В наш циничный век люди часто говорят, что в волшебство и чудеса не верят. Правда, при этом почему-то у многих бронзовых памятников обязательно находится какое-нибудь одно особенно блестящее место, которое все трут, загадывая желания. Всевозможные древние камни усыпаны монетками и конфетами, а деревья возле них обвязаны разноцветными ленточками. В целебных источниках купаются вообще в любое время года. А в «страшную пятницу», которая приходится на 13 число, опасаются встречи с нечистой силой.
Прагматики и реалисты на словах не всегда оказываются таковыми на деле. И потребность в том, чтобы обратиться за помощью к высшим силам, частенько берет верх над закоренелым скептицизмом. «Лента.ру» выбрала несколько волшебных мест, где можно загадать самое заветное желание.
Переславль-Залесский и Плещеево озеро, на берегу которого он стоит, — место уникальное как с историко-культурной точки зрения, так и по своей энергетике и атмосфере. Расстояние от Москвы до Переславля — около 150 километров, поэтому сюда вполне можно приехать даже на один выходной. Город и его окрестности наполнены святынями. Помимо множества старинных церквей и монастырей, здесь сохранились и следы древнеславянских святилищ.
Варварин ключ — святыня православная. По преданию, несколько веков назад глухонемой юноша из Купани заговорил после того, как ему явилась икона святой Великомученицы Варвары — как раз на месте источника. С тех пор сюда стекаются паломники, чтобы набрать чудотворной воды, помолиться и совершить омовение.
Часовня над источником была уничтожена в 30-х годах ХХ века, но в конце 90-х ее восстановили. Народная молва до сих пор твердит о чудодейственных свойствах воды из источника. Люди уверены, что она избавляет от болезней, наговоров и всевозможных несчастий. Только в погоне за телесным и духовным очищением следует учитывать время года: весной и осенью к источнику сложно проехать из-за размытой дороги.
Синий камень, или, как его часто называют, Синь-камень тоже находится в Ярославской области. Но если Варварин ключ — святыня православная, то Синь-камень — языческая. Однако посещают его не только «родноверы», проводящие здесь древние ритуалы. Судя по бойкой торговле на подступах к валуну, это место пользуется огромной популярностью и у обычных путешественников. В сувенирных лавках продаются магниты с кусочками камня, ленты, которые можно повязать на дерево, чтобы загадать желание.
Говорят, что на камне обязательно нужно посидеть девушкам — и попросить высшие силы о женском счастье. Кстати, если хотите прикоснуться к сакральному и таинственному, стоит поторопиться: по невыясненным геологическим причинам камень быстро уходит под землю. Когда-то его высота достигала среднего человеческого роста, а сейчас на него можно присесть, как на скамейку. Не исключено, что через какие-нибудь пару веков он окончательно скроется с глаз навязчивых туристов.
В Сергиевом Посаде и его окрестностях множество православных святынь, привлекающих паломников и просто туристов. В одну только Троице-Сергиеву Лавру ежедневно съезжаются сотни и даже тысячи гостей со всей страны.
Окружают знаменитую обитель менее известные, но не менее значимые места. Например, в деревне Взгляднево есть чудодейственный Гремячий ключ — водопад высотой в несколько десятков метров. По легенде, образовался он после молитвы Сергия Радонежского. Вода в нем считается святой и целебной, особенно много людей собирается здесь на Крещенские купания.
Воды Гремячего ключа разделяются на три струи. Считается, что центральная лечит голову, правая — сердце, а левая — женские болезни.
Всего в 15 километрах от МКАД в Истринском районе сохранилось древнее славянское святилище, посвященное, предположительно, богу Велесу, покровителю скотоводства. Наши предки приносили у камня бескровные жертвы злаками, молоком и хлебом. Водой, собиравшейся на камне, натирался домашний скот — так его защищали от хищников, болезней и мора. К тем, кто исправно приносил богатые жертвы, по воле Велеса приходила удача.
Собираются у Велесова камня и сегодня, загадывают желания, просят о достатке и благополучии. Ну и о здоровье коз и коров (у кого они есть), конечно, тоже не забывают.
Примерно 200 километров отделяют столичных искателей волшебства от Михайловского района Рязанской области. Здесь, неподалеку от села Хавертова, есть родник с характерным названием «Мужичий колодец». Вода в роднике считается чудодейственной и целебной, окунувшись в нее, можно избавиться от разных недугов.
