Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Дома с привидениями

Москвичи на собственные средства реставрируют городские вывески

Фото: предоставлены Архнадзором

Старинная вывеска над входом в кафе, магазин или почту — для европейских городов обычное дело. Для нас — пока в новинку. Архитектурные детали российских городов — фонари, мостовые, ограды, вывески не имеют охранного статуса. И в итоге утрачиваются тысячами. Но в последнее время появились активисты, реставрирующие вывески на народные пожертвования. О том, как происходит спасение исторических вывесок в Москве, рассказывает «Лента.ру» в продолжении спецпроекта «Страна добрых дел».

Все прошлое лето в Москве, в Кривоколенном переулке шла работа. К дому №14 были подведены леса, стоя на которых реставратор монументальной живописи Екатерина Дмитриева слой за слоем счищала со стены штукатурку.

— Это буква «Л»? Точно «Л»? — кричала она время от времени вниз.

Внизу собрались краеведы, архитекторы, журналисты, случайные прохожие, жильцы дома. Последние особенно волновались:
— Только бы это не оказалось похоронным бюро…

Все лето в Кривоколенном переулке активисты-градозащитники реставрировали на народные пожертвования вывеску 1920-х, случайно обнаруженную год назад краеведом Денисом Ромодиным. Когда же из-под поздних наслоений краски и штукатурки показалась надпись «Заводско-техническая контора инженера Фалькевича», они устроили торжественное открытие с шампанским, булочками, чтением стихов Владимира Маяковского и барышнями, наряженными по моде ар-деко.

Интерес к старинным вывескам пришел к нам из Европы. Там и в больших городах, и маленьких деревушках, можно встретить вывески столетней давности, заботливо сохраненные или восстановленные хозяевами заведений. Есть даже понятие Ghost Sign (подпись призрака) — забытая реклама несуществующего на этом месте объекта.

В нашей же стране на протяжении многих лет к вывескам любопытства не проявляли. Их просто уничтожали: те, что были выполнены красками по штукатурке, — замазывали, жестяные — сдавали на металлолом. Реставрировать вывески стали уже в нулевых, но только в тех случаях, когда реставрировали все здание целиком. Так в Москве появились прекрасные лепные и жестяные вывески на здании бывшей типографии Левинсона в Трехпрудном переулке. А на углу Маросейки и Златоустьинского переулка восстановлена мозаичная вывеска стекольно-хрустального магазина Армана Дютфуа.

Но вот в 2012 году мосфильмовский художник Павел Эйлер, проходя по Малой Бронной, заметил, что на угловом эркере над входом в «Аптеку», который тогда как раз ремонтировали, сквозь краску просвечивают надписи. Эйлер рассказал о находке своему знакомому краеведу и координатору «Архнадзора» Александру Можаеву. Изучив фасад здания, они пришли к выводу, что под штукатуркой скрывается старинная вывеска. Это было тем более вероятно, что «Аптека» на углу Малой Бронной и Спиридоньевского переулка существует с 1914 года.

— Действовать надо было быстро, иначе рабочие вывеску бы оштукатурили, и она бы снова исчезла, — рассказывает Александр Можаев. — Мы решили отреставрировать вывеску на общественные деньги. Дали объявление в соцсетях — и люди откликнулись.

Одновременно со сбором средств начались реставрационные работы. Выполнять их активисты пригласили художника-реставратора ГосНИИР Наталью Ковалеву, а также двух ее студенток из МГХПА им. Строганова Катю Дмитриеву и Марину Гавриченко. Два месяца труда, и над входом в магазин открылась надпись 1920-х годов: «Аптека. Центральное бюро студенческих кооперативов». Причем на одной стороне эркера слово «Студенческих» написано грамотно, а на другой — с ошибкой, буквой «Т» посередине.

Так родилось движение по реставрации московских вывесок. Движение это в прямом смысле слова народное. Поскольку средств на восстановление вывесок в городском бюджете не предусмотрено, москвичи, неравнодушные к истории столицы, стали объединятся стихийно, под девизом: «Скинемся и отреставрируем сами!»

