Поздно вечером 6 ноября стало известно о том, что в Вашингтоне на 58-м году жизни от сердечного приступа скончался бывший глава холдинга «Газпром-медиа» Михаил Лесин, человек, который сумел стать крупным деятелем в медийной сфере еще в эпоху правления Бориса Ельцина. Многочисленные друзья и соратники бывшего министра печати характеризуют его как удачливого бизнесмена и опытного государственного чиновника, отмечая главное качество — бойцовский характер. Насколько можно судить из биографии Лесина, это качество он пронес через всю свою насыщенную яркими событиями жизнь.
Отношение к бывшему профильному министру в последние годы его жизни было довольно сложным, но немного неполным: как правило, на страницах газет и журналов он появлялся только в одном качестве — крупного медийного деятеля. Максимум, о чем обычно вспоминали, когда писали традиционные для прессы справки о его трудовом пути, — это его «министерский» период, который продлился без малого пять лет, но чаще — последнюю серьезную с номенклатурной точки зрения должность советника президента России Владимира Путина.
Впрочем, рассказывают, что и сам Михаил Юрьевич не слишком протестовал против такой трактовки — как и положено крупным деятелям из середины 1990-х годов, он не слишком заострял внимание на особенностях своей работы в тот период. При этом даже сухие строки «официальной» биографии выдавали в нем не только и не столько медийную, как сейчас принято выражаться, фигуру, но крупного политического игрока с внушительным багажом знаний о системе принятия решений России тех времен.
Видимо, именно по этой причине даже первые скупые комментарии об уходе Михаила Лесина полны недоумения — подавляющее большинство людей, хорошо его знавших или даже друживших с ним, провожают его в последний путь, вспоминая в первую очередь бойцовские качества этого человека, умеющего проявлять стойкость даже в схватках за собственную жизнь.
«Он всегда был борцом и бойцом и, перенеся несколько тяжелейших операций, он крепко встал на ноги, занимался спортом, выглядел абсолютно здоровым человеком, и в последний наш разговор он с гордостью говорил, что, по оценке врачей, с его диагнозом только 10 процентов людей встают на ноги, и он оказался в числе их. Но жизнь распорядилась по-другому», — подчеркнул в своем комментарии ТАСС глава Роспечати Михаил Сеславинский.
Но мог ли иначе себя вести человек, который, согласно многим свидетельствам, был задирой на улице — существуют даже вполне достоверные данные, что именно из-за своего бойцовского характера Лесин был исключен из пионеров (за драку), а впоследствии даже не вступил в комсомол, что для того периода (начало 1970-х годов) было довольно крупной проблемой для любого юноши, так или иначе нацеленного на карьеру. Сейчас уже трудно сказать, как в итоге это повлияло на дальнейшую судьбу молодого Лесина, тем более что до краха Советского Союза молодой человек прошел вполне стандартный для того периода путь. Он успел потрудиться в системе Министерства промышленного строительства СССР и на ниве кооперации.
Как водится, 1990-е радикально повлияли на судьбу молодого кооператора, до того занимавшегося производством телевизионных программ (по другим данным, организацией и проведением зрелищ). Именно в этот период его жизни обозначится важная веха — работа в структуре Молодежного творческого производственного объединения РТВ («Радио и телевидение»), которую позже именно Лесин преобразует в рекламное агентство Video International. Примерно тогда же начнется и другой период его жизни — работа в первых крупных СМИ. Фактически до 1996 года он будет трудиться в структуре РИА Новости, где запомнится довольно эффективной работой на ниве производства рекламных телевизионных роликов.
Очень похоже, что именно 1995 год (год парламентских выборов и работа на движение «Наш дом — Россия») станет поворотными в карьере Лесина, потому что уже в 1996-м в условиях сложного предвыборного периода именно Лесин будет заниматься разработкой проекта рекламной кампании Бориса Ельцина, который, несмотря на низкие рейтинги, все-таки выдвинет свою кандидатуру на выборах президента России. Знающие люди рассказывают, что слоган «Голосуй сердцем», а также телевизионные ролики «Спаси и сохрани» и «Верю, люблю, надеюсь» — это та часть кампании, к которой приложил руку непосредственно Михаил Лесин.
