Новости партнеров

Молоко не станет золотым

Чем грозит рынку взимание платы с 12-тонников

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

В ноябре заработает система взимания платы с тяжелых грузовиков за проезд по федеральным трассам России. Тестовая эксплуатация «Платона», как назвали систему разработчики, уже началась. Собранные с фур миллиарды направят на развитие дорожного хозяйства России. «Лента.ру» разбиралась, кому из участников рынка выгодно нововведение и как оно отразится на стоимости продуктов и других товаров.

Сбор пересчитают

С 15 ноября владельцы тяжелых грузовых машин массой более 12 тонн должны будут возмещать ущерб за передвижение по федеральным трассам в размере 3,73 рубля за километр. Тариф утвержден текущей редакцией постановления № 504, однако, по данным редакции, его планируют снизить соответствующим решением, которое будет принято до 15 ноября. В 2014 году правительство России назначило оператором системы взимания платы с тяжелых грузовиков компанию «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС). В течение первого года она должна собрать в федеральный дорожный фонд около 50 миллиардов рублей. По мнению перевозчиков, дополнительная финансовая нагрузка неминуемо скажется на стоимости продуктов питания.

Глава Росавтодора Роман Старовойт возражает: опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в 2016 году не стоит, поскольку в структуре автомобильных грузоперевозок на продовольственные товары приходится лишь 8,5 процентов, а около 83 процентов — навалочные материалы. Кроме того, от платы освободят грузовые машины, предназначенные для перевозки людей, а также специальные транспортные средства (пожарные, полиция, медицинская скорая помощь, МЧС).

«Лента.ру» решила рассчитать, как подорожают продукты, на примере пакета молока. Итак, допустим, 20-тонная фура перевозит молоко на расстояние 100 километров. Стоимость доставки 20 тысяч пакетов на это расстояние сегодня обходится в сумму около 3 тысяч рублей (0,15 рубля за пакет). После введения сбора в 3,73 рубля за километр стоимость доставки увеличится всего на 373 рубля (или 0,02 рубля для каждого пакета). Таким образом, при средней стоимости пакета молока в 60 рублей он подорожает меньше чем на две копейки.

По словам Старовойта, взимание платы с большегрузов за ущерб федеральным дорогам скажется на транспортировке промышленных материалов, таких как щебень или песок. «Их доставка из региона в регион может предполагать значительные расстояния, в отличие от того же хлеба или молока, которые принято перевозить в пределах одного субъекта на более легких типах автомобилей», — поясняет он. И добавляет, что и в этом случае, по подсчетам экономистов, работающие со строительными фирмами подрядчики лишатся лишь 0,5 процента чистой прибыли.

Перевозчики опасаются нерационального расходования денег, поступивших в дорожный фонд. «Какая бы цена ни была, она не решает проблему, потому что не в стоимости проезда по трассам сохранение дорог, а в бережном отношении к ним. Какую цену установят — это неважно. Сколько ни дай — будет мало, если все будет израсходовано не по-хозяйски», — заявил президент Российской ассоциации перевозчиков Владимир Приказчиков. Эти опасения разделяет член Общественной палаты России и президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов: «Где-то ведь деньги на дороги надо брать. Перевозчики готовы заплатить, но они должны понимать, что эти средства пойдут именно на улучшение транспортной инфраструктуры, которой они сами пользуются».

«Серый» перевозчик проедет мимо

Автомобильные перевозки в последние 15-20 лет считались одним из самых рентабельных бизнесов. Но с введением платы для большегрузов перевозчики прогнозируют сокращение числа участников этого рынка. Из 1,5 миллиона зарегистрированных в России 12-тонников не менее четверти принадлежат частным предпринимателям. Эту группу бизнесменов многие относят к «серому» сектору рынка, — они часто работают в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур. Именно такие перевозчики в первую очередь и попадут под удар новой системы «Платон», считают в Росавтодоре.

С 15 ноября «серые» перевозчики, которые ранее могли безнаказанно демпинговать, столкнутся со штрафами до 450 тысяч рублей либо с необходимостью увеличивать затраты на транспортировку. Однако уже сегодня Госдума обсуждает возможность введения так называемой «плоской» шкалы штрафов для юридических и физических лиц в 150 тысяч рублей.

«Не секрет, что у нас существует черный рынок грузоперевозок, и образуется достаточно много фирм-однодневок, угрожающих безопасности дорожного движения. Данная система способствует сокращению подобных компаний», — уверен зампредседателя комитета по транспорту Госдумы Сергей Тен.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин добавляет, что пользователи автодорог в нашей стране занимают второе место после пенсионеров по объемам фактических бюджетных дотаций. Суть этих дотаций в том, что платежи автомобилистов, включая грузоперевозчиков, не покрывают фактических затрат государства на содержание и ремонт дорог. «Такая ситуация приводит к тому, что ущерб, причиняемый тяжелыми фурами, компенсируется за счет средств налогоплательщиков, при этом дорожники вынуждены проводить ремонты раньше установленных планами сроков», — утверждает эксперт.