Поначалу движение состояло в основном из координаторов «Архнадзора» — среди самых активных были и остаются краевед Александр Можаев, реставратор Станислав Чижиковский, а также предприниматель Наталья Тарнавская, взявшая на себя общее руководство проектом. Однако постепенно число участников увеличилось и сейчас насчитывает около 600 человек. Люди помогают не только деньгами — краеведы собирают информацию об исторических вывесках, художники и полиграфисты рисуют и печатают баннеры, владельцы магазинов винтажной одежды предоставляют костюмы для церемонии открытия вывесок.

— Нас часто спрашивают, зачем спасать вывески, если рушат целые дома? — говорит Наталья Тарнавская. — Но помешать сносу дома мы можем не всегда, а вот восстановить вывеску — это в наших силах. Это волшебное чувство, когда понимаешь, что можно не просто писать посты и лайкать что-то в соцсетях, а взять и вылепить город своими руками.

На сегодняшний день кроме «Аптеки» на Малой Бронной стараниями москвичей отреставрировано еще две вывески: «Заводско-технической конторы инженера Фалькевича» в Кривоколенном переулке и «Булочная-кондитерская» на Покровке. Последняя, правда, получилась довольно спорной.

Дом №1 по Покровке — старинный, постройки XVIII века . В начале XX столетия на его первом этаже располагалась булочная-кондитерская, в советские годы ее сменил продуктовый магазин, который находится там до сих пор. Над входом в продуктовый еще в 1980-е годы был установлен типичный для тех времен световой короб с названием магазина. Однако за тридцать лет службы он износился, и в 2013 году его демонтировали. Под коробом же открылась кафельная кладка с двумя слоями едва заметных надписей. Первый слой, на котором буквы написаны с засечками, относится к 1920-м годам, второй, где шрифт более строгий, появился позднее — в 1930-1940-х. Кроме того, на вывеске просматривались необычные детали: ромбы — знак Московского союза потребительских обществ, а также кренделя — символ булочной.

— Вместе с реставратором Егором Сизовым мы решили восстановить все три слоя надписей разом, — рассказывает Наталья. — В Европе этот подход называется «консервация» и считается самым верным с исторической точки зрения. Глядя на такую надпись, зрители могут сравнить, какими бывали вывески в разные эпохи.

Однако для горожан трехслойная надпись оказалась непонятной. Тогда известный московский краевед, сотрудник музея архитектуры им. Щусева Валентин Карелин предложил в дополнение к вывеске сделать небольшой стенд, который бы рассказывал историю вывески «Булочная-кондитерская». Так в витрине продуктового магазина на Покровке появилась целая музейная экспозиция: с описанием вывески, старинными фотографиями в деревянных рамах и ночной подсветкой.

А вот вывеска в Кривоколенном переулке, напротив, стала настоящим народным проектом. Случилось так, что зимой 2014 года со стены здания №14 обвалилась штукатурка. Под штукатуркой же обнаружился тот самый «призрак» — более ранний слой с едва различимыми буквами. Шрифт надписи был необычен — своего рода упрощенный модерн.

Как только стало понятно, что под современной отделкой здания может скрываться старинная вывеска, активисты взялись за дело. Прежде всего они оформили все необходимые для реставрационных работ бумаги — разрешение городских властей и письменное соглашение жильцов дома на ремонт фасада. Затем собрали деньги — около 200 тысяч рублей.

— В этот раз на реставрацию скидывались самые обычные жители Москвы, — говорит Наталья Тарнавская. — Давали очень разные суммы, от 50 рублей до нескольких десятков тысяч. Примерно четверть собранной суммы пошла на организационные расходы: листовки, баннеры, фуршет и прочее. А три четверти — на покупку материалов и оплату труда реставраторов.

Реставрировать вывеску в Кривоколенном активисты вновь пригласили Катю Дмитриеву — теперь уже со своей бригадой. Работы начались летом 2015 года и продолжались два месяца. Мастера слой за слоем сняли цементную штукатурку, определили границы надписей и рисунков, а потом укрепили их и покрасили заново.

— Период расчистки вывески — самый долгий и трудоемкий, — рассказывает Наталья Тарнавская. — Пока шли работы, я почти каждый день приезжала в Кривоколенный переулок. Уже был назначен день открытия, разосланы пресс-релизы, приглашены гости, а вывеска все не меняется и не меняется. Я пришла в ужас! Может, реставраторы запили? Может, не ходят на работу? Но в последние два-три дня раз — и готово! Вывеска заиграла красками.