Есть у родника и другая, более конкретная функция. Сюда приезжают представители сильной половины человечества с вполне определенными целями — поправить мужское здоровье и набраться мужской силы. Ищите источник на левом берегу реки Жрака, рядом с селом Хавертово.
Говорят, специалисты тщетно пытаются разгадать загадку этого волшебного места. А простые люди, меж тем, не перестают тянуться к Шутову камню по болотистой тропке сквозь лесные заросли. Сохранилось поверье, что Шутов камень — один из девяти осколков огромного Алатырь-камня, принесенного нашими далекими предками с берегов Белого моря. Осколки эти раскидали по границам Московского княжества для его «оберегания» — так один из них и осел в Дмитровском районе. Также, по некоторым данным, Иван III водил сюда свое войско перед знаменитым стоянием на реке Угре, которым ознаменовалось окончание монгольского ига. Стояние, как известно, обошлось без боя, и все вернулись домой целыми и невредимыми.
Главное, о чем просят у камня паломники, — это здоровье детей. Но исцеляет он, по поверью, и взрослых. Издревле считалось, что прислониться к волшебному осколку мало — надо принести воду, полить камень и быстро собрать ее в отдельную посуду. Потом следует протереть этой водой ребенка и переодеть его в чистое белье. Необычная процедура по сбору чудодейственной воды не меняется уже многие века.
Наверное, это единственный древний языческий камень, который официально признала и приняла православная церковь. Правда, не из-за его волшебных свойств, а потому что в XVII веке на нем была обретена икона с изображением Тихона Амафутинского. С этого момента на протяжении нескольких столетий к камню даже совершался крестный ход во славу этого события. В ХХ веке часовня в соседней деревне Березино была разрушена, и крестные ходы прекратились. Однако слава о чудодейственных свойствах камня в народе по-прежнему жива.
Говорят, что если умыться водой, собранной из углубления на нем, то можно вылечить серьезные глазные заболевания. Правда, для начала придется изрядно потрудиться, чтобы Тихонов камень найти: тропинка к нему, да и он сам, давно поросли мхами и травой.
По одной версии змеиный камень получил свое имя в честь финно-угорского змеиного бога Ура, чье святилище было на валуне в дохристианскую эпоху. По другой — название возникло из-за необычных узоров на поверхности камня, напоминающих небольших змеек.
Рядом стояла часовня, но ее разрушили. Камень же продолжает свою чудодейственную миссию и по сей день: на нем оставляют монеты, на соседние деревья повязывают ленты — и непременно загадывают свои самые заветные желания.
Огромный камень с причудливыми округлыми выемками появился в Шахматово то ли при деде поэта Александра Блока, то ли еще раньше — до того, как знаменитая семья приобрела эту усадьбу. Говорят, что камень перетащили сюда из близлежащего оврага, и у местных жителей он пользовался большой популярностью еще задолго до этого.
Сейчас валун называют Блоковским камнем. А раньше в народе он именовался «бабьим». Видимо, именно поэтому камень до сих пор очень даже востребован у барышень, особенно у тех, кто желает устроить свою личную жизнь. Считается, что для осуществления заветной женской мечты девушка должна усесться поудобнее в одно из углублений на камне, сосредоточиться и направить запрос высшим силам.
Этот камень — настоящий феномен. В первую очередь потому, что его сделала чудодейственным народная молва. Причем не в древние времена, а во вполне себе современные.
Камень-гигант был обнаружен разработчиками соседнего с деревней песчаного карьера. Никакой особой истории у него нет — просто батюшка местного храма иконы Божьей Матери «Живоносный источник» (храм, кстати, тоже не древний, строить его начали в начале 2000-х годов) предложил перенести валун к церкви. И по окрестностям пошли слухи, что камень исполняет желания. Для этого надо на него забраться (высота — 2,5 метра), причем непременно босиком. Для удобства возле каменного гиганта даже поставили лестницу. Впрочем, можно и просто дотронуться до камня или, лежа на земле, прислониться голыми ступнями.
Постепенно к камню потянулись дачники и туристы. А вскоре в легенду поверили и неоязычники: периодически они устраивают у камня свои ритуальные празднества.
Но самое интересное, что желания многих людей, побывавших у камня в Лызлово, все-таки исполняются. Значит, не так уж и важно, на каком валуне посидеть или в какой источник окунуться. Самое главное, искренне хотеть и верить, что то, о чем мы мечтаем, обязательно сбудется.