или водители-частники будут вытеснены с рынка, а часть логистических компаний вынуждена будет заменить фуры более мелкими машинами.
В Росавтодоре отмечают, что максимальные штрафы за неуплату дорожного сбора с грузовиков на первых порах назначать не будут. Поэтому перевозчиков, которые под предлогом новых убытков начнут необоснованно поднимать цены, контрольно-надзорные органы заметят сразу.
В октябре в адрес премьер-министра России Дмитрия Медведева поступило три обращения от автомобильных ассоциаций и грузоотправителей, авторы которых утверждают, что будут вынуждены начать «борьбу за выживание» из-за дополнительных сборов. В качестве решения владельцы фур предлагали радикально сократить размер платы или отложить запуск системы на неопределенное время.
Федеральное дорожное агентство, в свою очередь, заверяет, что реальных предпосылок для транспортного коллапса, гиперинфляции и народных волнений нет. «Мы находимся в постоянном контакте с теми организациями, которые предпринимают попытки отменить решение о запуске системы, действуя в том числе и через депутатский корпус, и через СМИ. Был достигнут компромисс об уменьшении тарифа: со дня на день ожидается соответствующее решение правительства России. Однако давление продолжается», — комментирует процесс принятия решения замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов.
Он подчеркнул, что если допустить отмену взимания платы с большегрузов или ее снижение до минимального уровня (ранее МЭР предлагало снизить размер платы до 0,64 рубля за километр), то переломить ситуацию, в которой грузоперевозчики безнаказанно разрушают федеральные трассы, и достигнуть положительных сдвигов в дорожном хозяйстве страны не получится.
Кроме того, в проекте федерального бюджета на будущий год уже заложены средства в размере 39,9 миллиарда рублей, которые предполагается собрать с 12-тонников. «Обнуление тарифа обнулит и планы дорожников, которые планировали инвестировать в строительство и ремонт дорог», — предупреждает Старовойт.
Минтранс предлагает использовать средства, собранные с помощью «Платона», для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Соответствующие предложения направлены в правительство. «Можно будет реализовывать такие проекты, как, например, обходы крупных городов, строительство мостовых сооружений с привлечением частных инвестиций», — отмечают в министерстве. По подсчетам Минтранса, частные инвестиции могут оказаться примерно на уровне федеральной и региональной поддержки: «Это значит, что размер инвестиций в развитие дорожной инфраструктуры вырастет вдвое, на 80-100 миллиардов рублей».
Оператор «Платона» за месяц до официального запуска заявил о полной готовности системы. В октябре в региональных центрах и крупных городах для комплексного обслуживания перевозчиков заработали 138 Центров информационной поддержки пользователей, включая 35 пограничных, расположенных в районах международных автомобильных пунктов пропуска на границах страны.
Учитывая, что отечественная система взимания платы с 12-тонников по охвату федеральных трасс (50 тысяч километров) не имеет аналогов в мире, процедуру работы с ней максимально упростили. В частности, предусмотрены различные способы оплаты: покупка маршрутной карты или получение бесплатного бортового устройства. Пополнить счет можно через интернет, терминал или банковской картой. Для транспортных компаний регистрация в системе «Платон» стала доступна с августа. За это время ее прошли 17,8 тысячи перевозчиков и владельцев транспортных средств массой более 12 тонн, автопарк которых в совокупности насчитывает более 180 тысяч грузовиков. Активнее всех к регистрации подошли перевозчики Южного и Сибирского федеральных округов. Большинство крупных грузоперевозчиков с автопарком от 50 автомобилей уже зарегистрировались в системе. На Дальнем Востоке регистрацию прошли 90 процентов крупных местных грузовиков. «Система “Платон“ покажет истинную экономику грузоперевозок. За будущее своего бизнеса опасаются те, кто вел его непрозрачно или неэффективно», — резюмируют специалисты Росавтодора.