Кстати, активное участие в восстановлении надписи «Заводско-техническая контора инженера Фалькевича» приняли и сами жильцы дома №14 в Кривоколенном переулке. Вначале они, правда, были не очень довольны этой затеей — опасались, что по строительным лесам, доходящим до второго этажа, к ним заберутся воры. Но по мере того как открывались буквы, жители дома все больше проникались общим делом: скидывались деньгами, угощали девушек-реставраторов чаем, приглашали греться к себе домой.

— Все три вывески, которые мы восстановили, относятся к периоду НЭПа, — говорит Наталья Тарнавская. — Историческая и художественная ценность их условна — это пример обычной торговой рекламы. Но именно в культуре повседневности и содержится живая история Москвы.

Дом в Кривоколенном переулке,14 — наглядное подтверждение этим словам. Построенный в 1912 году как доходный дом, он вплоть до прошлого лета был невнятной серой громадой. Но как только выяснилось, что девяносто лет назад в здании помещалась заводско-техническая контора Фалькевича, всем стало интересно: кто же он — этот загадочный инженер?

Расследование провела москвовед и экскурсовод Татьяна Воронцова. Оказалось, что инженер Самуил Яковлевич Фалькевич управлял заводом, выпускавшим сжатый кислород для медицинских и технических нужд. Предприятие находилось на Большой Семеновской, 42, а вот его представительство господин Фалькевич открыл в районе Мясницкой, где во времена НЭПа шла особенно активная торговля.

Домов с «призраками», подобными «заводско-технической конторе инженера Фалькевича», в Москве множество. К примеру, на здании, где расположено посольство Белоруссии, есть доска «Свободен от постоя. Мясницкая часть, третий квартал» — это означает, что хозяева внесли деньги на строительство казармы и вправе не пускать в дом солдат. Также московским краеведам известно, что контррельефная надпись «Товарищество М.С. Кузнецова» сохранилась на здании магазина «Фарфор-Фаянс» на Мясницкой, 8, построенном архитектором Федором Шехтелем в 1898 году.

— Старые вывески на этом доме отчетливо видны на фотографиях 1990-х годов, и видно также, что они в хорошем состоянии, — говорит Наталья Тарнавская. — Их можно отреставрировать. Но трудность в том, что сейчас здание занимает магазин «Глэдис», в котором продается элитный английский фарфор. Пока руководство магазина против реставрации. А жаль — такая вещь обязательно должна быть в городе. В отличие от никому не известной конторы Фалькевича, «Кузнецовский фарфор» — это бренд, знаменитый на всю Россию.

Кроме собственно вывесок в Москве есть немало других архитектурных деталей, достойных реставрации. Не так давно, например, координатор «Архнадзора» Петр Мирошник с друзьями спас фрагмент чугунной ограды, валявшийся бесхозным в одном из переулков в центре города. Краевед же Валентин Карелин обнаружил в районе Лубянки шесть световых фонарей начала XX века — кованых решеток с толстым матовым стеклом, которыми закрывали в домах подвальные окна. Все фонари Карелин передал в музей архитектуры им. Щусева. Их отреставрируют и вернут на прежнее место.

Ближайшая работа, которая ждет активистов и реставраторов, — восстановление вывески на здании «Почты России» на Пречистенке, 15. История здесь повторилась. Прошлой весной во время ремонта рабочие сняли с дома старую вывеску. А под ней открылась более ранняя надпись, сделанная синей краской: «Артель ХЛЕБОПЕК булочная». Ее заметил архитектор Петр Шутов.

— Согласно справочникам, в 1923 году по этому адресу действительно числилось предприятие «Трудовой хлебопек», — рассказывает краевед Александр Можаев. — Стало быть, перед нами одна из тех вывесок, по которым учился читать знаменитый гражданин Пречистенки — булгаковский Шарик.

В настоящее время старинная вывеска на здании «Почта России» завешена баннером — на время холодов. Реставрационные работы начнутся весной 2016 года. Все необходимые документы на них получены. Сбор средств уже начался. Подробности — в группе «Реставрация старинных вывесок» в разделе Description.