Москва портальная

Как запуск городского сайта изменил жизнь москвичей

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

В конце октября 2015 года состоялся перезапуск официального портала города Москвы Mos.ru. Насколько изменился столичный сайт и какие у него проблемы и перспективы, разбиралась «Лента.ру».

Функциональная перезагрузка

По словам главы столичного департамента информационных технологий (ДИТ) Артема Ермолаева, до перезапуска портала в ведении московского правительства находилось несколько сотен сайтов с различной функциональностью, и их объединение в один ресурс поможет донести до жителей города всю необходимую и полезную информацию.

Mos.ru получил новый исторический раздел «О Москве», а раздел «Факты города» и московский план развития были интегрированы в единую систему. Через сайт теперь можно получить доступ к разделу столичных новостей «Пульс города» и сервису «Советник». Последний содержит рекомендации более чем по 300 наиболее актуальным для москвичей темам, сформированным на основе анализа 18 миллионов поисковых запросов. Разброс вопросов довольно широк: от графика работы торговых центров до покупки и регистрации автомобиля. В течение года на портал также переедут интернет-страницы управ, префектур и департаментов столицы.

В ДИТ изначально понимали, что перед ними стояла задача создать новую экосистему, в которой пользователи смогли бы легко найти любую информацию, разрешить насущную проблему и настроить портал под себя. Поэтому сайт прошел два этапа тестирования и был изначально адаптирован под мобильные устройства.

Статистический прирост

Однако основным критерием оценки удобства ресурса, вне всякого сомнения, является рост его посещаемости, отражающий востребованность сайта среди москвичей. В этом московский портал не одинок — большинство мировых столиц также уделяют особое внимание развитию своих городских ресурсов и увеличению их аудитории. Согласно данным независимого сервиса оценки трафика SimilarWeb, ежедневно все семейство порталов Mos.ru просматривают более 850 тысяч раз, а в октябре число визитов превысило 25,7 миллиона, что на 3 миллиона больше сентябрьских показателей.

Это позволило ресурсу занять 695-е место по посещаемости среди всех сайтов мира и 35-е место по России.

А в общемировом рейтинге ресурсов по оказанию госуслуг портал занимает восьмое место.

Кроме того, Mos.ru лидирует среди отечественных сайтов данной категории, обгоняя по посещаемости такие ресурсы, как Портал государственных услуг (gosuslugi.ru), официальный сайт Федеральной налоговой службы (nalog.ru) и справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (consultant.ru).

При этом аудитория сайта в последние месяцы стабильно показывала положительную динамику роста. Так, в начале октября число визитов на портал по сравнению с показателями месячной давности возросло на 9 процентов, а за год динамика посещений увеличилась более чем в два раза — на 105 процентов. Помимо Mos.ru, столь впечатляющие показатели в России демонстрирует лишь Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru), однако аудитория данного ресурса уступает московскому сервису.

Наибольшей популярностью среди столичных посетителей пользуются портал госуслуг (Pgu.mos.ru) и система мониторинга качества образования (Mrko.mos.ru). Оба раздела в среднем за сутки просматривают более 220 тысяч раз. На третьем месте с существенным отставанием расположился проект электронных референдумов «Активный гражданин», имеющий в своем активе более 13 тысяч суточных визитов. Однако есть все основания полагать, что ряд вынесенных на голосование резонансных вопросов, в том числе решение о переименовании станции метро «Войковская», непременно приведут к росту посещаемости и общего интереса москвичей. Стоит отметить, что все вышеперечисленные данные не учитывают показателей просмотров с мобильных устройств.

По количеству пользователей и динамике роста среднесуточной посещаемости столичный портал уже обгоняет обладающий схожей функциональностью официальный сайт Нью-Йорка.

Более того, Mos.ru почти вплотную приблизился к статистике онлайн-ресурсов штата Калифорния и Европейского союза с показателями в 27,1 и 26,5 миллионов ежемесячных визитов пользователей.

Москва технологичная

Для дополнительного увеличения аудитории разработчики сделали весь функционал и контент сайта доступным для просмотра на смартфонах и планшетах. Кроме того, для отдельных столичных сервисов запущен ряд доступных для скачивания в AppStore и Google Play мобильных приложений. Помимо уже упомянутого «Активного Гражданина», это «Госуслуги Москвы», приложение для поиска и оплаты парковочных мест «Парковки Москвы», «Транспорт Москвы», «ЖКХ Москвы» и многие другие. Столичные приложения установлены уже более чем на 2,5 миллионах мобильных устройств, и с ростом проникновения среди москвичей современных гаджетов это число будет увеличиваться.

Портал также будет способствовать становлению целого ряда технологических компаний, участвующих в проекте по расширению его функционала. Среди них уже можно назвать разработчика приложений «Электронная Москва» и создателей самого ресурса — компанию NotaMedia. Учитывая масштабные планы столичного Департамента информационных технологий в отношении портала, в обозримом будущем можно ожидать привлечения новых компаний к работе над его будущими опциями.

В день перезапуска москвичам обещали к началу ноября завести официальные сообщества портала в социальных сетях. Но пока Facebook по запросу Mos.ru не выводит ни одной публичной страницы, а во «ВКонтакте» находится лишь одно верифицированное сообщество — «Московское парковочное пространство», появившееся задолго до перезапуска ресурса.

Проблемы наблюдаются и у наиболее популярных мобильных приложений сервиса, которые, несмотря на довольно высокие оценки в магазинах приложений, имеют ряд критических отзывов от пользователей, которые касаются оформления и сложностей с авторизацией.

Таким образом, несмотря на рост посещаемости Mos.ru, порталу все еще необходимо работать над целым рядом сервисов, в первую очередь мобильными. Ведь несмотря на рост проникновения гаджетов среди москвичей, в первые три дня после перезапуска на мобильные устройства пришлось всего 20 процентов общего трафика, в то время как уже упомянутый сайт Нью-Йорка еще в 2013 году со смартфонов просматривали более 25 процентов пользователей.