К слову, предвыборный штаб ввиду сложности политической кампании был тогда вынужден заниматься не только контролем политической составляющей (отдав на откуп медийную) — люди занимались самостоятельно даже вопросами размещения наружной агитации; этот участок вполне эффективно контролировал Лесин. Согласно свидетельствам его коллег, он просто не мог не обратить на себя внимание, работая с главой аналитической группы при избирательном штабе Ельцина Анатолием Чубайсом и с одним из создателей телекомпании НТВ Игорем Малашенко. Понятно, что при таких условиях он очень быстро попал в поле зрения «семьи».
В июне 1996 года Борис Ельцин, вступивший в электоральную борьбу с рейтингом в 8-9 процентов, выигрывает во втором туре президентские выборы. А уже в сентябре перспективный сотрудник предвыборного штаба станет начальником Управления президента РФ по связям с общественностью. Об этом сейчас не принято вспоминать, но даже по заголовкам СМИ того периода можно себе представить объем и сложность поставленных перед Лесиным задач — здоровье президента страны было уже к тому времени весьма неважным, да и политическая ситуация не располагала к спокойному второму сроку главы государства. А о политической выживаемости Лесина вполне может говорить еще один факт его биографии — став в 1999 году министром по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, он сохранил этот пост аж до 2004 года, благополучно перейдя из одной политической эпохи в другую.
Министерский период Лесина запомнился так называемым «захватом НТВ» — телеканала, который славился профессиональной журналистской командой и критическим отношением к действиям власти. В 2001 году медиаактивы бизнесмена Владимира Гусинского, объединенные в «Медиа-Мост» (НТВ, ТНТ, «Эхо Москвы», газета «Сегодня», журнал «Итоги» и другие), были переданы «Газпрому». Так появился холдинг «Газпром-медиа», к управлению которым Лесин пришел спустя 12 лет. Это событие сегодня называют первым шагом на пути к ограничению свободы слова в России.
Впервые Лесин связал свою жизнь с медиа в 1990 году, когда он возглавил молодежное творческое производственное объединение РТВ — объединение кооперативов, которые организовывали телевизионные конкурсы. Спустя год РТВ превратилось в Video International — рекламное агентство, которое впоследствии станет крупнейшим оператором медиарекламного рынка в России, СНГ и Восточной Европе.
Продюсер Александр Акопов, который учился вместе с Лесиным в МИСИ, вместе они и основали Vi, в интервью журналу Forbes говорил, что сделать стремительную карьеру товарищу помог технический склад ума, административный талант и умение завязывать и укреплять личные связи. Акопов вспоминал, как в 1986 году он пригласил 28-летнего Лесина на должность администратора театра-студии «Паноптикум» и доверил ему управление финансами. «За сутки он наладил работу с двадцатью абсолютно невменяемыми людьми, а с делами театра разобрался за какую-нибудь неделю», — говорил Акопов.
Карьера Лесина действительно развивалась очень стремительно. В 1994 году он ушел из Video International в телекомпанию «ТВ Новости», принадлежавшую Российскому информационному агентству «Новости» (РИА Новости). За пару лет он, начав с поста коммерческого директора, дослужился до директора компании. Известно, что, несмотря на выход из состава учредителей Video International, Лесин связей с агентством не потерял, оставаясь, как писали, его идеологом.
Примерно с этого времени он будет вовлечен в политику, пока в 2004 году не перейдет с поста министра печати на принципиально другую работу — станет советником Путина по вопросам СМИ. Будучи на этой должности, он инициирует создание канала Russia Today (ныне RT). Известно также, что в 2008 году он будет консультировать Юрия Ковальчука по поводу объединения его медиаактивов в единую структуру. В тот год воедино слились медийные активы банка «Россия», страховой группы «Согаз», «Сургутнефтегаза» и Алексея Мордашова — так появилась «Национальная медиа группа» (НМГ). Сейчас этой компании принадлежат контрольные пакеты РЕН ТВ, Пятого канала, газеты «Известия», радиостанции «Русская служба новостей». НМГ также владеет 25 процентами акций Первого канала, в ее управлении находится LifeNews.