По данным Росавтодора, 56 процентов вреда федеральным трассам наносят именно тяжелые 12-тонники, поскольку проезд одного такого автомобиля сопоставим с передвижением 50 тысяч легковушек. При этом такие транспортные средства в общем автопарке страны составляет менее пяти процентов, подчеркивают в ведомстве. В итоге Росавтодор вынужден ежегодно тратить на ремонт дорог 130 миллиардов рублей, что лишь отчасти покрывается за счет налогов с легковых машин.

«По России принято перевозить вполне делимые строительные грузы — щебень, песок и другие — на грузовых автомобилях. При этом тяжелые конструкции для строительства, например, в Канаде или США не перевозят на грузовиках на расстояния 200-600 километров. Для этого используют либо железнодорожный, либо речной транспорт. У нас же по старинке возят на автопоездах», — отмечает Блинкин.

Отраслевые эксперты прогнозируют обострение конкуренции, которая приведет к тому, что мелкие фирмы или водители-частники будут вытеснены с рынка, а часть логистических компаний вынуждена будет заменить фуры более мелкими машинами.

В Росавтодоре отмечают, что максимальные штрафы за неуплату дорожного сбора с грузовиков на первых порах назначать не будут. Поэтому перевозчиков, которые под предлогом новых убытков начнут необоснованно поднимать цены, контрольно-надзорные органы заметят сразу.

Без права на отсрочку

В октябре в адрес премьер-министра России Дмитрия Медведева поступило три обращения от автомобильных ассоциаций и грузоотправителей, авторы которых утверждают, что будут вынуждены начать «борьбу за выживание» из-за дополнительных сборов. В качестве решения владельцы фур предлагали радикально сократить размер платы или отложить запуск системы на неопределенное время.

Федеральное дорожное агентство, в свою очередь, заверяет, что реальных предпосылок для транспортного коллапса, гиперинфляции и народных волнений нет. «Мы находимся в постоянном контакте с теми организациями, которые предпринимают попытки отменить решение о запуске системы, действуя в том числе и через депутатский корпус, и через СМИ. Был достигнут компромисс об уменьшении тарифа: со дня на день ожидается соответствующее решение правительства России. Однако давление продолжается», — комментирует процесс принятия решения замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов.

Он подчеркнул, что если допустить отмену взимания платы с большегрузов или ее снижение до минимального уровня (ранее МЭР предлагало снизить размер платы до 0,64 рубля за километр), то переломить ситуацию, в которой грузоперевозчики безнаказанно разрушают федеральные трассы, и достигнуть положительных сдвигов в дорожном хозяйстве страны не получится.

Кроме того, в проекте федерального бюджета на будущий год уже заложены средства в размере 39,9 миллиарда рублей, которые предполагается собрать с 12-тонников. «Обнуление тарифа обнулит и планы дорожников, которые планировали инвестировать в строительство и ремонт дорог», — предупреждает Старовойт.

Дорожные деньги посулили регионам

Минтранс предлагает использовать средства, собранные с помощью «Платона», для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Соответствующие предложения направлены в правительство. «Можно будет реализовывать такие проекты, как, например, обходы крупных городов, строительство мостовых сооружений с привлечением частных инвестиций», — отмечают в министерстве. По подсчетам Минтранса, частные инвестиции могут оказаться примерно на уровне федеральной и региональной поддержки: «Это значит, что размер инвестиций в развитие дорожной инфраструктуры вырастет вдвое, на 80-100 миллиардов рублей».

Оператор «Платона» за месяц до официального запуска заявил о полной готовности системы. В октябре в региональных центрах и крупных городах для комплексного обслуживания перевозчиков заработали 138 Центров информационной поддержки пользователей, включая 35 пограничных, расположенных в районах международных автомобильных пунктов пропуска на границах страны.

Учитывая, что отечественная система взимания платы с 12-тонников по охвату федеральных трасс (50 тысяч километров) не имеет аналогов в мире, процедуру работы с ней максимально упростили. В частности, предусмотрены различные способы оплаты: покупка маршрутной карты или получение бесплатного бортового устройства. Пополнить счет можно через интернет, терминал или банковской картой. Для транспортных компаний регистрация в системе «Платон» стала доступна с августа. За это время ее прошли 17,8 тысячи перевозчиков и владельцев транспортных средств массой более 12 тонн, автопарк которых в совокупности насчитывает более 180 тысяч грузовиков. Активнее всех к регистрации подошли перевозчики Южного и Сибирского федеральных округов. Большинство крупных грузоперевозчиков с автопарком от 50 автомобилей уже зарегистрировались в системе. На Дальнем Востоке регистрацию прошли 90 процентов крупных местных грузовиков. «Система “Платон“ покажет истинную экономику грузоперевозок. За будущее своего бизнеса опасаются те, кто вел его непрозрачно или неэффективно», — резюмируют специалисты Росавтодора.