С уходом из большой политики Лесин пропадет и с медийной арены на целых четыре года. Он занимается семьей, а в 2013 году появится на должности председателя правления «Газпром-медиа». Четыре года затишья отнюдь не означали, что Лесин отошел от дел. Он консультировал Vi, за советами к нему обращались руководители крупнейших телеканалов. Но Лесин вернулся и со свойственным ему масштабом начал выстраивать не только структуру, которую ему доверили, но и рынок в целом.
Он пришел в «Газпром-медиа» в октябре, а уже в ноябре структура совершила свою крупнейшую сделку: купила у «ПрофМедиа» каналы ТВ-3, 2х2 и «Пятница», кинокомпанию «Ценрал Партнершип» и четыре радиостанции. Сумма сделки без учета долга составила 602 миллиона долларов. В том же году медиахолдинг стал обладателем производителя сериалов «Гудсторимедиа», а позже и группы тематических каналов Red Media. Впрочем, громкое возвращение Лесина ознаменовалось и не менее заметной отставкой. В декабре 2013 года свой пост покинула главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк. В недавнем интервью Forbes она назвала Лесина причастным к ее увольнению.
Лесину принадлежала идея создания Индустриального комитета по телеизмерениям (ИКТ), который должен был выбрать единого измерителя аудитории каналов. Но после его ухода из «Газпром-медиа» в этом году ИКТ отказался от проведения открытого конкурса, и монополию на измерения телеаудитории в стране сохранила компания TNSRussia.
Лесину также приписывают активное участие в продвижении нескольких законодательных инициатив. В частности, законопроекта о запрете рекламы на платном телевидении (позже рекламу им все же разрешили продавать, но на определенных условиях) и разрешении на рекламу пива в телетрансляциях и прессе. Кроме того, депутаты отменили 35-процентное ограничение на продажу телерекламы одним селлером, которое ранее было введено, чтобы ограничить амбиции Vi.
Короткое пребывание Лесина у руля «Газпром-медиа» — с октября 2013-го до декабря 2014 года — запомнилось чередой скандалов вокруг «Эха Москвы» (холдинг является главным акционером радиостанции). Первый разгорелся из-за смены гендиректора «Эха», против чего выступил главный редактор станции Алексей Венедиктов. Поводом ко второму стало решение мажоритарных акционеров уволить журналиста Александра Плющева, который двусмысленно высказался в своем микроблоге о гибели сына главы кремлевской администрации Сергея Иванова (позже журналист публично извинился). За своего сотрудника вступился главред: Венедиктов заявил, что по уставу редакции увольнение работников — его компетенция. После долгих переговоров приказ об увольнении Плющева был отменен. Впоследствии Венедиктов высказался против отставки Лесина, назвав ее несвоевременной.
При этом Лесин не чурался и общественной деятельности: он был инициатором передачи прав на ТЭФИ от Академии российского телевидения в руки новосозданного Комитета индустриальных телевизионных премий. Его учредителями стали все крупнейшие медиахолдинги страны: «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, «Пятница»), ВГТРК («Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Россия Культура» и другие каналы), НМГ (Первый канал, РЕН ТВ и Пятый канал), «СТС Медиа», «ТВ Центр», а также Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ). Теперь решение о присуждении главной теленаграды страны принимают не академики АРТ, а само медиасообщество.
Но самое главное, наверное, не это, а то, как отзываются о Лесине его коллеги по цеху. «Это был уникальный человек. С редкой способностью ценить жизнь, уметь жить. Замечательный. Великодушный к ошибкам других, самоироничный и вообще ироничный», — сказала главный редактор международного информагентства «Россия сегодня» Маргарита Симоньян. По ее мнению, «смерть не вяжется с Михаилом Лесиным совсем».